Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Весною в старом парке...

В Рязани состоялась премьера нового фестиваля.

В выходные на сцене Областного центра народного творчества происходили «Апрельские чудеса». Сообщаю об этом не без гордости, потому что к рождению названия первого регионального фестиваля детских и юношеских театров имею непосредственное отношение...

Говорят, как назовёшь ко­рабль, так он и поплывёт... Ровно год назад примерно в то же время и на том же ме­сте мы с сотрудниками цен­тра ломали голову: какое имя дать новой театральной за­тее? Вариантов было много, но хотелось избежать излиш­него пафоса и показной ори­гинальности. На мой взгляд, нам это удалось. Ведь без дет­ской веры в чудо на театраль­ные подмостки лучше не под­ниматься... Ну а когда ещё происходить волшебству, как не в апреле? Да и само место проведения фестиваля как нельзя лучше соответствова­ло - резная «табакерка» Дво­рянского собрания в старом рязанском парке... И уже од­но то, что несмотря на все ор­ганизационные и финансовые сложности идея была реализована, подтверждает: чу­до состоялось!

О «раздаче слонов»...

Намеренно начинаю с ин­формативной части. Она, без­условно, необходима, хотя ку­да интереснее рассказать чи­тателям о творческой состав­ляющей... Поэтому предель­но коротко. Организаторы - Областной центр народно­го творчества при поддержке регионального министерства культуры. Большой плюс но­вого фестиваля в том, что по положению в нём могут при­нимать участие все театраль­ные коллективы вне зави­симости от статуса и ведом­ственной принадлежности. Почему это так важно, объяс­ню несколько позже.

В фестивале приняли уча­стие 18 театральных коллек­тивов из 14 муниципальных образований области. В пред­ставленных спектаклях зрите­ли и жюри увидели 165 арти­стов в возрасте от пяти до ше­стидесяти... Но, конечно, аб­солютное большинство всё же подходило под заявленную ка­тегорию «детско-юношеский возраст». Старшее поколение на этот раз демонстрировало своё мастерство вне конкур­са. Жюри: заведующая отде­лом театрального искусства Государственного Российско­го Дома народного творчества Марина Куц (председатель); режиссёр народного театра «Аспект» Касимовского Двор­ца культуры, заслуженный ра­ботник культуры РФ Феликс Романов и автор этих строк...

Ну и о призёрах. Существу­ет мнение, что в фестивальном процессе это не главное. Мол, признание зрителей и коллег и атмосфера творческого обще­ния никакой Гран-при не за­менит... Но есть в этом утверж­дении доля лукавства. Осо­бенно, когда речь идёт о лю­бительских коллективах. Об­щение общением, но момент «раздачи слонов» все ожидают с большим волнением.

Итак, победителями трёх­дневного сценического мара­фона стали:

- диплом третьей степени - детский театр «Зеркальце» Новомичуринского ДК «Энергетик» (режиссёр Ирина Сарычева) за спектакль по пье­се Ивана Крылова «Урок доч­кам»;

- диплом второй степени - детская народная театраль­ная студия «ТРаМчики» Кораблинского Дворца культу­ры (режиссёр - заслуженный работник культуры РФ Татья­на Кочеткова) за спектакль «Волшебные прятки» по пьесе В. Панфилова;

- диплом первой степени - образцовый школьный театр «Лоскут» рязанской школы № 51 Областного Центра эсте­тического воспитания детей (режиссёр Татьяна Кучина) за спектакль «Кража» по одно­имённой повести В. Астафье­ва.

Ну, и звания Лауреата фе­стиваля на этот раз удостоил­ся коллектив скопинской шко­лы № 9 за спектакль «Маркус и девочки» по мотивам повести К. Хагерюпа (режиссёр - за­служенный работник культу­ры РФ Владимир Дель).

Тоже чудеса, но межведомственные...

Теперь о проблемах. Ещё с советских времён детско-юношеское театральное твор­чество было разделено меж­ду двумя ведомствами: мини­стерством культуры и министерством образования. За­чем? В первую очередь та­ким образом решались вопро­сы финансирования. Но да­же в советскую эпоху это вы­зывало постоянные претен­зии с обеих сторон. Можете себе представить, во что по­добное «двойное» подчине­ние вылилось при рыночной экономике. Денежное содер­жание, отпускаемое государ­ством на развитие детского те­атра, отнюдь не увеличилось. А вот труднообъяснимые бю­рократические препоны на се­годняшний день превысили все разумные пределы. Про­стой пример: статус «народ­ного театра» и соответствую­щее финансирование (о том, какие это копейки, даже рас­сказывать стыдно) могут по­лучать только коллективы, ра­ботающие под эгидой мини­стерства культуры. А вот зва­ние «образцовых» и не менее «значительные» средства вы­деляет школьным театрам ми­нистерство образования. При этом ведомства соревнуются в количестве отчётных бумаг, которое возрастает с каждым годом. И регулярно принима­ются «мудрые» решения руко­водства. Например, о том, что в фестивалях, проводимых «культурой», «народные» теа­тры могут принимать участие, а «образцовые» ни-ни... И нао­борот. В общем, обычная меж­ведомственная возня, услож­няющая и так далеко не слад­кую жизнь любительского те­атра. Вот почему так важно, что на «Апрельских чудесах» с радостью принимали всех без исключения. Дай бог, чтобы и до высокого федерального на­ чальства наконец-то дошла простая истина: делить ис­кусство по межведомственной принадлежности по меньшей степени глупо. А уж вопросы финансирования и организа­ционной нагрузки решать же­лательно так, чтобы легче ра­боталось в Домах культуры и школах, а не в высоких каби­нетах.

Формула Вахтангова

Признаюсь честно, лично на меня фестиваль произвёл противоречивое впечатление. С одной стороны, его твор­ческий уровень был доволь­но средним. Хотя разве мож­но назвать «средними» оча­ровательных гномов из «Бе­лоснежки» детского театра «Малышок» Сараевского ДК? Или «публицистическое горе­ние» юношей и девушек из Ка­симовского ТЮЗа, с правед­ным гневом обличавших рав­нодушие современного мира в постмодернистской драме Олега Богаева «Dawn way»... И это только два примера, что называется, навскидку. Да, не было ярких режиссёрских от­крытий. И с подбором совре­менного драматургическо­го материала обнаружилась большая проблема. Впрочем, точно такая же проблема на­блюдается и на профессио­нальной сцене. К слову ска­зать, многие трудности, как творческие, так и организа­ционные, у профессионалов и любителей настолько схо­жи, что только диву даёшься. И, возможно, кто-то из моих коллег будет категорически не согласен, но смею утверж­дать: творческий процесс не­ разделим. Чудо искусства мо­жет возникнуть не только на академических сценах в спек­таклях театральных мэтров, но и в подвалах полулюбительских студий, в сельских ДК, на уличных представле­ниях... На то оно и чудо. Зна­менитая формула Вахтанго­ва: время, зритель, коллек­тив - справедлива для всех, кто осмеливается выходить на суд публики. И перед этим судом одинаково равны и на­родный артист легендарно­го МХТ, и совсем юный дебю­тант из школьного театра Захаровского района.

- Для нас каждый фести­валь - это очень большая и сложная работа, - признаётся директор Рязанского Област­ного центра народного твор­чества, заслу­женный работ­ник культуры РФ Елена Шаповская. - Но, по моему глубо­кому убеждению, она должна оставаться «за кадром». Для участников и гостей - это, пре­жде всего, праздник, и я всегда рада, когда он получается!

Да, Елена Михайловна, на это раз праздник, безуслов­но, состоялся. Впрочем, в ва­шем гостеприимном Доме это происходит всегда. У вас пре­красная команда, умеющая создать уникальную атмосфе­ру тепла и взаимопонимания. Причём на фестиваль работа­ют все без исключения - на­чиная от директора и закан­чивая шофёром и вахтёрами. Всем огромное спасибо. Уве­рен, что главные чудеса ещё впереди!

Михаил Колкер

Газета "Вечерняя Рязань"

11 апреля 2017 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области