Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

«Для счастья нужно умерить потребности»

Шавкат Абдусаламов: "Для счастья нужно умерить потребности"

Знаменитый художник, режиссер и актер встретился с рязанцами в ходе IV Тарковских чтений.

Его картинами и работами в кино восхищались Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, своим, близким по духу считал художника Андрей Тарковский, с которым Шавкат Абдусаламов ра­ботал над картиной «Сталкер».

В Рязань мастер приехал со своим новым фильмом «Еванге­лие от провинциала», премьерный показ на одном из москов­ских кинофестивалей принес кар­тине Гран-при, лента побывала на ивановском фестивале «Зер­кало», посвященном Андрею Тар­овскому, теперь ее посмотрел рязанский зритель. «Евангелие от провинциала» не укладывает­ся в привычное представление о кино, автор говорит со зрителем на своем языке, в котором боль­ше метафизики, чем реальности, и эта глубоко индивидуальная стилистика сближает его с твор­чеством Андрея Тарковского, ко­торого художник считает своим учителем. «Андрей - удивитель­ная личность, у него, как и у меня, было очень сложное детство, что нас и объединяло. Он в четыре года листал альбомы Леонардо, а я научился сам читать, потому что меня некому было забирать из детского сада, и я начинал не с букв, а с картинок в книжках. Я до сих пор люблю сказку «Кар­лик Нос», он был очень похож на меня, никому не нужный и пре­зираемый. Так что нас с Андреем сближали трудности детства, но ведь они должны существовать, без них нельзя. Мы в таком сиро­пе растим сейчас детей, что они не понимают, как нужно вести себя, если в жизни вдруг встретятся соль и перец и острота иная».

По признанию художника, на съемочной площадке Тар­ковский доверял ему как само­му себе, но были люди, которые этому авторитету безумно за­видовали и старались сделать так, чтобы между режиссером и художником-постановщиком пробежала черная кошка.

- Обыкновенному профессио­налу трудно было работать с Тар­ковским, потому что он не нуж­дался в технологических приемах, которыми сам прекрасно владел. Ему нужно было то, что разбива­ло все каноны, что требовалось по замыслу. Это все равно, что объяснять, кто такой Бог. Умом его не понять. При современной технологии кинопроизводства со­всем нетрудно быть режиссером. Но этот стандарт меня абсолютно не интересует. Я сделал фильм, где нет стандартного отношения к драматургии, заезженного пра­вила, что ружье должно выстре­лить в таком-то акте... У меня все настоящее, нет ни одного профес­сионального актера, нет грима, я десять лет ждал, пока постареет актер. Юрий Норштейн, Тонино Гуэрра присутствуют в фильме как личности, создающие фон этой странной истории: без вся­ких чудес в мир снова приходит Иисус, и он оказывается никому не нужным...

На творческом вечере Шав­кат Абдусаламов вручил награ­ды юным победителям конкур­са «Океан Солярис - острова па­мяти» в различных номинаци­ях, и это стало поводом для него вспомнить об учителях. Нет ни­чего важнее доброго и мудрого учителя, убежден художник, он видит то, что ускользает порой от взора родителей.

Шавкат Абдусаламов десять лет провел в детских домах. За раскрытие своего художествен­ного дара благодарит «прием­ную маму» - Меланью Ивановну Ткаченко, женщину непростой судьбы, репрессированную в годы государственного террора. За тарелку супа она учила детей рисовать и встретила в детском доме Шавката, а потом настояла на том, чтобы мальчик шел не в ремесленное училище, а учиться на художника.

Всем молодым Шавкат Аб­дусаламов пожелал в тот вечер обрести прекрасных учителей, от которых зависит ни много ни мало - будущее всего человече­ства. И поделился восточной му­дростью: «Чтобы быть счастли­вым, нужно умерить потребно­сти. А когда их ограничишь, тут тебе и начинают давать то, что ты и не надеялся получить».

Шавката Абдусаламова на­зывают последним дервишем эпохи, он странствует в художе­ственных мирах, наполненных глубоко религиозным отношени­ем к жизни. У него на картинах люди совершают восхождение на небеса. А он хотел бы подняться в такие выси, где нет ни слов, ни изображений, только мухыка.

- Если бы я родился вновь, то выбрал бы путь музыканта и композитора.

Дмитрий Соколов.

Газета "Рязанские ведомости". 02.09.2016

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области