Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Культура, слезы и любовь

Свои лучшие качества Римма Потанина проявила в сфере, которая очень нуждается в ярких и сильных личностях.

А начиналось все в Шацке, в Рязанском культурно-просветительном учили­ще, где она как-то сразу стала, как теперь говорят, звездочкой: вела концерты, праздничные программы, была, можно ска­зать, «штатной» Снегурочкой.

На четвертом курсе (было это в далеком теперь 1965 году) сту­денты проходили практику в районном Доме культуры, после которой девушку взяли сюда на работу в качестве художествен­ного руководителя. Тогда же она стала заочно учиться в вузе.

КОЕ-ЧТО ИЗ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Личная жизнь тоже оказалась тесно связанной с культурной. В Шацке стали возводить вмес­то дома дворец культуры. Руко­водить этим делом приехал из Рязани молодой инженер-стро­итель Александр Иванович По­танин. Ввиду важности предпри­ятия начальнику стройки отдали в старом Доме культуры кабинет Риммы, которую он как бы и не заметил. А вот когда на районном празднике эта пригожая дивчина, представляя какую-то военную композицию, стала отплясывать в гимнастерке, короткой юбке и сапогах, Потанин спросил у за­ведующей райотделом культуры: «Это кто?» и получил ответ: «Наш самый лучший работник - Римма Ивановна Чихун». Вот здесь-то между ними и пробежала искра... Когда дворец построили, возвра­тился Александр Иванович в Ря­зань с молодой женой.

фамилия «Чихун» для нашей местности нетипичная, хотя Рим­ма Ивановна - нашенская, корен­ная рязанка. И мама у нее русская, а вот отец - украинец. Они приеха­ли когда-то в нашу область с Николаевщины, очень прочно обосно­вались в Михайловском районе, и все это пусть будет в укор сказано тем, кто рушит дружбу между дву­мя братскими народами. Впрочем, в роду у Потаниной не только ук­раинский след. По семейному пре­данию, одним из родоначальников их фамилии был попавший после войны 1812 года в русский плен француз...

Жаль, что мы раньше не очень интересовались своими родослов­ными, сколько интересного можно было бы узнать. Но на сегодня ва­жен результат: каков он, человек, впитавший в себя исторические и жизненные соки, что хорошего он делает для всех нас?

КРУГОВОРОТ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

После переезда в Рязань Рим­ма Ивановна стала инспектором областного управления культуры и проработала здесь более десяти лет. А потом более двух десятков лет была заместителем директо­ра Рязанского областного научно- методического центра народного творчества и добивалась везде, как сказано в одном официальном до­кументе, высокой эффективности благодаря настоящему професси­онализму, творческой энергии, ог­ромной работоспособности и не­ординарности.

Вроде бы всем понятно, что та­кое, например, высокий професси­онализм. Но директор Рязанского Дворца молодежи Н.В. Плетнев вспомнил в разговоре об этом, что когда-то сфера культуры была поделена на государственную и профсоюзную, и Римма Ивановна, являясь заместителем директора госучреждения, не раз говорила, что в одном русле работать нуж­но, что культуру должно развивать постоянно. Глубоко она «копала» и много предвидела.

«На мой взгляд, - говорит се­годня Потанина, - в каждом деле требуется система. У нас в облас­ти одно время смотры художест­венной самодеятельности по жан­ рам проводились вразброс, кто когда хотел, где густо, а где пус­то. А потом мы решили: делать их по разным направлениям строго раз В два года. И обязательно все должно начинаться с места, с глу­бины, постепенно приходя к само­му высокому, областному уровню. И многие оказались в этом очень заинтересованными. Таким же об­разом развернули «круговорот на­родных праздников». Разработали систему праздников: Новый год, Рождество, Пасха, Ильин день... Приезжают к нам с отчетом из района - мы назначаем: вот над та­ким праздником будете работать. И чтобы в каждом селе находили свои особенности праздника. Все загорелись. Потом мы даже книж­ку выпустили - «Народные празд­ники Рязанской области».

«ОПТИМИЗМ-РАЗУМНЫЙ...

Такое качество подметила в По­таниной нынешний директор Ря­занского центра народного твор­чества Е.М. Шаповская. «А какой же еще может быть? - согласи­лась с ней Римма Ивановна. - Нас всегда плохо финансировали, но требовали, чтобы, кровь из носа, все было хорошо. В таком случае оптимизм возможен в определен­ных пределах. Выходили как-то из положения. Спонсоров искали. Самой иногда приходилось на­ших работников «спонсировать», когда, например, денег на коман­дировки не было - у меня муж хорошо зарабатывал. Приходили деньги в центр - мне их отдавали. С районами у нас хорошие отно­шения складывались. Когда пред­стоит какой-нибудь конкурс, зво­ним туда: «Девочки, мы призы с собой привезем, а вы постарайтесь людей приветить: покормите их, какие-нибудь местные сувениры найдите». В нашем деле отноше­ние к людям - прежде всего. Пос­кольку с профсоюзом тесная связь была, путевки на отдых «пробива­ла», квартиры... Одиноким - обще­жития, они потом комнаты в них приватизировали... И ведь подолгу у нас люди работали, когда стали представлять на звание «Ветеран труда», у нас человек двенадцать набралось».

...А ХАРАКТЕР - НЕСГИБАЕМЫЙ»

«Это у меня-то? - удивляется Римма Ивановна, а потом вспо­минает. - Однажды на бюро об­кома партии наметили заслушать вопрос о состоянии культурной работы в Рыбновском районе. Я тогда была инспектором областно­го управления культуры и поехала туда вместе с одним из партийных работников. Две недели ездила по колхозам и совхозам, обследовала на фермах «красные уголки». Все там хорошо было: итоги соревнова­ния подводились, вымпелы вруча­лись, боевые листки выпускались... Но когда мы приехали с отчетом к первому секретарю райкома, Ге­рою Соцтруда Николаю Василье­вичу Гусеву, я его сразу предупре­дила, что буду критиковать. Гово­рю: район у вас богатый, хозяйства крепкие, а культуре мало помогае­те. Все до единого заведующие клу­бами заведуют и «красными уголка­ми», а вы им за это не доплачиваете. Говорю, а у самой слезы катятся, и так всегда со мной было, когда я о нищете наших культработников говорила. Гусев налил мне в стакан воды из графина и говорит: «Вы­пейте и достаньте носовой пла­ток. Спасибо вам за замечания, они справедливы, и я думаю, что дело поправимо». Когда потом по на­шему отчету принимали решение на бюро райкома, то многие наши советы приняли, в том числе и по доплате культработникам, что по­том было и сделано. Так вот: мо­жет, не «несгибаемостью» я брала, а слезами?»

НАМ ГОДА - НЕ БЕДА

Свой 70-летний юбилей заслу­женный работник культуры Рос­сии Р.И. Потанина отметила 14 января, и можно сказать с уве­ренностью, что в этот день и пос­ле в ее адрес было множество поздравлений и добрых пожела­ний. В первую очередь - от кол­лег, с которыми она, уйдя на пен­сию, по-прежнему сотрудничает. Именно по ее предложению в Ря­занской области (единственном регионе России) стали отмечать 1 ноября День клубного работника. И от тех, с кем на протяжении мно­гих лет занимается общественной деятельностью в обкоме профсою­за работников культуры и област­ном комитете защиты мира.

Человек во всех отношениях состоялся - в том числе и как любимая бабушка шестнадцатилетне­го Саши и пятилетней Маши, ко­торыми она гордится. Пожелаем же ей еще раз доброго здоровья и - продолжения трудовой биогра­фии. Прежде всего, на благо куль­туры, которой отданы и жизнь, и слезы, и любовь.

Татьяна Банникова

Газета "Рязанские ведомости"

17 января 2017 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области