Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
|
|
Из Азеева - с любовью
Те, кому удалось попасть во вторник, 30 марта, в областной научно-методический центр народного творчества, смогли и выставки посмотреть, и в празднике поучаствовать, и песни послушать...
А еще - блюда татарской национальной кухни отведать.
Какие же они были вкусные! Эти - ацелы кат-лама и цецели катлама, бялеши и кэчерук бялешь из духовки, а также пирожки пярямяч и еще многое другое.
У гостей сложилось впечатление, что они попали на фрагмент праздника сабантуй, который временно переехал из села Азеево в Рязань. Здесь, в центре Рязани, шел рассказ о традициях и корнях этого уникального на карте Рязанщины места — села Азеево.Умид Хасанович Бурнашев рассказал легенду о том, как сохранилось на рязанских просторах татарское село со своим укладом жизни. Оказывается, когда царь послал солдат для крещения татарских сел, в тувесеннюю пору очень сильно разлилась река Мокша. И миссионеры не решились идти дальше, на восток, повернули обратно.
Кстати, фамилия Бурнашев тоже имеет свою историю. Считается, что местное население схоронилось от солдат в здешнем бору, и когда солдаты отступили от села, то старейшины воскликнули: «Бор наш!». От этих слов и пошла фамилия, которую сейчас носят многие жители Азеева.
- А как жили в древние времена татары? - поинтересовались мы у старосты села Умида Бурнашева.
- Хорошо жили, - ответил он, - занимались в основном земледелием.
В этом селе живет очень дружный и трудолюбивый народ. В 1929 году здесь был образован колхоз «Верный путь», вступали в него, в первую очередь, бедняки. В Азееве было четыре ветряных и две паровые мельницы, две кузницы, две канатные фабрики и огромные заливные луга.
- Я хорошо знаю здешние места, - говорит Умид Бурнашев, - потому что сам здесь родился, окончил среднюю школу. Отец мой был учителем русского языка, и я решил продолжить его дело: поехал учиться в Среднюю Азию, в Ферганский педагогический институт. В Фергане тогда жили наши родственники.
После окончания института работал Умид в Андижанской области: учителем, инспектором роно, в райкоме партии. Десять лет он трудился в Средней Азии.
Вернувшись в Азеево, стал работать завучем в детском доме, а затем -директором. С 1961 по 1978 год он проработал директором одного из лучших детских домов области. В дальнейшем его назначили директором школы, которую он сам когда-то заканчивал. За свои успехи Умид Хасанович удостоен звания «Заслуженный учитель России».
Сейчас он на пенсии. Но Умид Хасанович не сидит дома - он староста села и председатель совета ветеранов. Участники Великой Отечественной часто выступают перед односельчанами, в районе, делятся своими воспоминаниями. Самое важное для них направление - работа с детьми и молодежью.
О том, что в Азееве чтут и развивают наследие своих предков, мы убедились на презентации села. Азеевские народные фольклорные татарские ансамбли «Сабантуй» и «Афифя» исполнили песни и танцы,поиграли со зрителями в народные игры и забавы.
Отрадно, что они показывают свое искусство представителям других народностей. Ведь в Азееве живут представители 12 национальностей и прекрасно ладят друг с другом, уважительно относятся к истории и культуре своих соседей.
А история только одного села Азеево, как уже говорилось выше, богата и удивительна. Сейчас здесь возрождается мусульманская община. Директор ООО «Азеевское» Рустам Бекбулатов построил новую мечеть.
В селе помнят и чтят знатных односельчан. Это - Салих Ерзин, основатель Московской соборной мечети; Фикрят Табеев, посол СССР в Афганистане, заместитель Председателя Совета Министров РСФСР; Захида Бурнашева, поэтесса, и многие другие. Обо всех говорилось на этой презентации.
- Замечательный праздник, — делится своими впечатлениями Анатолий Карпус, председатель совета регионального отделения общественной организации «Ассамблея народов России». - Очень понравилось выступление азеевских артистов, поэтов. Народная культура - очень многогранна. И ее необходимо сохранять, развивать и пропагандировать.
По словам директора Рязанского областного научно-методического центра народного творчества Елены Шаповской, центр и в дальнейшем будет работать над сохранением и пропагандой культурного наследия Рязанской области. Задача
этнопроекта «Моя малая родина», в рамках которого и состоялась презентация села Азеево, - познакомить рязанцев с самобытным искусством, традициями, обычаями, обрядами наших земляков. Так что впереди нас ждут новые встречи с народным искусством Рязанщины.
Владлен ГОРДИЕНКО.
«Рязанские ведомости»
2 апреля 2010 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.
|
|