Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

В поисках национальной идеи

Художественная самодеятельность - скорее жива, чем мертва?

Вряд ли кто-либо из наших сограждан хотя бы раз в жизни не принимал участия в художественной самодеятельности. Хотя, возможно, некоторые и не догадывались, что участие в школьных чтениях или же в подготовке студенческого вечера - это она и есть... Та самая, сто раз осмеянная и всё же столь милая нашему сердцу.

Совсем скоро Новый Год. А это значит, что даже в самом захудалом сельском ДК пол­ным ходом идёт подготовка к праздничным мероприяти­ям. И вдруг обнаруживается, что не так уж всё плохо у нас с народным творчеством. Кто- то спеть горазд, кто-то спля­сать... И, значит, рано петь от­ходную - можем и односель­чан повеселить, и даже в об­ластной центр на смотр найти подходящие кандидатуры.

Потери и приобретения

- Есть такое устоявшее­ся мнение, что сегодня гово­рить о художественной само­деятельности практически не приходится, - грустно улыба­ется директор областного цен­тра народного творчества Еле­на Шаповская. - Я принципи­ально не раз­деляю данной точки зрения. Да, тридцать лет назад было трудно пред­ставить, с какими проблема­ми нам предстоит столкнуть­ся. На каждом предприятии работали профсоюзы, комсо­мольские организации, в ко­торых были люди, отвечаю­щие за культмассовую работу. Была система... Плохая или хо­рошая - другой вопрос, но она была и она работала! В девя­ностые эту систему развали­ли. Пытались создавать раз­личные центры, дома ремёсел, творческие объединения... Но, в целом, вся эта реорганиза­ционная деятельность оказа­лась неплодотворной. В итоге мы вернулись к тому, что бы­ло наработано ещё в советские времена. Потому что народное творчество нельзя разделить, оно должно быть представле­но во всём жанровом многооб­разии.

- И всё же, Елена Михайловна, что мы потеряли за эти годы?

- Работать с художествен­ной самодеятельностью всег­да было непросто. Сегодня советские времена нам пред­ставляются некой идиллией... Но тогда были свои трудно­сти, и немалые...

- В основном идеологиче­ского характера?

- Не только... К сожалению, культура в СССР так же, как и сегодня в России, финансиро­валась по остаточному прин­ципу. Руководители объедине­ний художественной самодея­тельности или, как их называ­ли в то время - клубные работ­ники, получали копеечные зар­платы. Правда, был престиж. Каждое предприятие, район, областной центр стремились заявить о себе на конкурсах. И тут уж денег не жалели...

- Много сельских клубов и домов культуры у нас закрыли?

- К счастью, немного... На сегодняшний день в Рязан­ской области более 700 клу­бов. Поверьте, для региона это очень неплохая цифра. За по­следнее десятилетие появи­лось много новых сельских до­мов культуры - в Ижевском, Сапожке, Чучково. Кроме того, нам удалось сохранить тради­цию смотров художественной самодеятельности, начиная с сельских ДК. Во многих обла­стях такие смотры если и про­водятся, то только на област­ном уровне.

Меценаты не перевелись

- У нас по-прежнему суще­ствует сельская самодеятель­ность?

- Я много езжу по области, и могу утверждать - она не только существует, но и раз­вивается. Прежде всего, бла­годаря энтузиастам. Но и гла­вы районов практически всег­да стараются помочь...

 - Думаю, от главы района может зависеть очень мно­гое...

- Безусловно... И от главы района, и от директора ДК, и от личности каждого конкрет­ного руководителя. Настоя­щие профессионалы в нашей сфере всегда были на вес зо­лота.

- Как вам удается их удерживать? Сколько получает ру­ководитель художественной самодеятельности в сельском ДК?

- Со всеми надбавками око­ло 12 тысяч рублей. К огромно­му сожалению, люди уходят туда, где их труд оплачивает­ся достойно. Но мы стараем­ся найти возможность поддер­жать специалистов. И, чаще всего, нам это удаётся.

- Каким образом?

- Добиваемся грантов, ра­ботаем с районным руковод­ством. Ищем спонсоров.

- И меценаты у нас ещё не перевелись?

- Не могу сказать, что их много, но они есть. Напри- мер, в Сасове некоторые пред­приниматели сами выступают на местной сцене и финансо­во поддерживают родные кол­лективы. Есть похожие приме­ры в Скопине и в Шилове.

Кому проигрывает Рязань?

Елена Михайловна Шаповская - оптимист. Столько лет заниматься художественной самодеятельностью и не по­терять веру в необходимость этой работы могут лишь не­исправимые оптимисты. На самом деле трудностей, с ко­торыми приходится сталки­ваться, гораздо больше, чем следует из её рассказа. И зна­ет она о них прекрасно, и реша­ет труднейшие задачи едва ли не ежедневно, но справедливо считает, что не это главное...

Толку говорить о недостаточном финансировании? Про­блема существует на государ­ственном уровне, и решить её можно только изменив от­ношение к народному творче­ству.

Слава Богу, есть шкала цен­ностей, которую нельзя изме­рить деньгами. Исходя из этой простой истины, в своё время создавал областной Центр на­родного творчества его быв­ший директор Вячеслав Коростылев. Этим убеждением они живут сегодня. Читатель, на­верное, заметил, что в нашем разговоре Елена Шаповская, в основном, говорит о районах. И это неспроста. Именно в глубинке пока еще сохраняется особое отношение к самодея­тельности, к народному твор­честву. В Рязани с этим всё го­раздо сложнее. Конечно, и у нас есть энтузиасты, готовые ра­ботать едва ли не за идею. Мы уже рассказывали на страни­цах «Вечёрки» о танцевальном коллективе Александра Перву­шина, есть и другие примеры. Но всё же Рязань явно проигры­вает...

Терпения и веры!

- Не перестаю удивляться многообразию талантов в са­мых отдалённых уголках ря­занского края, - продолжа­ет рассказ Елена Шаповская. - Кадомский район, народ­ный театр села «Восход». В се­ле почти каждый житель или поёт, или танцует. На сцене - семейные династии. Твор­ческий стаж некоторых арти­стов исчисляется десятиле­тиями. Совсем рядом в Ермишинском районе - село Азеево. Здесь ежегодно отмечают татарский праздник - сабан­туй. Это - настоящий фести­валь национальной культу­ры, на который приезжают го­сти из других областей. В Ско­пинском районе целое созвез­дие талантливых коллективов: театры «Предел», «Шанс», ан­самбли «Вердица», «Секиринские понёвницы». Называю только то, что первое на ум приходит. Но этот список на­родных талантов можно было бы продолжать и продолжать...

Уверен, Елена Шаповская ещё долго могла бы говорить о неисчерпаемых талантах Ря­занщины. И лишь вскользь упо­минать о трудностях и про­блемах... Что ж, дай Бог, ей и её коллегам веры и терпения. Специалисты утверждают, что народная культура име­ет уникальную способность к репродуктивности, то есть к самовозрождению. Поэтому и выживает в трудные времена, спасая душу народа, его бесцен­ный этнический генофонд. Ис­тинный патриотизм не рож­дается по указанию началь­ства. Он - в дедовской жиз­нестойкости, в народных та­лантах. Им бы хоть немно­го помочь не на словах, а на де­ле, и, возможно, тогда не бы­ло бы необходимости в много­летних поисках национальной идеи. Чего её искать-то? Вот она, рядом.

Михаил Колкер

Газета "Вечерняя Рязань"

8 декабря 2015 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области