Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Что сердцу ближе

Почему гостям лучше всего дарить исконно рязанские подарки.

В нынешний год Ря­занский област­ной научно-методи­ческий центр народного творчества работает, мож­но сказать, в своем обыч­ном режиме: сохраняет и распространяет нематери­альное культурное насле­дие родного рязанского края. Какие способы ис­пользуются, какие про­блемы встают - обо всем этом корреспондент газе­ты беседует с заведующей отделом развития техно­логий выставочной де­ятельности центра Светла­ной КУДРЯШОВОЙ.

Р. В. - Светлана Сергеевна, никогда раньше, насколько я помню, в вашем центре не проводилось столько выста­вок, сколько сейчас. Если я не ошибаюсь, то чем это вы­звано: потребностью снизу или возросшим вниманием сверху?

С.К. - Вы не ошибаетесь. Раньше, в 80-90-е годы, мы организовывали областные выставки чаще всего на базе Рязанского областного худо­жественного музея. Все было хорошо, солидно... Но такой «выстрел» звучал один-два раза в год. Со временем мы выросли до такой степени, что сочли возможным, ни­кого не стесняя, размещать экспозиции в своих стенах, полагаясь на свой выставоч­ный комитет, своих искус­ствоведов. Сейчас мы про­водим около двух десятков выставок в год. Думаю, что и раньше желающих пока­зать свое творчество было не меньше, но не всех этих людей удавалось выявлять и учитывать. Когда я при­шла работать в центр (а это было около тридцати лет назад), таких возможностей не было. Сейчас в нашем об­ластном учреждении создан единый компьютерный банк данных, в котором зарегис­трированы художники-любители, мастера декоратив­но-прикладного искусства и фотохудожники. Этот банк данных постоянно пополня­ется сведениями от наших операторов, которые есть в каждом из 29 муниципаль­ных образований области и которые, посещая различ­ные торжества, праздники в селах и райцентрах, отмеча­ют и фиксируют творческих людей на местах.

Р. В. - Я знаю, что много та­ких людей приходит и непос­редственно к вам в центр, чтобы показать предмет своего увлечения.

С.К. - Большинство тех, кто приходит в наш дом, можно сказать, так у нас и остаются, мы всячески стимулируем их творческую работу, ор­ганизуем ее показ. Конечно, существует и определенный отбор. Иногда сам человек, посетив центр, посмотрев выставку, поговорив с нами, приходит к выводу, что пока не созрел. У кого-то, наобо­рот, слишком завышена оценка своего творческого потенциала. По возможнос­ти деликатно говорим ему об этом. В общем, стараем­ся никого не обидеть.

На сегодняшний день в нашем областном банке дан­ных зарегистрировано более 2,5 тысячи людей, непрофес­сионально занимающихся художественным творчес­твом. И это дает огромные возможности для организа­ции самых различных вы­ставок, воплощения в жизнь интересных инновационных проектов. И зрители все это очень хорошо воспринимают. Где-то с начала двухты­сячных годов у нас скопи­лось пять томов книг отзы­вов, и в них самые благодар­ные, восторженные записи.

Мы стараемся способс­твовать развитию само­деятельного творчества по разным направлениям, всех возрастных и социаль­ных категорий населения. 3 апреля у нас открывает­ся грандиозная юбилейная выставка областного клу­ба художников-любителей «Кистью творца остановленный миг» к 45-летию клуба, на которой будет представлено более 500 работ. На Пасхальной неделе можно увидеть выстав­ку, где пасхальные мотивы воплощаются во всех видах декоративно-прикладного искусства. По прошлым го­дам знаю, что в экспозиции будет представлено много неповторимых, светлых, трогающих душу детски! работ. В нынешнем год] продолжится инновационный Арт-проект под названием «62 на 62». Этот проект, можно сказать, возрастной, для увлеченных творчеством людей, которым недавно исполнилось 60. А мысли у них кипят, руки делают... Что же, им ждать новую круглую дату или юбилей, чтобы выставить работы? Вот мы и придумали для этих 62-летних людей, живущих в рязанском регионе, который значится под номером 62, цикл выставок, часть которых проходит на колесах.

Р.В. - Мысли кипят, как вы говорите, руки делают... Что-то придумано новенькое в народном творчестве?

С.К. - Смотрите, какой раз­мах получили снежные праздники, фестивали на базе сооруженных ледя­ных городков и даже горо­дов. Раньше только и хватало на то, чтобы снеговик во дворе слепить, А теперь чего только не напридумывают! И материала сколь­ко хочешь, и он всегда ря­дом. И все это очень кстати сейчас, когда мы задумали развивать туризм. Зимний маршрут через ледяной го­род - это замечательно. Ни один турист мимо ледя­ной скульптуры не прой­дет, чтобы рядом с ней не сфотографироваться.

Р. В. - Да, но такие скульпту­ры тают. А есть непреходя­щее и вечное - исконно русские виды творчества, это как бы обозначение нашей страны, нас самих. Но я не уверена, что все молодые люди знают, какие в рязанском крае име­ются народные промыслы.

С. К. - У меня есть давняя мечта, чтобы в Рязани, по примеру некоторых об­ластных центров, открыли, наконец, центр ремесел. В этом месте можно было бы каждому желающему увидеть в действии, в процес­се работы представителей наших четырех основных рязанских промыслов: это михайловское кружево, кадомский вениз, скопинская керамика и шиловская лоза. Конечно, на грамотно составленной экспозиции должны быть представлены образцы этих промыслов с современной информацион­ной оснащенностью, чтобы человек, пришедший узнать, что собой представляет тот или иной рязанский- про­мысел, в полной мере мог бы удовлетворить свой ин­терес. И не только теорети­чески. На базе центра реме­сел можно создать целую сеть различных кружков, секций, клубов по самым разным видам творчества и для самых разных групп населения. Притом что ос­новное внимание должно уделяться, конечно, исконно рязанским ремеслам, ничего страшного не будет, если мы удовлетворим интерес лю­дей, которые хотят поболь­ше узнать о современных видах народного искусст­ва - скажем, о современной японской технике «амигуруми» (исполнение вязальным крючком мелких фигурок), о гильошировании - технике выжигания по ткани. Народ всем этим интересуется. И где ему все это увидеть, как не в центре ремесел!

Р.В. - В газете «Известия» от 24 января этого года была опубликована статья главы Министерства промышлен­ности и торговли России Де­ниса Мантурова «Народные промыслы - достояние Рос­сии». В ней говорится о ряде мер по поддержке народно-­художественных промыслов, в том числе и об увеличении в дальнейшем их государствен­ного финансирования. Это очень кстати, так как я сама не раз слышала от наших мас­теров, что даже на выставку в Москву им приходится вез­ти экспонаты за свой счет. И еще один аспект подчеркнул министр: организация продаж изделий...

С.К. - Это очень важно для мастеров прикладного ис­кусства. А стимулировать такие продажи можно было бы отчасти, обязав всех ру­ководителей города и облас­ти внести свой вклад в это дело. Каким образом? Пусть изделия рязанских промыс­лов используют, например, при оформлении своих ка­бинетов и других адми­нистративных помещений. Пусть покупают их в качес­тве подарков для разного рода торжеств или приема иностранных делегаций. Да­вайте дарить не китайские подделки и даже не гжель и не хохлому, хоть это и из­вестные всему миру брен­ды, а истинно рязанское. Это и нашему сердцу ближе, и позволит увеличить заказы предприятиям народного промысла.

Татьяна Банникова

Газета "Рязанские ведомости"

29 марта 2017 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области