Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Новости

Персональная выставка рязанского художника Олега Юрьевича Лопатухина «Жизнь – обман» в Москве!

Областной научно - методический центр народного творчества поздравляет рязанского художника Олега Юрьевича Лопатухина с открытием персональной выставки «Жизнь – обман» в Москве!

Выставка работает11 октября 2017 - 3 декабря 2017

АРТ-Измайлово


Музей русского лубка и наивного искусства представляет в своих стенах вторую персональную выставку О.Ю. Лопатухина, самобытного художника наивной живописи из Рязани. Выставка «Жизнь – обман» приурочена к 70-летнему юбилею художника и 10-летнему юбилею его занятий живописью.

Олег Юрьевич  родился в 1947 г. в Киеве в семье офицера. Семья переехала в Рязань в 1962 г., где Лопатухин поступил в Рязанский медицинский институт, из которого был отчислен в 1970 г. (как уверяет сам художник – «за антисоветчину») и смог успешно завершить обучение уже в Ярославле. Работал врачом в разных городах России, а ныне живёт в Рязани, где до последнего времени работал анестезиологом-реаниматологом в ГКБ №10. Лопатухин не сразу взялся за кисть, в 1990-е гг. занимался декоративно-прикладным искусством, пробуя себя в гончарном промысле и изготовляя декоративные плакетки для музеев Мстёры, Суздаля, Владимира, Гусь-Хрустального. Эти занятия нашли своё отражение и в живописи художника. Первые живописные опыты Лопатухина произошли почти случайно, в 2007 году – расписав разделочную доску для жены, Олег Юрьевич увлёкся и всерьёз занялся живописью. Последующие годы Олег Юрьевич провел несколько выставок в Рязани и Гусь-Хрустальном, принял участие в Московском международном фестивале наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив» в 2010, 2013 и 2017 гг.

Выставка «Жизнь – обман» посвящена размышлению о природе жизни. В экспозиции выделяются три содержательных блока – «философский пейзаж», «политика» и «баталии», – перекликающихся между собой не только по сложному сюжету, но и по манере исполнения. В блоке «философский пейзаж» центральной является работа «Жизнь – обман с чарующей тоскою», отсылающая к есенинским стихам, которые заканчиваются строками:

 На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

 С огромным опытом художник охватывает взглядом жизнь внутреннюю и окружающую, с благодарностью и теплом принимая её разные стороны.

Умирание и перепревание в его картинах не означает остановку жизни – так по дну бывшего океана движутся верблюды, а свидание лосей происходит на берегу бурного моря рядом с могилой. Смерть – это часть жизни: нередок у Лопатухина мотив момента нападения хищной птицы на свою жертву («Болото», «Болотная жизнь», «Лиса хитра, да шкуру её продают…»), а на картине «Болотная площадь» на охоту выходит человек, бьющий уток влёт. Но вот стрекоза обманывает лягушку, сидя у неё на голове, будто дразня, а вокруг расстилается сильная жизнь растительного мира, обагренная то ли закатной, то ли рассветной зарёй. Небо, его главенство над всем дольним миром, очень важный «персонаж» картин Лопатухина – первая персональная выставка в МРЛИНИ так и называлась «Небеса русской истории».

Большой удачей в творчестве Лопатухина являются яркие «батальные» работы с использованием выразительных элементов народных промыслов. Вообще, мезенские кони и птицы – частый гость на картинах О.Ю. Лопатухина. Концепт противостояния из животного мира плавно переходит в мир человеческий: и, как часто в летописных миниатюрах и даже иконах, противоборствующие стороны не отличить друг от друга – их отличают лишь знаки: надписи, а под небом-то все равны.

Самым представительным блоком на выставке «Жизнь – обман» является философский пейзаж, часто с мистическим остранением и пестрым колоритом, дробящейся композицией, вынуждающей ухватывать детали и долго разгадывать замысел художника. Даже простые с виду работы Лопатухин называет в кажущееся противоречие с изображенным – «Измена», «Болотная площадь», «Магия любви», «Вечер надежды», «Неизбежность выбора», вкладывая в них другой, неочевидный смысл.

 

Профессия врача также отложила отпечаток на манеру и сюжетные решения художника. В работах «Острова» и «Смерч из окна операционной» препарированное, разъятое огромное женское тело – его мышечная структура – преображается и становится не то рыбьим хвостом, не то развёрстым порталом в другие миры, не то разливающейся водой (ещё одним важным «персонажем» картин Лопатухина). Вода же часто не просто течёт – она изливается водопадом из мира иного (как на картинах «Жизнь – обман с чарующей тоскою» и «Смерч…»).  

Живописная техника художника своебразна: он практически исключительно пишет на грубом, фактурном оргалите (ДВП), предпочитая темперу или гуашь, краски нюансные, из-за чего создается впечатление дробности, дрожания, рассыпания живописного полотна, особенно в работах насыщенных деталями. Этот странный эффект затрудняет восприятие и без того неподатливых картин, заставляет искать ракурс, точку рассмотрения, но потом глаз вдруг отдыхает и сердце успокаивается на пейзажных работах с насыщенным ровным цветом («Зимний пейжаз со стогами», «Утренняя сказка», «Хозяин горы»).

Завершая размышления о выставке, можно сказать, что картины Лопатухина обманчиво просты или явно сложны – как сама жизнь. «Грамотная, в нужное время и в должном месте используемая ложь есть преимущество в естественном отборе», – как говорит сам художник, уже вполне осознающий свои творческие силы и возможности.

С.В. Белов, заместитель директора

по экспозиционно-выставочной деятельности

 

ГБУК г. Москвы «Музей русского лубка и наивного искусства»



Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

 Областной научно – методический центр народного творчества представляет вашему вниманию областную выставку  «Творчество художников – любителей Рязанской области» (живопись, графика), которая станет вторым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины». На выставке будут представлены работы самодеятельных  художников  из всех муниципальных образований области.

Тема экспозиции данного выставочного мероприятия на этот раз заявлена свободная. Художники – любители области имеют возможность самовыражения в любой ипостаси, будь то пейзаж, портрет, натюрморт и т.д. 

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области