Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Новости

«Русалка» – традиции Рязанской области

 

 

«Русалка» – традиции Рязанской области

Русалки являются персонажами восточнославянской мифологии и одними из более вариативных образов народной демонологии. Русалкам посвящено множество рассказов и разнообразных быличек, дающих представление о появлении, характерных признаках и функциях данного персонажа. В общих представлениях, русалка – вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лес, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде [6].

Восточнославянский термин русалка связан с русским названием языческого весеннего праздника русалия. В исследовательской литературе остаются до конца не выясненными как само происхождение персонажа, так и корни этого названия.

Этнография Рязанской области даёт достаточно разнообразные материалы по обрядово-ритуальному комплексу Русальской недели. Это можно объяснить тем, что вплоть до конца ХХ века ритуал бытовал во многих местах Рязанщины [7].

Рязанскими исследователями и этнографами было описано довольно много обрядов, связанных с Русальной неделей. По словам информантов, проведение обрядов сохранилось вплоть до начала ХХI века.

Собран и описан достаточно обширный материал по обрядово-ритуальной практике, которая существовала в  сёлах Шацкого, Спасского, Скопинского, Милославского, Касимовского, Пронского, Шиловского и Сасовского районов Рязанской области.  По рассказам местных жителей, русалки встречались в Чёрном и Туровских лесах, которые расположены около Сапожка и Ряжска.

Время и место пребывания В восточнославянских поверьях, русалка – женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в Русальную неделю. Она продолжалась со вторника по воскресенье второй недели «Зеленых Святок». Также, по поверьям, русалка обитает до Иванова дня (солнцеворота) в полях и лесах, а после, вплоть до осени и даже зимы  в водных источниках [6].

Русалки являются персонажами весенне-летнего пограничья. Места их обитания очень разнообразны. В это время их можно увидеть в конопляном или злаковом поле, в лесу на деревьях, на межах, в воде или по берегам источников, а также на перекрёстках дорог и даже на кладбище. По рассказам многих информантов, русалки тесно связаны с растительностью: они могли жить в саду, в траве, в жите, кататься или висеть на ветвях березы или вербы.

В Мещёрском крае встречаются рассказы, о жизни русалок в лесных озёрах.

Тырновские  русалки Шиловского района сухопутные, живут в ржаном поле и  на берегу рек. В других сёлах Шиловского района встречались рассказы о речных русалках, которых так и называют – речными девами или омутницами [7].

В д. Волынь Рыбновского района местные жители говорят, что их можно видеть утренней и вечерней зорями, купающимися в воде, а также в полдень или в полночь в лесу.

Внешний вид русалки Образ Русалки остаётся одним из самых загадочных и сложных в славянской мифологии. В отношении облика русалки рязанские свидетельства противоречивы: «Русалка – хороша девушка, красива, волосы длинныи, длинныи, распущены»  и в тоже время: «Русалки очинь страшныя, касматыя, лахматыя, нос бальшой, груди здаравущия».

По некоторым сообщениям, русалкам приписывают способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, либо показывались в виде коровы, коня, телёнка, собаки и др. животных. Однако, в большинстве рассказов они появляются в антропоморфной (женской) ипостаси.

Говоря об образе Тырновских русалок Шиловского р-на, стоит отметить, что они имеют змеиный хвост.

С.Путятино – «Русалка – женщина без одежды с зелёными длинными волосами, глаза у русалок горят, точно огни, сидит где-нибудь на ветке, в лесной глуши, разсмешивает людей и заводит их в лесную глушь, где может на смерть защекотать».

В с. Можары Сараевского района русалку представляют в образе девушки с длинными волосами в белой рубахе и озорным характером.

Д.Волынь Рыбновского района – «Кроме лешаго, в лесах живут русалки. Они имеют вид девушек с распущенными волосами, без одежды.

Среди этнографических наблюдений имеются единичные записи, которые важны для понимания генезиса и эволюции образа русалки. Это представление, ассоциировавшее образ с умершими не своей смертью в воде.

Кроме этого, согласно большинству свидетельств, происхождение русалок связано с умершими детьми, которых не успели покрестить или которые рождались мертвыми.

Название «русалки» объединяет несколько форм мифологических персонажей. В представлении Шиловских крестьян – это сверхъестественные существа, родственные Анчуткам, Лешим, Домовым.

Для этих мифологических существ характерны следующие особенности в поведении: они расчёсывают волосы, сидя на камне возле воды; появляются в банях по ночам, моются там или стирают белье; преследуют человека, похитившего их гребень; заманивают прохожих и топят их в воду; предвещают беду, произнося пророческие слова: «Год от года хуже будет!».

В Шацком районе «русалкой» могли называть невесту с момента просватанья вплоть до дня свадьбы [5].

Русальская неделя  В структуре народного годового цикла Русальская неделя относится к периоду весенне-летнего пограничья, времени, когда один календарный сезон приходит на смену другому. Само название – Русальная неделя, Русальская – говорит о том, что в обрядности появляется образ Русалки – мифического существа. Неделю после праздника Троицы славяне называли Троицкой или Русальной. Несмотря на то, что это время расцвета весенней природы, подобные переходные периоды в традиционной культуре осмысливаются как особые, неустойчивые и даже опасные для человека.

В зависимости от местных традиций, Русальская неделя начинается или сразу после Троицы, т.е. с понедельника, или после Духова дня, т.е. со вторника.

В с. Чернава Милославского района неделю после Троицы, включая Духов день, называют Русальской неделей или Русалки. Такое имя недели распространено и в сёлах Скопинского края.

Праздником русалок считались, как правило, понедельник либо четверг на следующей недели после Троицы, либо первый день Петровского поста.

«Игрищем» нередко называли также гуляния с пением и пляской и озорство на семик, Троицу, в Духов День  и на «русальское заговенье». Скажем, в с. Агишево, по воспоминаниям очевидцев, в четверг перед Троицей «такая пляска была! Астано́вюцца вот – идём, идём – астано́вюццы там где луга́ и пляска. Да. "Игрище" была». Это, по-видимому, объясняется отождествлением этих праздников в сознании некоторых рассказчиков. «"Русалки" – ныне вот,  эт день  по́сли Троицы. "Нынь, – гаварить, – русалка!"».

В шиловском селе Тимошкино обряд празднования русалок сохранился и по нынешний день. Каждый год на русалку местные бабушки ходят по деревне и задают звону. Звуки подручных шумовых инструментов раздаются по всей деревни.  В шествовании используют и печные заслонки и ухваты с колокольчиками, чугуны и прочие бытовые предметы. Шум, создаваемый от этих предметов, в сочетании со звонкой хулиганистой песней был призван отправить русалку восвояси -  в поле. Тимошкино – едва ли ни единственное село, где сохранилось особенное название русалки – чамка. В чамку наряжали девку, одев её в диковинный наряд из тряпок и лохмотьев и завесив лицо травой. Лоскуты собирали из нескольких домов по всему порядку. Также встречаются воспоминания, что помимо чамок, в старину наряжали куклу, которую в последствии сжигал во ржи.

В селе Четаево Касимовского района люди среднего возраста изготавливали два чучела: русалки и его жениха. Собирались все на площадки у моста, пели песни и играли. Кукол сажали на жерди и шествовали по селу, после чего шли в лес за деревню и сжигали. В деревне Чатаево четыре улицы (конца). На двух из них изготавливали чучел: На «Песочном конце» мастерили жениха, а на «Мамонтовском» - русалку. Из двух соседних сёл Карамышево и Халымово жители села приносили своих русалок к мосту с. Четаево, где проходили поединки за право русалок быть невестой чучела-жениха.  Чучело делают на длинном шесте из старой холстины, которую в последующем набивают сеном. Готовую куклу, как правило, одевают в поношенную одежду старинного покроя [4].

Переодевание на русальскую неделю связано с духами предков. В Секирино маленьких девочек на обряд проводов Русалки наряжали русалками, для этого им шили особую детскую русальную наряду [2]: «У нас русалки бывають, но я ни знаю, кагда ани бывають. Всех девачяк наряжаим в панёвках, во как мы ща выходим, вот щас играим на гару-та. И девачкям так шили на русалки. Ох, русалки. Толькя я пазабыла в какия дни ана бывая, русалка-та эта. И ани так рады, шо нарядим их в  панёвки-та эти, палеты на них сашьют, - А девочки разве ходили в понёвках? – Маленькия? У них были платица льняныя. Никаких шушак у них не была. А вот пасле дисяти – на них шушачки сашьють, занавесачкю навесят – фартачик такой. А вы вот сказали, что девочек в понёвки наряжали Эт на русалку. Да. Девачек наряжали и  ани бегали па улице» [10]. 

 Сведения о ряжении маленьких девочек также встречается в д. Чулково Скопинского района:  «Русалка да, праздник такой, наряжаюцуть.  Тады-та я малинькия дявчонки были, внучатки у мине, прям шесть гадов. Я им панёвку падвирну. Всё как сделаю им и ани ходють. Тут дявчонки, штуки три я их наряжу. А раньши я ня знаю. – А в ваше детство так было?  Наряжались мы кагда-та тожа дивчёнкими. Наряжались тожа в панёвы, гуляли » [11]. 

Помимо обряжений, в с. Секирино Скопинского района в день празднования русалки было принято ходить кругом села: «Мы хадили, я ни помню кагда, па-моиму в июле праздник русалки. Я знаю, что наряжались в этат день и хадили круг села. Проста хадили, ни захадили никуда. Там ну, напитца если что. А так рядились. Я была маленькая, где-та лет адинацать мне была. Ну, тада тут дивчёначек многа была. И меня мая прабабушка впирвыя нарядила в палеты. И круг села, а у нас село-та какоя! Мы начали с хутаров… Там вот Висялоя – улица, Горюшина, Канчановка, Смуговка, туда Красное село, Зелёнавка вернулись. Мы наверное только наверх не паднимались, где улица Школьная. А так и в Кушиновки мы были» [12]. 

Обряды с обряжением также встретились в селе Ермолово того же района: «Русалка ишо у нас была. А на русалку у нас наряжались».

В р.п. Гусь-Железный Касимовского района местная жительница вспоминает, что на русалку обливались водой: «Раньши на русалку, када я была дивчёнка, вот валяли вёдрами друг на дружку. Па диревни абливались. Асобинна девки на девку ни пляскали, а на рибят». 

В селе Ермолово Касимовского района встречаются только воспоминания, но не даётся подробностей о праздновании: «Русалка, да, была. Доходили до соснового моста, песни пели, а потом берёзку бросали в Унжу. Носили венки на голове».

В д.Верея Клепиковского района русалиху ― так по-местному здесь называют русалку, отмечали перед Троицей.  Из тыквы,  вычищенной изнутри, делали морду. Вырезали глаза и рот. Внутрь вставляли свечку.  Парень носил на палке.  С этой тыквой ходили в рожь пугать русалок.  Еще ходили встречать поезд, который прибывал на станцию  в  половину двенадцатого ночи,  пугать пассажиров.  Но постоянные пассажиры уже знали, что их будут пугать. Также стучали ночью в окно и поднимали морду из тыквы, чтобы напугать хозяев [7]. 

В с. Красная Яблонька Сапожковского района на русальское заговение

выгоняли клопов: «Нарядятся две старухи - боевые были у нас - в штаны мужичьи,  шапки наденут,  лицо измажут.  И на кочергу верхом.  И едут. Подъедут к хозяину и спрашивают: "Хозяин, хозяин,  ты чем заговлял?" - "Мясом." " А клоп? - "Клоп клопом." "А чтоб его и не было!" И вот три раза обегут круг дома,  сходят  в  дом,  где клоп. "Иди, клоп, вон!" И кочергой по углам стучат [8]."

На русальной неделе существовали запреты на выполнение определенных работ. Жительница с. Секирино Скопинского района рассказывает о запретах на русальной неделе: «Праздник назывался Русалки - в этат день ни разрешалась купаца. А почему? Ня знаю, гаварили – утяня на дно. А ещё я ат многих слышала, што ночью адной хадить тоже нильзя. Па-аднаму асобинна! Слышали звон, так как калакольчики такия. И вообще Секирина сщиталась калдунячим сялом».

В селениях Мещёрского края (с.Кутуково Спасского района, с. Тырново Шиловского района), а также в Кадомском и Сасовском районах

 широко известен запрет, касающийся посадки

капусты: нельзя сажать капусту – «будут одни веники, не завьётся капуста»; капусту не сажали, иначе «разлохматится, закучерявится», «а то капуста не завяжется». Также в этих районах существовал запрет для детей рвать цветы во ржи.

В с. Копаново Шиловского района говорили о том, что в этот день ничего нельзя делать, а также сажать.

Внешний вид ряженых По народным верованиям, человек подвергался опасности при встрече с русалкой. Это постоянно демонстрируют своим поведением ряженые.

В Русальскую неделю, во время проведения обрядов или ритуалов, было принято рядиться. Любого ряженого могли называть «русалкой», независимо от пола.  Чтобы воплотить задуманный образ, лицо мазали сажей и свеклой. Лицо могли завешивать марлей, чтобы не быть узнанными.

В с. Константиново Шиловского района ряженые мазали лицо углём и свеклой.

Русальское ряженье характеризуют четыре признака: 1) ветхая или старая одежда; 2) «маски», 3) применение старинного традиционного костюма, соответствующей локальной традиции и структуре праздника; 4) травестированные формы ряженья.

Постоянными персонажами русальского праздника были цыган и цыганка, барин и барыня, кавалер, солдат.

Жительница с. Секирино Скопинского района рассказывает: «На Русалку после Троицы, в следующее воскресенье, мужики одевались в панёвы, косы, бабьи рубахи; а бабы наряжались в мужиков – в портки, рубахи, фуражки…и все чудили: плясали, пели». «Русальская неделя, девки наряжались по-разному и в рябячее, «…» шушки надевали. Тогда справляли Русалки», сейчас-то бросили. Бабы молодые наряжались девками, в девичье… в шушку, ленку наряженную на голову, назаду по плечам ленты. Девки и молодые бабы парнями наряжались, а сейчас-то – все девки парни. Не поймёшь, толи девка, толи парень идёт, сейчас. Шутили наряжалися» [2].

В Касимовском районе русалок изображают мужчины, которые рядятся в торпища, прячутся во ржи и нападают на женщин, хлопая и ударяя кнутами.

В с. Чернава Милославского района каждый день на Русальской неделе девки и бабы наряжались в разные галянки и соответствующие одежды.

В д.Ветчаны Спас-Клепиковского района какую-нибудь солдатку наряжали в понёву, запон, надевали соломенную шляпу, «рукава напущенные».

В СС. Шача, Демидово, Парсаты и Авдотьино Шацкого района зафиксирован обычай ряжения на заговенье лошадью, которую также часто называли «русалкой» [5]. Этот обычай фиксировался неоднократно и в Сасовском районе.

В селе Ключи Кораблинского района участники действа переодевались так, чтобы никто их не узнал. Местная жительница вспоминает: «Во что рядились? Одевались в  бабу! Среди нас должен был быть обязательно один парень - молодой переодетый в женскую одежду - в девку. Это Русалка, так говорили!» [9].

В с.Можары Сараевского района жители, в основном моложёшь, наряжались в вывернутую наизнанку шубу, так как шуба является символом достатка. Обычно, на шубу сажали молодоженов.

Русальское заговенье  В народном праздничном календаре важное место занимало первое воскресенье после Троицы – заговенье на Петровский пост. Русальским заговеньем или как ещё называют информанты «проводы русалки» назывался обряд чествования и проводов русалки, начинающийся на Троицу, а завершающийся на Семик (четверг на троицкой неделе). Русальское заговенье и «проводы Русалки» является рубежом, который отделяет весну от лета.

По другим источникам, провожание русалок  праздновалось  во  вторник русальской недели, т.е. недели,  следующей за Пятидесятницей.  Молодые бабы и девушки рядились в  этот  день в мужские костюмы или же,  снявши верхнюю одежду, оставались в одних сорочках с распущенными  волосами.  Изготовив  себе плети, толпа уходила в поле,  где пели плясовые песни, водили хороводы и т.п.  На обратном пути толпа при пении плясовых песен,  нападала  на встречавшихся мужчин и стегали их плетьми.

У восточных славян к русальной неделе был приурочен обряд «проводы русалки». Празднование включало в себя обход всех улиц села и шествие по деревне с песнями и плясками ряженых-русалок.

Обрядовое замыкание селения в круг лицами женского пола – одно из самых распространённых действий у восточных славян, оно  известно и другим славянам. В Секирино замыкание села в охранительный круг непременно присутвствует  в свадебном и в родильно-крестильном обряде [2].

В течении Русальской недели русалки находились на земле, а потом опять возвращались на своё место: в воду, на кладбище, поднимались по деревьям на небо и т.п.  В восточнославянской мифологии вода и деревья

осмысляются как пути перехода из мира мёртвых на землю и обратно. В обряде русалка представляет собой антропоморфное чучело, сделанное из соломы или тряпок и наряженное в традиционный женский костюм.

В с. Чёрная Слобода обряд проводов русалки ассоциировался с проводами весны. «Вёсну праважать! – гаварили, - русалку, русалку убирають. Па Слабаде с балалайками там, с гармошкими. В шабалы убирлись, красива ни убиралися». «Русалку праважають – висна канчаица, знаить посля Троицы. Пасля Троицы паследния ниделя вясны. И вот в эту васкрисенью праважають вёсну, убираюца хто как. Гаварили: Русалку праважать!».

Последний день недели в разных местах именовался «русальным воскресеньем», «русальным» или «крапивным заговеньем». «Троицкое заговенье», как говорят в Шацком районе, и следующий за ним Чистый понедельник завершали цикл весенних праздников и обрядов с характерной для них магией вызывания дождя и прогностикой будущего урожая [5].

В Спасске Рязанском провожание русалок происходило в первый день (понедельник) Петрова поста. Заранее изготовленное чучело русалки разбрасывали по полю.

В селе Заболотовское Милославского района провожанье русалки праздновалось во вторник «Русальской недели», т.е. недели, следующей за Пятидесятнцей. Молодые женщины и девушки рядились в этот день в мужские костюмы или же, снявши верхние одежды, оставались в одних сорочках, с распущенными косами. Изготовив себе плети, толпа уходила в поле, где пели плясовые песни, водили хороводы и т.п. По возвращении в село – на обратном пути, толпа нападала на встречающихся мужчин и стегала их плетьми. Всё это действо сопровождалось пением плясовых песен.

Русальское заговенье в Рязанском районе справляется следующим образом: «После обедни, несколько человек начинают бегать от одного дома к другому, приглашая молодых баб и девок на площадь среди села.  Вскоре молодежь, разодетая в лучшие наряды, сходится в назначенное место и проводит здесь время до вечера в песнях, хороводах».

 В сумерки делается чучело женщины, называемое русалкой; его несут избранные женщины вдоль села и, в сопровождении поющей толпы, выносят далеко из села, где уже заранее бывает приготовлен ребятишками большой костер из дров и хвороста, который, по прибытии русалки, зажигается. Когда он достаточно разгорится, в него бросают чучело и начинают поочередно прыгать через огонь. Каждый перескочивший через пылающий костер предохраняется тем самым от болезней, злых духов и колдунов».

В Спасске Рязанском следующее за Троицыным днём воскресенье слывет Русальным заговеньем, а понедельник – «провожанием русалок».

В Данковском уезде Рязанской губернии (в нынешнее время Данковский район относится к Липецкой области)  обряд изгнания русалок совершается так: русалок изображают девушки в одних рубашках, с распущенными и перекинутыми на лицо волосами. В течение всей Русальской недели, по вечерам, во время хороводов, они бродят то по улице, то по задворкам, то прячась в конопляники; стараются пугать людей, а поймав детей, трясут их. В полночь на заговенье все участники хоровода вооружаются палками, косами, кнутами и с криком: гони русалок!, с звоном в косы и щелканьем кнутов бросаются на русалок, которые утекают со всех ног. Когда им удаётся спастись на землю соседней деревни (куда их стараются не пустить), преследование прекращается и все возвращаются домой: «Ну, теперь прогнали русалок».

В Рязанском уезде  проводы русалок происходят «в воскресенье перед Петровым днём».

В Рязанской губернии в заговенье перед Петровым постом делали из тряпок куклу величиною с шестинедельного ребенка, намалевывали ей нос, глаза, рот, наряжали в платье. Сделав из досок гроб, клали туда куклу, покрывали кисеей и убирали цветами. Парни, девушки, молодые женщины несли гроб на берег реки; девушки рядились кто священником, кто дьячком, кто дьяконом, делали кадило из яичной скорлупы и пели: «Господи, помилуй!» Все шли со свечами из стеблей конопли, тростника, полыни. У реки «русалке» расчесывали волосы и прощались с ней, целуя ее. Одни плакали, другие смеялись. Заколотив гроб, привязывали к нему камень и бросали в воду. После этого начинали петь песни и водить хороводы.

В Данковском уезде русалку провожают во вторник на Троицкой недели.

Встречаются воспоминания, что в Зарайском уезде Рязанской губернии русалку провожают в поле: изображающая русалку девушка прячется во ржах.

Поверье, что русалок необходимо выпроваживать в поле (ржаное или конопляное) сохранилось и в Шацком районе. Имеено здесь, в поле, обычно завершалось шествие ряженых-русалок и идущим следом зрителей. Кроме того, посещение поля в некоторых случаях мотивировалось необходимостью гадания об урожае [5].

Помимо выражений «проводы русалки» и «русальское заговенье», в Михайловском районе Рязанской области бытует выражение «хоронить русалку». Жители изготовливают гроб, куда кладут куклу, изображающую русалку, и  привязав к нему камень или два бросают в воду.

Русальские песни По преданию, бытующему в окрестностях села Тырново, возле «Живого болота» (название местной топи) до Первого Спаса можно услышать песню Русалки. Она поёт после полночи высоким голосом без слов. Женщины, слышавшие песни Русалки, рассказывают о необычной красоте её голоса. Русалочье пение предвещает счастье тому, кто его услышал.

В Чернаве Милославского района со вторника и всю неделю «на Русалки» играли в «просо». На троицу и на русалку девушки водили «круга» (хороводы), а парни стояли рядом. По ходу песни выходили в круг и целовались с девушкой. В это время пели:

Ох, плывёт стадо, ох, плывёт стадо,

Плывёт стадо лебединое, плывёт стадо лебединое.

Ах, она плывёт, ах, она плывёт,

Она плывёт не колохнется, она плывёт не колохнется.

Колыхалося, колыхалося,

Колыхалося, ворохнулося, колыхалося, ворохнулося.

Ах, под неё вода, ах, под ней вода.

Под ней вода возмутилася, под неё вода возмутилася.

Ах, жёлтым песком, ах, жёлтым песком.

Ах жёлтым песком обратилася, жёлтым песком обратилася.

Девке парень полклонился.

На последних словах один другому кланяются и целуются [6, с.188].

В Пронском районе крестьяне собираются на середину выгона  поют песни. Это называется -  «проводить русалку».

В с. Котелино Кадомского района на Русалку девушки и молодые женщины наряжались в поньки и ходили в поле «ко ржам» играть. Ходили «кругами» и пели:

Ни лес-дубравушка головушку клонит,

А мне, молоде, не к кому приклониться.

Один был брат, и тот уезжает

Во царскую службу, в боярскую нужду.

А я пойду-выйду в зелёный садок.

Зайду в один уголок.

Возьму жёлтого песочку,

Посею в одном уголке.

Когда песок взойдёт,

Тогда и брат придёт.

В это время молодые парни наряжались в белое, изображая русалку, и пугали девушек [6, с. 188].

О русалке, просящей рубаху, пели на Русальское заговенье девушки с. Шилово:

У ворот берёза зелена стояла.

Зелена стояла, ветками махала.

На  той на берёзе русалка сидела.

Русалка сидела, рубаху просила.

«Девки молодые, дайте мне рубаху –

Хоть худу-худеньку, да белым-беленьку».

Девки подходили, рубаху дарили.

Вышиту шелками, ткану кумачами.

«Русалка, царица, красная девица,

Не загуби душу, не дай удавиться,

А мы тебе кланяемся».

Под эту песню девушки в лесу искали небольшую берёзку и украшали ее лоскутками и нитками, веря, что этим задабриваются русалки [6, с.183].

В Тырнове  Шиловского района раз в год, можно было услышать пение русалки. Она поет без голоса - одними звуками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.    Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. /Вступ.ст. Н.И. Толстого; подг.текста, коммент., указат. Е.Е. Левкиевской. – М., Индрик, 1995. – 432 с. – С. 142, 168, 169, 241, 242, 244, 249, 251

2.    Кутенков П.И. Обряды и одежда русского народа. Знаковая письменность. – М., «Самотёка», МИД «Осознание», 2017.  – С. 37-38

3.    Михеев Г. Касимовское ханство и вокруг [Электронный ресурс] URL: https://www.sites.google.com/site/mikheevgennady/pisma-iz-glubinki/pisma-iz-glubinki-3/kasimovskoe-hanstvo-i-vokrug

4.    Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь / И. А. Морозов, И. С. Слепцова, Н. Н. Гилярова, Л. Н. Чижикова. — РОНМЦНТ Рязань, 2001. 

5.    Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н.И. Толстого). 

6.    Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001

7.    Информант: Афонина Валентина Яковлевна, 1938 г.р.

8.    Информант: Прасковья Филипповна, 1910 г.р.  

9.    Информант: Кулешова  Мария Ивановна  06.04. 1934 г.р.

10.Информант: Корнеева Прасковья Васильевна, 1929 г.р., уроженка с. Секирино Скопинского района

11.Информант: Косарева Ольга Андреевна, 1925 г.р., уроженка с. Чулково Скопинского района

12.Информант: Савина Елена Петровна, 1976 г.р., уроженка с. Секирино Скопинского района

 

 

 

Приложение:

Фотографии с. Четаево Касимовского района Рязанской области



Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

3 октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича  Есенина

Персональная выставка работ художника по художественной вышивке из г.Рязани Риффель Ирины Геннадьевны «Время перемен» (художественная вышивка) откроет свои двери 6 октября в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 23 октября 2020 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из г.Рязани Поскряковой Татьяны Семеновны «Это всё, что зовём мы Родиной» (живопись) откроет свои  двери 6 октября в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 23 октября 2020 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

В соответствии с планом работы ГБУК «Рязанский  областной научно-методический центр народного творчества» проводит  с 12 по 16 октября 2020 года  тематические консультации по вопросам репертуара и отчетности  работы народных   коллективов Рязанской области, по планированию и организации учебы кадров клубных учреждений области на сезон 2020-2021 г.г., областной мониторинг любительских объединений и клубов по интересам.

25 октября  2020 года  в 12.00 часов  в  Рязанском областном научно – методическом центре народного творчества состоится танцевальная гостиная «Выдающийся танцовщик Марис Лиепа»

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области