Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Лаптеплетение

В наши дни уходят из жизни старые мастера, прерывается некогда имевшая место крепкая семейная преемственность. Урбанизация и механизация ведут к потере навыков творческого ручного труда. Так случилось и с лаптями — традиционной плетёной обувью русских крестьян, имевшей хождение вплоть до первой трети XX века. Обобщение и изучение экспедиционных материалов и письменных источников позволяет сделать вывод, что с развитием фабричного обувного производства лапти окончательно были вытеснены из народного быта, потеряв свою основную утилитарную функцию, уйдя в область «забытого» прикладного искусства. И тем не менее... Нет-нет, да и наденет русский человек дома лапти, вспомнит историю.

Самые ранние свидетельства о лаптях, бытовавших на рязанских территориях, относятся к домонгольскому периоду. Раскопки, прово-димые в Переславле Рязанском (современная Рязань), выявили в культурном слое XII-XIII веков целый инструментарий для плетения лаптей: деревянную колодку, металлические ножи, костяные изделия, напоминающие кочедыки. Многочисленные находки кочедыков говорят о большом распространении лаптей.
Лапти плели из коры практически любого дерева, выбор материала обусловлен местностью, где проживает лапотник. На Рязанщине плели, в основном, из коры молодых липок (лыка) и берёзок (бересты), реже употребляли соломку, кукурузный лист, а также вязовое лыко: лапти из него получались неноскими, хотя и более изящными, праздничными, за что и получили в народе название «боярских». Чтобы придать обычному липовому лыку богатый красно-коричневый оттенок, под вяз, мастер варил только что сплетённые лапти в крепком чайном растворе. «Княжескими» назывались лапти, украшенные дубовой корой. Для изготовления так называемых «кручёных» лаптей, полоски лыка скручивались, и лишь затем переплетались с другими лычинами.

В Рязанской губернии сложилась традиция плетения лаптей из липового и вязового лыка двумя способами: в косую клетку (расположение решётки под тупым и острым углами) и в прямую (полоски лыка идут перпендикулярно друг другу). В ряде уездов применялась смешанная техника с использованием бересты. Бытовали лапти двух типов: «мордовские» и «русские», получившие также название «московские».

В 1913 году на 2-й Всероссийской кустарной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге, Рязанская губерния экспонировала лапти из Касимовского, Спасского, Раненбургского уездов. Особенно был отмечен мастер по мелко-плетёным писаным лаптям — Баранов Василий Ильич из села Глуховское Раненбургского уезда. В 1914 году в селе Палищах Касимовского уезда на воскресных базарах было «до 30 постоянных лавок, в которых можно купить всё, начиная от лаптей до золотых вещей включительно». В Касимовском отделении Рязгубкустарсоюза в 1922 году зафиксировано пять кустарных артелей по лаптеплетению с общей производительностью до 5 000 лаптей в месяц. Касимовский уезд можно по праву считать одним из традиционных промысловых центров по плетению изделий из лыка. По данным на 1 октября 1926 года, в кустарном Союзе Рязани действовала одна артель по плетению лаптей, в которой трудилось 144 человека. Доминирующее положение среди уездов Рязанской губернии по производству лаптей занимали Касимовский и Егорьевский уезды. В некоторых волостях Егорьевского уезда плетение лаптей издавна носило характер постоянного местного промысла, причём преимущественно женского. Промысел лаптеплетения также отмечен в отдельных селениях Раненбургского, Скопинского и Ряжского уездов. В основном, это занятие являлось сезонной работой, начинающейся, как правило, с глубокой осени и про-должающейся в течение всего зимнего периода, благодаря чему население имело небольшой, но относительно стабильный заработок. Хотя в ряде селений крестьяне были вовлечены в домашнее производство лаптей круглогодично.

Во время полевых изысканий в 2006 году удалось отыскать старых мастеров-лапотников в разных районах Рязанской земли.
В городе Касимове лапти плёл Иван Максимович Слепов, который начал осваивать это ремесло в 30-е годы, будучи ребёнком. Плёл он из липового лыка, редко — из вязового. В селе Мелехове Чучковского района плетёт лапти и различные изделия из лозы Иван Владимирович Печников (1940 г.р.). В посёлке Лесной Шиловского района занимается лаптеплетением Михаил Иванович Сенёшин (1934 г.р.). Его сувенирные лапти пользуются спросом не только в России, но и за границей. В селе Кермись Шацкого района плетёт лапти Сергей Тихонович Редичев (1928 г.р.). Семейному делу он в детстве научился у отца. Особая судьба у Владимира Иосифовича Завер-тяева из Рыбновского района. Оставшись в Великую Отечественную войну сиротой и пройдя через два детдома, подросток обучался мастерству у тумского пастуха в Клепиковском райо-не. В начале 1960-х годов он сплёл десять пар лаптей для Рязанского областного драмтеатра. Плетёт лыковую обувку и отшельник Василий по прозвищу Дубовый, живущий в деревне Ореховке Шиловского района. Издавна славился мастерами-лапотниками Спасский уезд. Так, в селе Федотьеве лапотничал Иван Макарович Жуков, который перенял навыки плетения от своего деда. В селе Казарь Рязанского района лапти плели братья Бижоновы — Иван и Василий. В селе Дубровичи того же района в начале 1960-х годов
плёл лапти Иван Рыбкин, последний лапотник села.

Материалы позволяют сделать вывод о том, что массовое производство лаптей закончилось в двадцатых годах XX века, но для бытовых нужд лапти продолжали использоваться в крестьянском хо-зяйстве ещё длительное время.

В наше время старинное ремесло плетения лаптей практически утрачено, поскольку прервана многовековая цепочка семейной преемственности: старикам некого учить, молодым неинтересно осваивать недоходное дедовское ремесло. Но лаптеплетение глубоко вросло в народную культуру, национальное сознание. Вспомним такие устойчивые словесные обороты, как «мужик-лапотник», «не лыком шит», «лаптем щи хлебать».

В мае 2006 года в рамках международной программы по сохранению культурного и исторического наследия в городе Рязани прошла первая специализированная выставка старинных ремёсел «Эх, лапти!», на которой именно лапти стали центральным ядром экспозиции. На выставке были представлены закупленные мной в ходе полевых экспедиций образцы лаптей из различных материалов и различных размеров: большие, средние, маленькие и совсем миниатюрные -"пальчики" или «ноготки». Были там как классические экспонаты традиционных промыслов Рязанской области, так и редкие образцы ручной работы.

В современной жизни лапти применяют в лечебных целях как ортопедическую обувь, используют в бане или просто как сувенирную продукцию.
Всё это позволяют говорить о том, что история лаптеплетения — пусть и несколько водоизменённого — продолжается!

М. СЁМИНА


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области