Прогулка с Чернопузиком по «Заряне», или Почти мистическая история
Очутившись в этнокультурном центре «Заряна», понимаешь, что ты попал в мир загадочный. Недаром здесь открылась выставка «Чего мудрецы не видывали во сне». Она посвящена древней славянской мифологии, что само по себе настраивает на мистический лад.
– Осторожно, не разбудите кошек, – напутствовал сотрудников областного центра народного творчества в путешествии по сказочному миру хозяин «Заряны» Андрей Гаврилов.
Действительно, эти существа различных размеров, пород и окрасов присутствовали практически во всех помещениях «Заряны» в изрядном количестве. Вспоминая пушкинскую сказку о «Руслане и Людмиле», мы тихо, стараясь не шуметь, прошли в зал экспозиции.
И первой нам встретилась Баба-яга, наверное – главный персонаж всех русских народных сказок. Бабушка, столь грозная по услышанным в детстве сказкам, оказалась совсем не злобной, а даже какой-то домашней.
– Погодите, еще не вечер, только тогда здесь начинается самое интересное, – прошептал наш гид.
Поверив ему на слово, мы бодро прошагали по мостику, вероятно, олицетворяющему переход из мира реального в мир сказочный. Причем наши девушки, не вняв предупреждению хозяина, неосторожно зацокали своими каблучками и разбудили главного персонажа этой сказки. Им, конечно же, оказался кот с весьма причудливым окрасом.
Он вылез из-под мостика и сурово посмотрел на непрошеных гостей, то есть на нас: дескать, чего приперлись на заповедную территорию. Но наших женщин котами, пусть и сказочными, не испугаешь. Сиделец из сказок сразу оказался в теплых женских объятиях, и ему пришлось испытать на себе всю силу любви русской женщины к усатым полосатым существам.
Узнав имя котика, а он оказался Чернопузиком, дамы пришли в крайнее изумление и на время забыли, для чего, собственно, приехали в Шилово.
На сказочную землю их вернул Андрей Гаврилов, обратив внимание лучшей половины человечества на их альтер-эго – представительницу древней славянской мифологии. Это была русалка – на лицо прекрасная, но вот нижняя ее часть нас явно смутила – вместо красивых женских ног были какие-то безобразные коряги.
Нам объяснили, что русалки – это общерусский термин, он заменил имена аутентичных мифологических персонажей. Оказывается, в центральной части Рязанщины обитали омутницы-русалки, живущие в воде, чамки – они обитали в лесу и поле, и аленки – существа, до августа находившиеся в поле, а затем уходившие в воду (вероятно, на зимовку). Был у наших прадедов даже праздник проводов русалки. К нему готовили ритуальную трапезу, включавшую молочную кашу и своеобразную выпечку.
Просветившись насчет русалочьего племени, мы перешли к анчуткам. Эти существа женского пола заманивают подвыпивших путников в болото или лес. А еще они любят заглядывать в окна и пить из незакрытых стаканов воду, молоко или бражку, после употребления последней анчутки устраивают веселые хороводы и гулянья.
Само собой, мы не могли пройти мимо образа лесовика-лешего. Этот дух умеет оборачиваться то в дряхлого старика, то в медведя, то в дерево.
Лешему подчиняются все звери в лесу, его опасаются даже лесники и охотники. А место, где обитает хранитель леса, люди обходят стороной. И не зря – леший может напугать человека до смерти или заморочить голову путникам, сбить их с верного пути.
Правда, без причины леший этого не сделает – ему надо от человека одно: чтобы он, входя в лес, уважал его законы. И оставлял хозяину чащи маленькое угощение – пряник или пирожок. Вот тогда иди куда хочешь – если не заблудишься, дойдешь.
Признаюсь, мы даже хотели лешему из «Заряны» что-нибудь вкусненькое оставить, но нам сказали: не надо – все равно все съедят кошки, а Чернопузик при этих словах облизнулся.
Внимательно осмотрев экспозицию сказочного зала, мы перешли в зал крестьянского быта. Нам показали, как жили наши предки, какими предметами быта пользовались.
Современных длинноногих девушек почему-то заинтересовала кровать, на которой возлежали крестьянки позапрошлого века.
– И как же они здесь помещались? – вопрошала одна, вероятно, прикидывая под свой рост весьма небольшое ложе.
– Свернешься калачиком и разместишься, – отвечала ей другая.
А пока приятные во всех отношениях дамы беседовали о древних кроватях, мы говорили с Андреем Гавриловым о самом центре «Заряна». Здесь работают около десятка коллективов различных направлений: от этнографического ансамбля «Русалица» до театра «Бабий бунт», клубов по плетению из лозы и бисера до лоскутного шитья…
Сотрудники «Заряны» разрабатывают этнопроекты «Школа ремесла», «Заповедье», «Потаенными тропами», «Заветы старины глубокой».
И было бы все неплохо, если бы не один вопрос, к сожалению, сейчас основополагающий – деньги. На все про все «Заряне» была выделена в этом году лишь одна тысяча рублей. Как развивать народные традиции на такие средства – неизвестно.
При этих словах тяжко вздохнул кот Чернопузик: действительно, на такие гроши не разгуляешься.
Благо, есть у «Заряны» помощники и меценаты – несут они сюда раритеты из бабушкиных сундуков, присылают ценные вещи. Один такой раритет Андрей Гаврилов нам продемонстрировал – им оказался шаманский бубен с Алтая, под удары которого сбежались все коты центра «Заряна», причем один из стаи умудрился упасть на голову представителя нашей делегации. Впрочем, обошлось без жертв – как со стороны кошачьего племени, так и со стороны человеческого рода.
Вскоре кошачий табун пригласили на очередную трапезу, да и нам надо было ехать. Провожать нас вышел лишь один Чернопузик. Он ласково терся о наши ноги, что-то мурлыкал о своем, кошачьем. И нам показалось, что котик приглашал нас вновь приехать в Шилово, в «Заряну», словно говоря: мы еще не раз удивим вас чудесами.
И мы обязательно приедем. Жди нас, Чернопузик.
Владлен Гордиенко
Газета «Рязанские ведомости»
2 июля 2010 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.