Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

И крылья эту свадьбу вдаль несли

В этом году посмотреть свадебные обряды гости приехали в с.Успенское Скопинского района в рамках проведения II Фестиваля работников культуры Рязанской области «Рязанское раздолье-2012».

Вот это было действительно раздолье для широкой русской души во всех смыслах этого слова. Просторы родной природы, лес, прохладное озерцо, палаточный лагерь и два «свадебных» дня жизни по старинным традициям.

Почему именно свадьбы? Как рассказывает директор областного научно-методического Центра народного творчества Елена Шаповская, свадебный ритуал – это один из наиболее сложных комплексов традиционной обрядовой культуры. Он формируется из большого количества ритуальных действий символического, магического и игрового характера, атрибутов материальной культуры, словесного и музыкального фольклора и т.д. Поэтому именно эта тема была выбрана для фестиваля.

Началось сие масштабное торжество с парада команд «Сваты едут!». Целая вереница наряженных сватов с цыганами, с тележками приданого, с гармонями, песнями и частушками торжественным шествием открыла фестиваль. Казалось, только медведей не хватало…

На трех сценах были реконструированы традиционные свадебные обряды, бытовавшие на территории Рязанской области. Например, в Скопинском районе встречается южно-русская свадебная традиция, которая отличается почти полным отсутствием плачей и ярко выраженными песнями и обрядами села Секирино. Отличительной особенностью этой локальной традиции является «навязывание» невесты. В обычае села было отдавать девушку замуж только за своих. Считалось неприличным, если девушка вышла замуж за «чужака», но также встречались случаи, когда невесту сватали и из других сёл. Именно такой обряд сватовства показали скопинцы зрителям: как секиринскую девку за ильинского парня сватали.

Следующий этап обряда – сбор невесты к венцу – показали представители этноцентра «Заряна» Шиловского района. Одевание юной девушки, заговор сундука с приданым, советы будущей жене и благословение матери – и все это с присказками, с характерным говором. Обязательным ритуалом сбора невесты был плач, потому что девушку отдавали «из родного дома на чужую сторону».

Обычай выкупа невесты инсценировали жители с. Котелино Кадомского района. Здесь после причитаний матушки невесту заменили на «подсобную». По приезду сватов началось расхваливание «товара и купца» и задабривание обеих сторон. Колоритные шутки-прибаутки, самобытные костюмы – все это буквально переносило зрителей в атмосферу старины.
Девичник, выкуп невесты, отъезд молодых к венцу в своем выступлении продемонстрировали участники фольклорного ансамбля «Дарница» и Народный хор Рязанского музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых. Показ подружкам и надевание расшитой паневы, обряд расплетания косы, горькие причитания невесты, знакомство молодых и свадебный «поезд»…

Выпускница музыкального колледжа Татьяна Елисеева уже на раз играла «красну девицу на выданье». Рассказы о многих обычаях студенты слышали из первых уст, когда в поисках народного фольклора ходили в экспедиции по деревням и селам нашей области. Кстати, и свою свадьбу, когда придет время, она хотела бы сыграть только в традиционном русском стиле.
– На сцене мы очень эмоционально все переживаем, даже плачем по-настоящему, – делится впечатлениями «невеста» Татьяна. – Это делается не только для зрителей. Мне и самой приятно почувствовать на себе влияние старины. Хочется, чтобы не забывали свою культуру, чтобы она возвращалась в народ и распространялась шире.

Еще одним из конкурсов фестиваля был «Свадебный пир», где участники районных команд должны быть одаривать «молодых» Полину и Евгения подарками. Гости преподносили им свои коронные свадебные блюда, сделанные по традиционным старинным рецептам, и самодельных свадебных кукол.

– Мы озабочены сохранением нашего «настоящего», наших корней, но надо делать так, чтобы это вписалось в современную культуру, – говорит профессор Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского Наталья Гилярова. – Подобные фестивали показывают много подлинных обычаев и традиций. Но музыкальная культура, к сожалению, упрощается. Мы должны избегать песенных миксов из разных сел. Каждая деревня должна сохранять и нести свой мотив. Надо требовать больше аутентичности от местных домов культуры.

Вернуться к своим «корням»

В нашем регионе есть немало народных коллективов, сохраняющих традиции своего села или деревни. Фольклорный ансамбль «Исполать» Пронского района является участником всероссийских и международных конкурсов. Шиловский этнокультурный центр «Заряна» уже более 20 лет занимается сбором и реконструкцией старинных обрядов и сохранением нематериального культурного наследия родного края. Далеко за пределами Рязанщины знаменит Народный театр «Предел». Его программа «Красный угол» – визитная карточка на фестивалях и конкурсах различного уровня. А песенные традиции сел Секирино, Ильинка, Поляны живы до сих пор.

Село Азеево прославилось на всю Россию проведением татарского праздника Сабантуй. Также сохранением русско-татарских традиций известен город Касимов и Касимовский район.

Кадомский район уникален тем, что практически в каждом селе сохранилась самобытная обрядовая культура. В селе Кочемирово создан музей крестьянского быта.

На сасовской земле родился великий композитор Александр Аверкин, многие песни которого поистине стали народными. Все знают, что Захаровский район – это родина автора Гимна Советского Союза и Гимна России Александра Александрова. Хор села Журавинка Ряжского района стал родоначальником Государственного академического Рязанского русского народного хора им. Е.Попова. Рыбновский район известен на всю Россию своими земляками Сергеем Есениным и братьями Пироговыми. Сапожковский район славится легендарным мастером-гончаром Тимофеем Андреевичем Кондрашовым, которому в этом году исполняется 99 лет. А местная частушечница и гармонистка Наталья Андреевна Петрова даже принимала участие во всероссийском фестивале «Играй, гармонь!». Бренд Клепиковского района – село Лункино, где создан музей деревянного зодчества.

Одним словом, нам есть, что беречь и передавать из поколения в поколение. Но, к сожалению, прогресс делает свое дело, и многие старинные традиции утеряны и забыты. Старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН Елена Самоделова более 30 лет изучает свадебные обряды. Ее предки были родом из села Озерки Сараевского района, поэтому рязанским свадьбам она уделяет особое внимание.

– С помощью свадьбы можно представить целую народную культуру, – говорит Елена Александровна. – Это совокупность многих ритуалов, обычаев и атрибутов, которые вбирают в себя все лучшее из фольклора.

По словам Елены Самоделовой, многие старинные традиции до сих пор сохраняются. Например, преграждение свадебного «поезда», приезд молодых в дом к жениху, венчание, гулянье ряженых… Но также есть большое количество обычаев, которые уже забыты. Сейчас девушки не шьют приданого. А если и используют, то покупное. Никто не ходит по деревне с «елочкой». Исчез ритуал бани невесты и бани жениха, уже не увидишь жанра плача. Да и свадеб в деревнях стало меньше, сократилось количество сельского населения, так как молодежь разъезжается в города.

– Современные люди не знают, что такое старинная свадьба, – отмечает Елена Александровна. – А на фестивале есть возможность воочию увидеть элементы традиционных ритуалов. Ведь каждая невеста мечтает об оригинальной церемонии бракосочетания. Думаю, увидев реконструкцию обрядов, многие захотят вернуться к своим корням.

Елена Серебрякова

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72).

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области