Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Высокий жанр взывает к любви

Областной научно-методический центр народного творчества предлагает рязанцам совершить путешествие «От оперы к опере»

Читатель, наверное, прежде всего, удивится: если народное творчество, то при чем здесь опера? Но, как известно, в жизни столько всего намешано! Как и в человеке.

Александра Борисовича Марасанова многие в Рязани знают как журналиста областного радио, автора интересных передач о знаменитых людях нашего края и тех, кто их открыл. Но по своему образованию он «технарь» и работает инженером по обеспечению радиовещания. В то же время люди, с которыми он дружит, непременно осведомлены о том, что с детства – точнее, с подросткового возраста, им овладела одна, но пламенная и несколько несвойственная его годам страсть: он полюбил оперу! Впоследствии он стал собирать записи оперных спектаклей и других классических музыкальных жанров, и к нынешнему времени у него скопилось их немалое количество.

Этим обстоятельством не могли не заинтересоваться сотрудники центра народного творчества, где регулярно организуют выставки личных коллекций рязанцев. Показали и собрание (какую-то его часть) оперных записей Марасанова. Но что значит диск или пластинка с записью голоса и мелодии? Это как человек с завязанным ртом. Главное, что там, «внутри».

И потому родилась очень смелая, как признают сами сотрудники центра, идея организовать в рамках инновационного аудиовизуального арт-проекта «Мир искусств» выставку-концерт «От оперы к опере», в котором музыка, «замурованная» в диске, обретет или собственный голос или станет передаваться живым звуком нынешних исполнителей, дополнится изображением на экране, и все это будет сопровождать рассказ человека, чью жизнь опера так украсила и обогатила.

Об этом Александр Борисович поведает своим слушателям сам. Я лишь позволю себе «проговориться», что, может быть, одним из главных событий в ней он считает встречу с великой и неповторимой Монтсеррат Кабалье в стенах Большого театра. Случилось это в середине 70-х годов и по тому времени не было для мальчика из простой, но культурной семьи явлением исключительным. Упомяну также и о том, что ярусом выше того места, где Саша сидел со своей тетей, пением мировой звезды наслаждалась заведующая нотно-музыкальным отделом Горьковской библиотеки Рязани Тамара Николаевна Цуканова. Они тогда еще не были знакомы, их встреча состоится позже и, конечно, откроет перед Александром еще больше возможностей для погружения в мир оперы. Мне Т.Н. Цуканова говорила о том, что когда приезжала по делам клуба «Олимп» в Большой театр и брала с собой Александра, то удивлялась, какие глубокие и умные вопросы он задает знаменитым артистам. Наверное, с той поры общения с блистательно талантливыми взрослыми закрепилась у него привычка называть их не как на афишах, а обязательно по имени-отчеству, как школьных учителей.

О том, какие оперы довелось увидеть в Большом, записи каких спектаклей стали первыми в коллекции, а затем пополняли и пополняли ее, Марасанов обязательно расскажет своим слушателям. А может быть, и поделится открытием о том, насколько активно в прошлом веке питала кладовую талантов Большого рязанская земля.

И, может быть, на этой встрече дадут знать о себе таланты нынешние, новые?

В программе вечера – отрывки из великих произведений мировой классики в исполнении преподавателей и студентов Рязанского музыкального колледжа имени Григория и Александра Пироговых. Среди них – самая молодая исполнительница, еще даже не студентка, а пятнадцатилетняя ученица отделения дополнительного образования Софья Дементьева (класс преподавателя Н.А. Тарабарка), которая исполнит арию из оперы Г. Перселла «Королева фей» (в стиле барокко). В вечере примут участие солисты Шиловского районного Дворца культуры, Спасской дет-ской школы искусств, а также народный коллектив Рязанской области – юношеский камерный хор «Любомир» Дворца культуры «Приокский» (руководитель Алексей Ракин), в исполнении которого прозвучит хор из оперы Джузеппе Верди «Набукко».

Надо отметить не только необычность проекта, но и его своевременность. Оперное искусство, может быть, как никакое другое, переживает бум реформаторства. Конечно, не развиваться оно не может, но очень правильно сегодня ставится и такой вопрос: все ли то новое, что вносится в оперу, является искусством? Или это просто «ужимки и прыжки» некоторых амбициозных деятелей для создания себе определенного имиджа в глазах определенного рода тусовки?

Не могу здесь не привести рассказ Александра Борисовича об одном из своих последних посещений Большого театра. В зале малое количество зрителей, на сцене – действие одного спорного и нашумевшего спектакля. Голос с верхнего яруса: «А музыка-то будет?» Знакомый голос либеральной общественной деятельницы: «За-мол-чи!» И в ответ: «Сама замолчи, не по телевизору выступаешь!» Вот такая «опера»!

Некоторые предрекают ей скорое исчезновение. Но этого не должно случиться, если бережно хранить высокие и чистые оперные образцы, воспитывать на этих примерах молодежь, которая пойдет дальше. Мы, жители русской провинции, всегда были хранителями здравых традиций. Мы, стремившиеся «достать билетик» на оперу в Большой театр, готовы и сегодня принять ее, настоящую, с любовью.

 

Выставка-концерт, о котором здесь идет речь, начнется в областном научно-методическом центре народного творчества 1 марта ровно в 18 часов.

Татьяна Банникова

Газета "Рязанские ведомости"

28 февраля 2018 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области