Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

О человеке, хорошо делавшем свою работу. Памяти Л.М. Бахаевой

О начальнике управления культуры города Скопина, заслуженном работнике культуры Российской Федерации, почетном гражданине города Скопина Любови Максимовне Бахаевой, чьими усилиями провинциальный городок трижды становился культурной столицей Рязанской области, собирался писать книгу, и даже первая глава появилась на свет, но дальше дело не пошло. Меня интересовала жизнь самой Любови Максимовны, а она предпочитала говорить о других. При этом не боялась использовать эпитеты в превосходной степени. Абсолютно в каждом Бахаева умела разглядеть, а потом и извлечь на свет что-то уникальное, неповторимое. Довольно часто доводилось от нее слышать: "Какая же удивительная личность этот...", и следовал долгий рассказ об этом, может быть, и действительно необыкновенном человеке. (Не всегда люди могли оправдывать полученный от Бахаевой аванс, но ее вера в человека оставалась непоколебимой).

В кабинете у начальника скопи некой культуры можно было встретить самых разных представителей рода человеческого: бизнесменов и руководителей производств, робких выпускников музыкальных училищ, начинающих трудовой путь, и зрелых людей, измученных жизненными проблемами и метаниями, пьяную бродяжку, выдающую себя за бывшую известную певицу (что оказывалось правдой) и полусумасшедшего изобретатели с еще более безумным проектом, Со всеми она находила общий язык и ко всем в одинаковой мере относилась с редким уважением, терпением и любовью, Это привлекало к ней людей, помогало открывать новые таланты и зажигать на скопинском культурном небосеоде новые звезды.

Очень трудно было заставить Любовь Максимовну говорить о себе и своих делах, Теперь оспеюя только сожалеть, что от ее воспоминаний осталось тек мало, просто тлкие крупицы, Но и они способны передать всю красоту души этого человека, ею любовь к жизни и людям, неиссякаемый оптимизм, Думается, что к отрывкам из ненаписанной книги можно относиться и как к духовному завещанию Любови Максимовны Бахаевой.

"В жестокие тридцатые годы, когда шла так называемая коллективизация, искалшившая миллионы человеческих судеб, пострадала и моя семья - мой дед, моя мать, мой отец. С рязанской земли их сослали в Белую могилу, так называлось захолустное местечко в Казахстане, Теперь это столица Астана, а раньше был город Степняк в Кокчетавской области. Папа стал работать на шахте, а мама занималась детьми, которых у нее было трое. Они жили в бараке, холодном и не отапливаемом. Голод и тиф уносили жизни многих людей. Вот в таких условиях я родилась - в 1942 году четвертая в семье, в далеком городке, когда вовсю шла война. Вскоре после моего рождения папу забрали. Мне было две недели отроду; он просто подержал меня на руках - последняя наша встреча, и ушел. Воевал он недолго: 13 декабря отец погиб у Мамаева кургана под Волгоградом. Он успел написать только восемь писем. Маленькой девочкой я читала их, и многое мне было непонятным. Папа писал, что вода в Волге красная, и я долго думала, никак не могла понять: ну как сделать так, чтобы в такой большой реке вся вода вдруг стала красной?

Закончилась война. Нас у мамы четверо, и мы одни в чужой стороне, на чужой земле. Как жить дальше? И мама решает вернуться на Рязанщину - в родное село, откуда была увезена. Сначала мы жили в Новом Еголдаево Ряжского района, но совсем недолго. Вскоре перебрались в село Добрая воля Ухоловского района, где купили дом. Мне было всего пять лет, и как меня туда везли, несли или я шла сама - не помню. Зато хорошо помню то счастье, которое испытала, переступив порог нового дома. Он оказался большим - с горницей и кухней; такие дома в деревне называют пятистенками. Радости моей не было предела.

Наш дом был самым лучшим в селе, и, может быть, поэтому у нас размещалась начальная четырехлетняя- школа: в горнице стояло несколько парт, и у нас жила учительница. Получилось так, что с пятилетнего возраста я уже начала приобщаться к знаниям: ведь даже лежа на печке, слышала, о чем идет речь на уроках. Читать научилась сама по себе, и мама очень обрадовалась. Она решила, что я самый умный и талантливый ребенок; ну а как иначе, если с пяти лет дитя может читать и писать?!

Первой моей прочитанной книгой стал не букварь и не азбука, а роман А. Фадеева "Молодая гвардия". Он принадлежал моей сестре, которая училась в старших классах в рабочем поселке Ухолово. Книг тогда вообще было очень мало, вот и читала, что под руку попадалось. Я помню, как горько плакала над судьбами героев романа, и готова была с юных лет пойти на любую войну, воевать с каким угодно врагом, только чтобы защитить свою Родину.

Если книг было мало, то игрушек у нас не было совсем. Мы делали их сами - из соломы, из каких-то тряпочек, а потом давали различные представления, какие-то смешные концерты. Уже тогда во мне жила потребность и тяга к миру искусства, к миру прекрасного, к музыке. Помню, когда у нас появился радиоприемник и прозвучала песня Радыгина "Уральская рябинушка" - это было нечто невообразимое! Я стояла и слушала как зачарованная! А еще я остро чувствовала свое единение с природой. Закаты и восходы, звезды, ветер и метель, весна, лето, осень и зима - это было просто необходимо моей душе и дополняло все то, что жизнь не додавала. Мы жили очень бедно, но я этого не чувствовала и была самой,счастливой.

Когда закончила семь классов, мама захотела, чтобы я поступила в Ряжский дорожный техникум. Она сказала, что там у нас работает учитель-родственник, что он принимает экзамены и какие надо, такие отметки и проставит. Я приехала туда, побродила по техникуму, посмотрела на эти мосты, дороги, железо разное и поняла: здесь учиться не смогу. Это ведь ужас какой-то! Уехала оттуда тихо, к родственнику не подходила, экзаменов не сдавала. Приехала домой и первая моя крупная в жизни ложь - сказала маме, что экзамены я провалила и меня не приняли. Помню, как мама плакала, а мне было стыдно. Я солгала, а все потому, что моя душа требовала другого.

После десятого класса сказала своей родительнице: "Мама, не надо мне ничего говорить! Я выбрала себе учебное заведение, я поеду, я поступлю, я все сделаю сама!" И я поехала в Шацк поступать в культурно-просветительское училище. Поехала одна, не зная ни дорог, ни путей, не имея там никаких родственников. Когда переступила через порог училища, то поняла сразу, что оказалась в лучшем из миров. Душа моя возликовала: вот здесь мой дом, тут я на своем месте! Экзамены сдала не просто хорошо, а блестяще.

Виктор Петрович Мартынкин поставил мне одни «пятерки» и сразу записал в хор, в вокальную группу и ведущей концерта, а все потому, что у меня был голос, внешние данные и - смею надеяться - способности, которые он сразу разглядел. Культурно-просветительское училище - это золотая пора моей молодости. Я считаю, что каждый, кто хочет стать настоящим специалистом в нашей области, просто обязан окончить училище, а потом уже учиться дальше.

По окончании училища распределилась в город Скопин. Работая в учреждениях культуры города, не успевала замечать, как на смену одной неделе приходит другая. Из прошедшего месяца запоминались только дни проведения каких-лиоо праздничных мероприятий, и не потому - что праздник, а потому - что мероприятия. Весна, лето, осень и зима оставались в памяти уже не как поэтическая смена времени года, а как прозаическая перемена в одежде. На моей работе, когда могут вызвать в любой час дня и ночи, нет времени на пристальное разглядывание собственной персоны в зеркале, а потому изменения во внешности происходили стремительно и в тоже время незаметно.

Из молодого, в чем-то нетерпимого начинающего специалиста, превращаешься в зрелого руководителя культуры. Сказать, что такие метаморфозы меня сильно радуют - не могу, но и больших огорчений не доставляют. Ведь в молодости мы все совершаем ошибки, за которые бывает стыдно и порой очень долго. Опыта работы с людьми не хватает, а молодость, молодой задор, характер - в чем-то и мешают. Хочется показать себя, отстоять свой авторитет, вот и включаешь административный ресурс - начинаешь работать на замечаниях, выговорах, увольнениях.

Пришел опыт, появилось новое мироощущение и другими стали методы работы. Однако это не означает, что я не использую принудительных способов воздействия. Хотим мы того или нет, но власть - это всегда насилие. Раньше я могла за один день объявить четыре выговора или столько же человек уволить. Сейчас я стараюсь людей убеждать, объяснять их неправоту, побуждать к поступкам правильным.

Хотелось бы начать все сначала (а кому не хочется?!), но мудрый Гераклит заметил по этому поводу: "Нельзя войти в одну и ту же реку дважды". И вот после стольких лет работы в учреждениях культуры остается немного времени до момента прощания. Очень бы хотелось, чтобы на мое место пришел опытный и чуткий руководитель, который смог бы уберечь накопленное и создать что-то новое. Мне думается, что это и-стало бы лучшей памятью о человеке, хорошо делавшем свою работу".

В. БАЖЕНОВ.

Газета «Скопинский вестник»

3 сентября 2011 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Касимов Бауровой Светланы Николаевны «Юбилейная» (горячая эмаль в бересте, плетеные изделия из бересты и соломки), приуроченную к 50-летию со дня рождения автора, которая является восьмым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», а также проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло около 60 работ, созданных мастерицей в разное время.

К участию в конкурсе приглашаются методисты, специалисты по работе с детьми, культорганизаторы, руководители детских клубных формирований.

Фестиваль будет проходить 14 апреля 2024 г. в Спасском районном Доме культуры.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области