Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Своя нота в сердце

Ее пронесла через жизнь Варвара Архиповна Лазукова, народная певица из Ухоловского района.

На снимке Варвара Архиповна Лазукова из села Дегтяные Борки Ухоловского района. Автор фотографии Вячеслав Васильевич Коростылев хорошо помнит, когда она была сделана. Затвор фотокамеры сработал 3 июня 1983 года, и этот щелчок многое определил в дальнейшей профессиональной деятельности автора и открыл новую страницу в культурной жизни Рязанской области.

По приглашению Коростылева Варвара Архиповна в числе сотен других исполнителей народных песен приехала в Рязань для участия в областном фольклорном празднике «Золотые родники». Так массово и торжественно он проводился в Рязани впервые. Накануне Вячеслав Васильевич отправился в областную типографию за свежеотпечатанными афишами. А когда получил первую пачку, схватился за голову. Крупными буквами было написано: «Золотые рудники». Заказ спешно отправили на переделку, но опечатка, как выяснилось, имела пророческое значение.

К моменту проведения фольклорного праздника Варваре Архиповне за восемьдесят. Фактически она была ровесницей века, и для нее песни были не увлечением, не номером художественной самодеятельности, а частью жизни с ее ежедневными радостями, трудностями и горестями. Она и слова такого не употребляла – «самодеятельность», и в клуб не ходила на репетиции. Песнь звучала в доме по разным поводам – рождение, смерть, свадьба, проводы, праздники или просто думы при свете керосиновой лампы долгими вечерами. И если кто-нибудь спросил бы Варвару Архиповну: «Откуда вы столько песен знаете?» – она бы ответила просто: «Я с ними родилася».

Обо всем этом рассказывает Вячеслав Васильевич, глядя на фотографию, и вспоминает историю, когда он помог исполнительнице вернуть украденные костюмы. Не то чтобы их совсем украли. Свои же, местные жители взяли на время, чтобы попеть частушки в Москве, где, видимо, платили хорошо. Да так и заиграли. «Беда-горе», – только и вымолвила бабушка Варя.

«Я, конечно, стал охать и сокрушаться, – продолжает Вячеслав Васильевич. – Жалко терять такое достояние. Эти же наряды в музей надо! А Варвара Архиповна мне и говорит: «Слава, ты совсем дурной. Какой еще музей. Беда-то в другом». Я спрашиваю: «Какая же тут еще другая беда?» – «В гроб не в чем положить будет», – спокойно отвечает Варвара Архиповна. «Да зачем же в гроб?», – не унимаюсь я. – Такой костюм, как у вас, единственный и неповторимый, да и рано вам поминки по себе заказывать». Она смотрит на меня с сожалением, как на глупенького, и говорит без тени улыбки: «А затем, Слава, чтобы наши на том свете быстрее узнали».

И вот я сижу перед ней, смотрю во все глаза и думаю: «Господи! Опять мы про какие-то концерты, про какие-то пластинки, про какой-то телевизор… А для них это – жизнь. Естественный порядок существования».

Костюмы бабушкам не без вмешательства Коростылева и участкового милиционера потом вернули. И еще не раз и не два принимал Вячеслав Васильевич народных певуний из села Дегтяные Борки на различных фестивалях. Как самых дорогих гостей и участников. Репертуар Варвары Архиповны и ее подруг был бездонным, они могли петь на сцене часами. И им было абсолютно безразлично: хлопают им в зале или нет, много собралось зрителей или мало. Их попросили – они спели. Сели в автобус и уехали. «И вот когда я слышу, что кто-то рассуждает о генофонде нации, о корневой культуре, о сохранении традиций, на которых только и может стоять такая огромная страна, я сразу вспоминаю тех скромных моих собеседниц. И когда я в свою очередь рассказываю о них с высокой трибуны где-нибудь на международной конференции ЮНЕСКО или в обычной студенческой аудитории, в залах стоит возвышенная тишина».

«Как же прошел тот первый фольклорный праздник? Успех? Триумф?»

«Полный провал! – отвечает мой визави. – Фестиваль провалился с треском! Исполнителей приехало со всей области несколько сотен, если не тысячу, а зрителей пришло человек сорок. То ли рекламы не хватило, то ли какой-то поддержки, сейчас трудно сказать. Я думал, что меня разорвут на куски сами же артисты. Перед кем они тут стараются?! Но они дали прекрасный концерт, и я им кланяюсь низко, как будто они спели специально для меня.

И вот тогда мелькнула у меня мысль – записать на пленку уходящие голоса нашей рязанской земли, чтобы последующие поколения знали, как в старину звучали песни, передававшиеся из уст в уста, из рода в род, и которые теперь стали частью репертуара музыкальных ансамблей – фольклорных, но все-таки современных, не заставших той старины… Труд этот был для меня в радость, и он дал плоды».

Передо мной десять дисков коллекции музыкально-обрядового фольклора Рязанской области. Четыре виниловых пластинки и шесть СD-дисков. Золотая онтология песен сел и деревень рязанского края. Десять часов звучания!

Выходит, что в типографии, выпустившей афишу, не очень-то и ошиблись – что родники, что рудники – и те, и те золотые, они обогатили нас таким сокровищем, что остается только восхищаться плодами многолетнего труда Вячеслава Коростылева. Кстати, проведение областных фольклорных праздников он продолжил, но только не в Рязани, а в районах области. Пришлось, конечно, убедить в правильности такого подхода обкомовское начальство, пойти на хитрость: в положении о фестивале написать, что проводится он для сельских тружеников, а не ради фольклора. Слова «сельские труженики» действовали в то время на высокое начальство гипнотически. «Добро» было получено. И фестивали проходили на «ура».

Портрет Варвары Архиповны Лазуковой красуется теперь на обложке подарочного издания Онтологии музыкально-обрядового фольклора Рязанской области. Коллекцию дарят самым именитым гостям, на торжествах и церемониях, во дворцах и в пышных залах. Песни Варвары Архиповны в этом фольклорном многоголосье не затерялись. Каждый исполнитель пронес свою ноту в сердце. И она сплетается с другими в гармоничный хоровод звуков – такой же удивительный, бесконечный, как сама природа.

Димитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

24 ноября 2017 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области