Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Лункинское чудо

Мещерский кот весьма приличных размеров, Баба-Яга, зорко охраняющая свои владения, Лесовичок, который вдруг оборачивается креслом, бабы рязанские, словно вышедшие за деревенскую околицу – это все персонажи сказочного городка, что раскинулся у деревни Лункино Клепиковского района.

На первый взгляд и не определишь, что все они вырезаны из дерева: настолько они теплые, живые, с собственным характером и особым духом. В этом мы воочию убедились, попав на фестиваль по садово-парковой скульптуре памяти Владимира Павловича Грошева – замечательного человека, настоящего подвижника и мецената.

Уже не в первый раз в деревне Лункино Клепиковского района проходит смотр талантливых мастеров – резчиков по дереву. Его традиционно принимает учебно-производственная база межрегиональной школы мастеров и музея деревянного зодчества. В этом году в нем приняли участие народные мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Архангельска, Московской, Рязанской, Владимирской, Костромской, Свердловской областей.

За шесть дней им предстояло создать чудо-городок, украсив его своими оригинальными композициями на темы русских народных сказок. На живописной поляне раскинулся палаточный лагерь мастеров. Именно здесь в свободной, непринужденной обстановке проходило общение вольных художников, как себя именовали сами резчики.

Во время фестиваля состоялись мастер-классы по художественной резьбе по дереву, росписи, лозоплетению. А в финале прошел блиц-турнир, в ходе которого мастерам, вооруженным электропилой и топором, предстояло за несколько часов создать скульптуру из дерева.

Обладателем Гран-при фестиваля стал Виктор Шаверин из Санкт-Петербурга. Художественный совет высоко оценил его работу «Хочу летать». Она наиболее соответствовала тематике фестиваля. А уровень ее исполнения был очень профессионален.

Михаил Ильяев, основатель Московской школы резьбы по дереву, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член художественно-экспертного совета фестиваля, в частности, сказал:

«Сюда я приезжаю уже в третий раз, мне довелось хорошо знать основателя фестиваля – Владимира Павловича Грошева. Это был прекрасный человек, спасибо ему огромное за все, что им здесь сделано, за шикарный музей. С тех пор и продолжается моя дружба с педагогами местной школы, которые, кстати, работают с детьми по моему учебнику резьбы по дереву.

Считаю, что этот фестиваль – значительное явление в культурной жизни страны, здесь сохраняются и пропагандируются национальные русские традиции, особенно рукоделия в дереве. Я сам вырезаю уже 42 года, из них – 32 преподаю, так что опыт у меня есть.

Отличие нынешнего фестиваля от предыдущих смотров в том, что если раньше была тематическая свобода – «я так вижу», то в этом году появилась конкретная тема – «Сказочная Мещера». За шесть дней мастера сумели создать немало интересных работ, причем очень сложных технически – они не статичны, а динамичны: ты, например, кружишься на карусели, а вокруг тебя – хоровод сказочных персонажей. На детей это производит неизгладимое впечатление. Да и не только малышам это интересно. Я видел немало взрослых, которые были просто зачарованы видом прекрасного сказочного городка рязанской Мещеры.

Хочется, чтобы такие работы появились на детских площадках городов и сел нашей России. Парковая скульптура сейчас востребована везде. И умельцев у нас много. А здесь, в Лункино, можно и отдохнуть, и посмотреть – оно этого стоит. К тому же все, что создали мастера на фестивале, останется здесь, в музее».

Пока мы рассматривали работы участников фестиваля, к нам подошел друг и коллега Михаила Ильяева, его ученик Олег Смирнов. Он – главный редактор сайта «Резьба по дереву и кости» – информационного спонсора фестиваля. Олег Смирнов также поделился своими впечатлениями от лункинского фестиваля:

«Я на фестивале во второй раз. Уровень мастерства участников растет, появляются новые имена, композиции становятся сложнее и интереснее. Очень хороша задумка организаторов фестиваля – детская площадка, где резные вещи стали механическими, подвижными. Например, очень интересна композиция Виктора Шаверина из Санкт-Петербурга, она представляет собой своеобразный кинемат.

Отрадно, что в фестивале принимают участие настоящие энтузиасты, ведь это некоммерческий проект. Здесь главное – общение, взаимный диалог, общие «посиделки». Люди встречаются, общаются, подпитываются новыми идеями. Причем многие мастера занимаются не только деревянной скульптурой. Зимой они ваяют скульптуры изо льда, а летом в Анапе создают шедевры из песка. То есть работают с разным материалом.

Многих мастеров объединил наш сайт. У нас до 2 тысяч посещений в день. Нам может позавидовать любой популярный сайт. Он, кстати, многопрофильный, объединяет и международный клуб резчиков, это 500 с лишним мастеров из порядка 20 стран, в основном из России, Украины, Казахстана, и еженедельный электронный журнал «Резьба по дереву», причем все статьи туда пишут сами мастера. И, конечно, ежедневное общение на форуме. Интернет – это мощное средство для того, чтобы найти своих единомышленников во всем мире. Отрадно, что многих наших коллег мы встретили здесь, в рязанском Лункине».

А тем временем на площадке блиц-турнира началось обсуждение работ выполненных мастерами – участниками фестиваля в режиме «нон-стоп». Отрадно, что лучшим в блиц-турнире был признан рязанец, причем самый молодой участник фестиваля – Юрий Мыстрюков.

Воспользовавшись ситуацией, интересуюсь у молодого лауреата, как ему работалось в Лункине, и вот что он мне ответил:

«Здесь очень тепло и радушно. Я уже бывал на фестивале, но не в качестве участника, а зрителя, и могу сказать: у фестиваля сложилась своя атмосфера.

Лично для меня фестиваль в Лункине – это определенный этап. Все, что я здесь увидел, позже каким-то образом переосмыслится и воплотится в моих новых работах. Польза от него – несомненная. Я представил свою работу «Крылья». Она была сложна для меня в плане материала – ранее я работал с камнем. Но тут я ощутил, что дерево это живой, буквально дышащий материал. Мне кажется, что моя работа получилась.

Мне приятно было попасть в круг резчиков по дереву, потому что это направление поистине бесконечно, и ничто не сможет его вытеснить: дерево – натуральный материал. Именно с него люди начинали постижение мира. Никакой пластик, никакие современные технологии не сравнятся с живым деревом».

Среди организаторов фестиваля явно выделялся Геннадий Нагейкин. Он был не только представителем оргкомитета, но и непосредственным участником фестиваля. Поэтому его мнение было для нас определяющим. Он, в частности, сказал:

«Фестиваль этого года отличается сложностью творческой задачи, поставленной перед мастерами и скульпторами. В этом году им надо было сделать целый детский игровой комплекс. Заранее были озвучены темы, и участники уже приехали сюда с разработанными планами, проектами. А то, что получилось – вы и сами видели на нашей площадке, – это поистине грандиозные сооружения.

Самым трудным препятствием стала погода. Если в прошлом году мы трудились при 20-градусной температуре, то в этом – при такой жаре работали, не покладая рук, с 9 утра до 10 вечера. Но такая экстремальная обстановка не повлияла на развитие творческой мысли, и были созданы замечательные экспонаты, образовавшие целый детский городок. По нему уже ходят экскурсии. В выходные дни мы приглашаем сюда всех желающих. Здесь есть чем заняться и детям, и взрослым. Особенно маленьким, которые не слезают с качающихся, вращающихся, крутящихся комплексов. Я считаю, что фестиваль удался. Он посвящен памяти создателя музея и межрегиональной школы мастеров Владимира Павловича Грошева, который ушел из жизни год назад. Он занимался благотворительной деятельностью, все расходы брал на себя. Благодаря ему были организованы такие же школы-филиалы в Касимове, Шилове, Рязани, Клепиках.

Мы хотели передать эти школы на баланс районных администраций, но они от этого воздержались. Так что на сегодня осталась единственная школа в Спас-Клепиках. Ее я и возглавляю. Ко мне приходят 30 ребят – здесь они заняты полезным, творческим делом.

Проблема – в финансировании студии – нам сейчас приходится довольно-таки туго. Если есть какие-то спонсоры, которые бы нам помогли, взяли бы нас под свое крыло, то мы были бы им глубоко благодарны. Нам жалко бросать наше детище – наработана такая большая база. Ведь наряду с созданием школы был организован музей деревянного зодчества. Он насчитывает около 3 тысяч экспонатов. Это художественная резьба по дереву – и объемная, и плоско-рельефная.

В этом году к 35 садово-парковым скульптурам прибавилось еще 14. Есть музей старины под навесом. И не хотелось бы, чтобы наши музей и школа распались. Так что, обращаюсь к меценатам и просто добрым людям, неравнодушным к детскому творчеству: помогите нам».

В этом году в Лункине не проводилась, как обычно, каждый год, творческая смена юных мастеров. Причина одна – сложное финансовое положение. Обычно целый месяц ребята сюда приезжали бесплатно, работали, создавали очень интересные изделия, а затем устраивался аукцион, на который приезжали самые именитые гости, включая Губернатора области.

Но самое главное – за эти годы около 30-35 ребят поступили в творческие институты, художественные училища. Многие их уже закончили. Лагерь в Лункине был для них первым шагом в постижении творчества. И они до сих пор звонят, приезжают сюда и благодарны Владимиру Павловичу за все.

Отмечу, что этот фестиваль состоялся благодаря помощи фирмы «Штиль», областного комитета по культуре и туризму и супруге Владимира Павловича Грошева – Маргарите Прокопьевне.

Среди учредителей фестиваля был и Рязанский областной научно-методический центр народного творчества. Его директор Елена Шаповская считает, что и фестиваль, и школу, и музей необходимо сохранить. Ведь следование традициям предков позволяет сохранить и приумножить культурное наследие нашей страны.

Мы уезжали из Лункина, когда свежий ветер на время разогнал дым и гарь от пожарищ. Но все еще дымились сгоревшие накануне Передельцы, которые мы проезжали, а по пепелищам села бродили погорельцы в поисках уцелевшего добра. Сейчас село в авральном режиме восстанавливается, и, может быть, и здесь появится вскоре такой же прекрасный детский городок, как тот, что увидели мы в Лункине. Во всяком случае, мастера, с которыми мы беседовали, выражали такую надежду. А уж на их помощь можно рассчитывать всегда. Эти мужики слов на ветер не бросают.

Владлен Гордиенко.

Газета «Рязанские ведомости»

13 августа 2010 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области