Весною в старом парке...
В Рязани состоялась премьера нового фестиваля.
В выходные на сцене Областного центра народного творчества происходили «Апрельские чудеса». Сообщаю об этом не без гордости, потому что к рождению названия первого регионального фестиваля детских и юношеских театров имею непосредственное отношение...
Говорят, как назовёшь корабль, так он и поплывёт... Ровно год назад примерно в то же время и на том же месте мы с сотрудниками центра ломали голову: какое имя дать новой театральной затее? Вариантов было много, но хотелось избежать излишнего пафоса и показной оригинальности. На мой взгляд, нам это удалось. Ведь без детской веры в чудо на театральные подмостки лучше не подниматься... Ну а когда ещё происходить волшебству, как не в апреле? Да и само место проведения фестиваля как нельзя лучше соответствовало - резная «табакерка» Дворянского собрания в старом рязанском парке... И уже одно то, что несмотря на все организационные и финансовые сложности идея была реализована, подтверждает: чудо состоялось!
О «раздаче слонов»...
Намеренно начинаю с информативной части. Она, безусловно, необходима, хотя куда интереснее рассказать читателям о творческой составляющей... Поэтому предельно коротко. Организаторы - Областной центр народного творчества при поддержке регионального министерства культуры. Большой плюс нового фестиваля в том, что по положению в нём могут принимать участие все театральные коллективы вне зависимости от статуса и ведомственной принадлежности. Почему это так важно, объясню несколько позже.
В фестивале приняли участие 18 театральных коллективов из 14 муниципальных образований области. В представленных спектаклях зрители и жюри увидели 165 артистов в возрасте от пяти до шестидесяти... Но, конечно, абсолютное большинство всё же подходило под заявленную категорию «детско-юношеский возраст». Старшее поколение на этот раз демонстрировало своё мастерство вне конкурса. Жюри: заведующая отделом театрального искусства Государственного Российского Дома народного творчества Марина Куц (председатель); режиссёр народного театра «Аспект» Касимовского Дворца культуры, заслуженный работник культуры РФ Феликс Романов и автор этих строк...
Ну и о призёрах. Существует мнение, что в фестивальном процессе это не главное. Мол, признание зрителей и коллег и атмосфера творческого общения никакой Гран-при не заменит... Но есть в этом утверждении доля лукавства. Особенно, когда речь идёт о любительских коллективах. Общение общением, но момент «раздачи слонов» все ожидают с большим волнением.
Итак, победителями трёхдневного сценического марафона стали:
- диплом третьей степени - детский театр «Зеркальце» Новомичуринского ДК «Энергетик» (режиссёр Ирина Сарычева) за спектакль по пьесе Ивана Крылова «Урок дочкам»;
- диплом второй степени - детская народная театральная студия «ТРаМчики» Кораблинского Дворца культуры (режиссёр - заслуженный работник культуры РФ Татьяна Кочеткова) за спектакль «Волшебные прятки» по пьесе В. Панфилова;
- диплом первой степени - образцовый школьный театр «Лоскут» рязанской школы № 51 Областного Центра эстетического воспитания детей (режиссёр Татьяна Кучина) за спектакль «Кража» по одноимённой повести В. Астафьева.
Ну, и звания Лауреата фестиваля на этот раз удостоился коллектив скопинской школы № 9 за спектакль «Маркус и девочки» по мотивам повести К. Хагерюпа (режиссёр - заслуженный работник культуры РФ Владимир Дель).
Тоже чудеса, но межведомственные...
Теперь о проблемах. Ещё с советских времён детско-юношеское театральное творчество было разделено между двумя ведомствами: министерством культуры и министерством образования. Зачем? В первую очередь таким образом решались вопросы финансирования. Но даже в советскую эпоху это вызывало постоянные претензии с обеих сторон. Можете себе представить, во что подобное «двойное» подчинение вылилось при рыночной экономике. Денежное содержание, отпускаемое государством на развитие детского театра, отнюдь не увеличилось. А вот труднообъяснимые бюрократические препоны на сегодняшний день превысили все разумные пределы. Простой пример: статус «народного театра» и соответствующее финансирование (о том, какие это копейки, даже рассказывать стыдно) могут получать только коллективы, работающие под эгидой министерства культуры. А вот звание «образцовых» и не менее «значительные» средства выделяет школьным театрам министерство образования. При этом ведомства соревнуются в количестве отчётных бумаг, которое возрастает с каждым годом. И регулярно принимаются «мудрые» решения руководства. Например, о том, что в фестивалях, проводимых «культурой», «народные» театры могут принимать участие, а «образцовые» ни-ни... И наоборот. В общем, обычная межведомственная возня, усложняющая и так далеко не сладкую жизнь любительского театра. Вот почему так важно, что на «Апрельских чудесах» с радостью принимали всех без исключения. Дай бог, чтобы и до высокого федерального на чальства наконец-то дошла простая истина: делить искусство по межведомственной принадлежности по меньшей степени глупо. А уж вопросы финансирования и организационной нагрузки решать желательно так, чтобы легче работалось в Домах культуры и школах, а не в высоких кабинетах.
Формула Вахтангова
Признаюсь честно, лично на меня фестиваль произвёл противоречивое впечатление. С одной стороны, его творческий уровень был довольно средним. Хотя разве можно назвать «средними» очаровательных гномов из «Белоснежки» детского театра «Малышок» Сараевского ДК? Или «публицистическое горение» юношей и девушек из Касимовского ТЮЗа, с праведным гневом обличавших равнодушие современного мира в постмодернистской драме Олега Богаева «Dawn way»... И это только два примера, что называется, навскидку. Да, не было ярких режиссёрских открытий. И с подбором современного драматургического материала обнаружилась большая проблема. Впрочем, точно такая же проблема наблюдается и на профессиональной сцене. К слову сказать, многие трудности, как творческие, так и организационные, у профессионалов и любителей настолько схожи, что только диву даёшься. И, возможно, кто-то из моих коллег будет категорически не согласен, но смею утверждать: творческий процесс не разделим. Чудо искусства может возникнуть не только на академических сценах в спектаклях театральных мэтров, но и в подвалах полулюбительских студий, в сельских ДК, на уличных представлениях... На то оно и чудо. Знаменитая формула Вахтангова: время, зритель, коллектив - справедлива для всех, кто осмеливается выходить на суд публики. И перед этим судом одинаково равны и народный артист легендарного МХТ, и совсем юный дебютант из школьного театра Захаровского района.
- Для нас каждый фестиваль - это очень большая и сложная работа, - признаётся директор Рязанского Областного центра народного творчества, заслуженный работник культуры РФ Елена Шаповская. - Но, по моему глубокому убеждению, она должна оставаться «за кадром». Для участников и гостей - это, прежде всего, праздник, и я всегда рада, когда он получается!
Да, Елена Михайловна, на это раз праздник, безусловно, состоялся. Впрочем, в вашем гостеприимном Доме это происходит всегда. У вас прекрасная команда, умеющая создать уникальную атмосферу тепла и взаимопонимания. Причём на фестиваль работают все без исключения - начиная от директора и заканчивая шофёром и вахтёрами. Всем огромное спасибо. Уверен, что главные чудеса ещё впереди!
Михаил Колкер
Газета "Вечерняя Рязань"
11 апреля 2017 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.