В поисках национальной идеи
Художественная самодеятельность - скорее жива, чем мертва?
Вряд ли кто-либо из наших сограждан хотя бы раз в жизни не принимал участия в художественной самодеятельности. Хотя, возможно, некоторые и не догадывались, что участие в школьных чтениях или же в подготовке студенческого вечера - это она и есть... Та самая, сто раз осмеянная и всё же столь милая нашему сердцу.
Совсем скоро Новый Год. А это значит, что даже в самом захудалом сельском ДК полным ходом идёт подготовка к праздничным мероприятиям. И вдруг обнаруживается, что не так уж всё плохо у нас с народным творчеством. Кто- то спеть горазд, кто-то сплясать... И, значит, рано петь отходную - можем и односельчан повеселить, и даже в областной центр на смотр найти подходящие кандидатуры.
Потери и приобретения
- Есть такое устоявшееся мнение, что сегодня говорить о художественной самодеятельности практически не приходится, - грустно улыбается директор областного центра народного творчества Елена Шаповская. - Я принципиально не разделяю данной точки зрения. Да, тридцать лет назад было трудно представить, с какими проблемами нам предстоит столкнуться. На каждом предприятии работали профсоюзы, комсомольские организации, в которых были люди, отвечающие за культмассовую работу. Была система... Плохая или хорошая - другой вопрос, но она была и она работала! В девяностые эту систему развалили. Пытались создавать различные центры, дома ремёсел, творческие объединения... Но, в целом, вся эта реорганизационная деятельность оказалась неплодотворной. В итоге мы вернулись к тому, что было наработано ещё в советские времена. Потому что народное творчество нельзя разделить, оно должно быть представлено во всём жанровом многообразии.
- И всё же, Елена Михайловна, что мы потеряли за эти годы?
- Работать с художественной самодеятельностью всегда было непросто. Сегодня советские времена нам представляются некой идиллией... Но тогда были свои трудности, и немалые...
- В основном идеологического характера?
- Не только... К сожалению, культура в СССР так же, как и сегодня в России, финансировалась по остаточному принципу. Руководители объединений художественной самодеятельности или, как их называли в то время - клубные работники, получали копеечные зарплаты. Правда, был престиж. Каждое предприятие, район, областной центр стремились заявить о себе на конкурсах. И тут уж денег не жалели...
- Много сельских клубов и домов культуры у нас закрыли?
- К счастью, немного... На сегодняшний день в Рязанской области более 700 клубов. Поверьте, для региона это очень неплохая цифра. За последнее десятилетие появилось много новых сельских домов культуры - в Ижевском, Сапожке, Чучково. Кроме того, нам удалось сохранить традицию смотров художественной самодеятельности, начиная с сельских ДК. Во многих областях такие смотры если и проводятся, то только на областном уровне.
Меценаты не перевелись
- У нас по-прежнему существует сельская самодеятельность?
- Я много езжу по области, и могу утверждать - она не только существует, но и развивается. Прежде всего, благодаря энтузиастам. Но и главы районов практически всегда стараются помочь...
- Думаю, от главы района может зависеть очень многое...
- Безусловно... И от главы района, и от директора ДК, и от личности каждого конкретного руководителя. Настоящие профессионалы в нашей сфере всегда были на вес золота.
- Как вам удается их удерживать? Сколько получает руководитель художественной самодеятельности в сельском ДК?
- Со всеми надбавками около 12 тысяч рублей. К огромному сожалению, люди уходят туда, где их труд оплачивается достойно. Но мы стараемся найти возможность поддержать специалистов. И, чаще всего, нам это удаётся.
- Каким образом?
- Добиваемся грантов, работаем с районным руководством. Ищем спонсоров.
- И меценаты у нас ещё не перевелись?
- Не могу сказать, что их много, но они есть. Напри- мер, в Сасове некоторые предприниматели сами выступают на местной сцене и финансово поддерживают родные коллективы. Есть похожие примеры в Скопине и в Шилове.
Кому проигрывает Рязань?
Елена Михайловна Шаповская - оптимист. Столько лет заниматься художественной самодеятельностью и не потерять веру в необходимость этой работы могут лишь неисправимые оптимисты. На самом деле трудностей, с которыми приходится сталкиваться, гораздо больше, чем следует из её рассказа. И знает она о них прекрасно, и решает труднейшие задачи едва ли не ежедневно, но справедливо считает, что не это главное...
Толку говорить о недостаточном финансировании? Проблема существует на государственном уровне, и решить её можно только изменив отношение к народному творчеству.
Слава Богу, есть шкала ценностей, которую нельзя измерить деньгами. Исходя из этой простой истины, в своё время создавал областной Центр народного творчества его бывший директор Вячеслав Коростылев. Этим убеждением они живут сегодня. Читатель, наверное, заметил, что в нашем разговоре Елена Шаповская, в основном, говорит о районах. И это неспроста. Именно в глубинке пока еще сохраняется особое отношение к самодеятельности, к народному творчеству. В Рязани с этим всё гораздо сложнее. Конечно, и у нас есть энтузиасты, готовые работать едва ли не за идею. Мы уже рассказывали на страницах «Вечёрки» о танцевальном коллективе Александра Первушина, есть и другие примеры. Но всё же Рязань явно проигрывает...
Терпения и веры!
- Не перестаю удивляться многообразию талантов в самых отдалённых уголках рязанского края, - продолжает рассказ Елена Шаповская. - Кадомский район, народный театр села «Восход». В селе почти каждый житель или поёт, или танцует. На сцене - семейные династии. Творческий стаж некоторых артистов исчисляется десятилетиями. Совсем рядом в Ермишинском районе - село Азеево. Здесь ежегодно отмечают татарский праздник - сабантуй. Это - настоящий фестиваль национальной культуры, на который приезжают гости из других областей. В Скопинском районе целое созвездие талантливых коллективов: театры «Предел», «Шанс», ансамбли «Вердица», «Секиринские понёвницы». Называю только то, что первое на ум приходит. Но этот список народных талантов можно было бы продолжать и продолжать...
Уверен, Елена Шаповская ещё долго могла бы говорить о неисчерпаемых талантах Рязанщины. И лишь вскользь упоминать о трудностях и проблемах... Что ж, дай Бог, ей и её коллегам веры и терпения. Специалисты утверждают, что народная культура имеет уникальную способность к репродуктивности, то есть к самовозрождению. Поэтому и выживает в трудные времена, спасая душу народа, его бесценный этнический генофонд. Истинный патриотизм не рождается по указанию начальства. Он - в дедовской жизнестойкости, в народных талантах. Им бы хоть немного помочь не на словах, а на деле, и, возможно, тогда не было бы необходимости в многолетних поисках национальной идеи. Чего её искать-то? Вот она, рядом.
Михаил Колкер
Газета "Вечерняя Рязань"
8 декабря 2015 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.