Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Особый промысел

В Рязани сегодня начинает работу первый проектно-аналитический семинар «Развитие ремесленно-сувенирной индустрии Рязанской области». В его работе принимают участие представители региональных ремесленных производств, туристического бизнеса, областного комитета по культуре и туризму, индивидуальные ремесленники и эксперты в сфере стратегического развития отечественной туриндустрии.

Главная задача, которую призван решить семинар, – определение приоритетных направлений развития традиционных для региона народных промыслов как неотъемлемой части туристической привлекательности региона.

История народных промыслов и ремесел насчитывает не одно столетие. На протяжении многих веков они являлись неотъемлемой частью обыденной жизни, обеспечивая предметами быта самые широкие слои населения. К середине XX столетия индустриализация и развитие промышленности вытеснили рукотворные изделия из повседневности, переведя их в разряд произведений искусства носителей самобытной народной культуры. За последние 100 лет ремеслам пришлось пережить забвение, претензии государства превратить их в один из основных предметов отечественного экспорта, свободное плавание в поисках своей гавани в структуре новой для России рыночной экономики. Сегодня, когда глобализация все больше унифицирует все стороны жизни общества, народным промыслам и ремеслам, как хранителям уникальной истории и культуры рязанская края, отводится важная роль в презентации неповторимого облика региона.
Каковы возможные пути к достижению этой цели, рассказывают руководители учреждений культуры, предприятий малого бизнеса, представители органов власти.

Елена Царева,
председатель комитета по культуре и туризму Рязанской области:

– Прежде всего, хочу отметить, что на общероссийском фоне Рязанская область выглядит достаточно благополучно.
Нам удалось пронести сквозь нелегкие времена и сохранить уникальные промыслы и ремесла. Но в целом ситуация во всех регионах схожая: все народные промыслы, будь то палех, гжель, вологодское кружево или скопинская керамика, долгие годы находятся в состоянии выживания. Когда-то Рязанщина славилась 15 видами народного прикладного творчества. Сегодня можно говорить об относительно уверенном положении лишь пяти из них – это кадомский вениз, скопинская керамика, михайловское кружево, шиловская лоза и касимовская роспись по дереву.

Каждое из этих ремесел в экономическом плане чувствует себя по-разному, но более успешно и стабильно – предприятие скопинской керамики. На всех пяти предприятиях сохранена команда художников, история промысла, где-то до сих пор действуют музеи, некоторые из них развиваются как туристические объекты – появились интерактивные программы по привлечению туристических потоков.

В регионе работает немало индивидуальных мастеров – порядка двух тысяч. Это и резчики по дереву, и ткачи, кто-то занимается лоскутным творчеством, лозо- и лыкоплетением, вышивкой. Они – активные участники различных областных и международных выставок народных промыслов.

Создана федеральная программа, предусматривающая субсидирование и определенные налоговые льготы для предприятий, работающих в этой сфере. Существуют преференции и для частных предпринимателей, занимающихся народными промыслами.

В регионе регулярно проводятся выставки народных промыслов, отслеживается, в каком состоянии находится то или иное ремесло, выявляются новые мастера. Хочу отметить, что мы не потеряли связь ни с одним муниципальным образованием, в котором присутствуют народные промыслы, а в последние пять-семь лет наметилась тенденция появления интереса к ремеслу у молодежи. Это дает шанс на сохранение и продолжение прикладного творчества. Материал накоплен богатый, в том числе этнографический. Между тем сегодня остро не хватает координационной помощи, синергии бизнеса и народного искусства. А для создания условий, благоприятствующих такому взаимодействию, нужна научно-методическая база, и прежде всего, – системный мониторинг состояния народных промыслов. Действующим ремесленникам нужна юридическая помощь. Хочу отметить, что на протяжении последних двух лет предпринимаются активные попытки образовать союз единомышленников, деятельность которого была бы направлена на сохранение тех видов ремесел, которые сегодня существуют на территории области, в частности, начат мониторинг народных промыслов и ремесел.

Елена Шаповская,
директор Рязанского областного научно-методического центра народного творчества:

– Если вернуться к истории существования промыслов, то можно увидеть, что, например, в 1950-1960-х годах народное прикладное творчество пережило определенный подъем. Он был связан с проводимой тогда государственной политикой, когда уникальные изделия стали централизованно экспортироваться за рубеж. Именно в то время в структуре производства предметов народных ремесел появились крупные заводы, такие, как Скопинский керамический.

Наши предки оставили нам щедрое нематериальное культурное наследие, растет популярность так называемых обрядовых групп, которые, в частности, воссоздают свадебные обряды, присущие той или иной местности. А свадебный обряд – это и прикладное, и устное народное, и песенное творчество, и кухня, и диалекты. Рязань – очень яркий, самобытный регион, достойный позиционирования на совершенно ином уровне. Поэтому сегодня речь идет о создании бренда региона, а одним из путей решения этой задачи является развитие народных промыслов и ремесел, например, с помощью создания базовых проектов для развития сферы ремесел.

Вывозя рязанскую продукцию на выставки в другие регионы, мы столкнулись с тем, что, с одной стороны, наблюдается острый спрос на самобытные, свойственные конкретному региону товары, сувениры. С другой стороны, предложить какой-либо интересный, законченный образ Рязани, выраженный в продукции народного творчества, мы оказались не готовы. Что было бы интересно? Предположим, это могли бы быть комплексные наборы из посуды скопинской керамики с салфетками кадомского вениза, уложенные в короба из шиловской лозы. Такой набор стал бы прекрасным подарком для любого дома. Для реализация подобных проектов требуется слаженное взаимодействие художников, мастеров, бизнеса, специалистов, готовых представлять и продвигать рязанскую культуру.

Малый бизнес региона находится в поиске уникального предложения и постепенно поворачивается в сторону народного культурного наследия Рязани. Так, одно из предприятий города обратилось к нам за иллюстрациями народных промыслов с целью их использования в собственной корпоративной сувенирной продукции. Я уверена, что эта идея позволит компании создать по-настоящему уникальную представительскую продукцию. Кроме того, ведутся работы по оформлению гостинично-развлекательного центра в культурных традициях рязанского края и, в том числе, с использованием предметов народного прикладного творчества. Это хорошая тенденция, которая должна получить развитие.

Андрей Бушков,
председатель Ассоциации молодых предпринимателей Рязанской области:

– Народные промыслы и ремесла, безусловно, интересны региональному бизнесу. Подтверждением этому служат конкретные примеры.

Так, один из представителей Ассоциации молодых предпринимателей в настоящее время активно работает с сувенирной продукцией, содержащей рязанскую символику.

В частности, налажено производство магнитов высокого качества. Необходимо отметить, что они пользуются хорошим спросом, заказы на эту продукцию поступают из 10 российских регионов.

Кроме того, у ассоциации есть немало идей о возможном сотрудничестве бизнеса и народных промыслов и ремесел, в стадии подготовки находятся предложения различным малым предприятиям районов области. Нужна единая концепция развития этой сферы, и мы готовы принять активное участие в ее создании.

Светлана Тябут,
председатель правления НП «Рязанская областная палата предпринимателей сферы услуг и ремесел»:

– 2 декабря пройдет третий фестиваль бытовых искусств и ремесел «Окские сезоны». Подобные мероприятия играют значительную роль в формировании интереса широких слоев общественности к народным промыслам и ремеслам, в популяризации продукции.

Кроме того, фестиваль дает возможность обмена опытом различных ремесленных и художественных школ, способствует созданию новых контактов. Рязанское народное творчество интересно как обывателю, так и специалистам, причем не только в нашем регионе. Мы получаем немало приглашений на участие в различных межрегиональных выставках, ярмарках. Проводимый сегодня семинар – еще один шаг на пути развития народных промыслов. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество с коллегами из Санкт-Петербурга.

Ирина Сусанина,
директор художественного салона «На старом перекрестке»:

– Мы работаем с мастерами народных промыслов и ремесел 22 года. Хочу отметить, что интерес к этой продукции есть. Но спрос формируют индивидуальные художники и мастера.

Кроме того, ощущается нехватка пропаганды нематериального культурного наследия региона.
Так, иногородние туристы нередко удивляются тому, что у нас есть такие уникальные вещи, как, например, михайловское кружево.

Реализация продукции народного художественного промысла тяжело переживает посткризисные экономические явления, уровень спроса в последние годы существенно снизился.

В поисках новых возможностей для продвижения произведений рязанских мастеров и художников мы пересмотрели свои подходы к работе и стали уделять особое внимание продвижению товаров с помощью регулярного проведения различных тематических выставок, создания двух Интернет-порталов, где представлены работы более 200 художников и ремесленников.

Светлана Максимова

Газета «Рязанские ведомости»

15 сентября 2011 г.


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области