Заглянуть в Рязань семидесятых
можно в областном центре народного творчества
Сегодня рязанские улицы не располагают к медленным прогулкам и созерцанию окрестностей. Жизнь города протекает в окружении стекла и бетона. Шумный поток транспорта, загазованность, обилие броской рекламы и бесконечные пробки. Так сейчас выглядит в Рязани центральная улица Ленина. А вот как выглядела она сорок лет назад, когда по обочинам дороги еще росли хвойные деревья и во дворах деревянных домов коротали длинные вечера старики.
Ушедший навсегда город показал нам Василий Андреевич Коновалов. Выставка его фотографий открылась в областном центре народного творчества. На снимках Рязань семьдесят второго - семьдесят восьмого годов прошлого века. Время хоть и называют застойным, но именно тогда претворялись в жизнь планы индустриального развития, строились заводы, а работники обеспечивались бесплатным жильем. Люди с удовольствием покидали ветхие деревянные лачуги и переселялись в благоустроенные квартиры. Но расставание с отжившей стариной привело и к потерям - стирался неповторимый облик города, утрачивалось резное убранство деревянных домов. В наше время от старого города не осталось практически ничего. И вдруг он ожил на фотографиях семидесятых годов. Рассматривать их - все равно, что самому бродить по тем черно-белым улицам, над которыми витал дымок из печных труб. И понимаешь - то, что случайно попало в объектив, становится настоящей документальной ценностью. Высокие деревья с птичьими гнездами в кронах. Невзрачные вывески магазинов. Лозунги и призывы строить коммунизм на стенах домов. Свободные от машин улицы, так что можно идти по проезжей части и катить перед собой детскую коляску.
На открытие выставки пришел ее автор Василий Андреевич Коновалов. В семидесятых годах он вместе со своим дядей Дмитрием Акимовичем обошел многие улицы Рязани с фотоаппаратом. Дядя показывал ему дома, которые хотелось запечатлеть, и записывал адреса в блокнот, а Василий нажимал кнопку своего «Зенита». Так набралось около тысячи трехсот кадров.
- Дядя любил все записывать и сохранять, ежедневно вел дневник наблюдений. Под конец его жизни накопились 243 записные книжки, сейчас они хранятся в областном архиве, - рассказывал Василий Андреевич Коновалов.
Сорок проявленных фотопленок хранились в семейном архиве. Минувшей осенью Василий Коновалов принес их в издательство «Пресса», где кадры отсканировали, оформили выставку и выпустили объемный бук лет. Директор издательства Александр Анитов на одной из фотографий увидел дом, где жил в детстве.
Многие улицы предстали такими, какими я их помню с детства. На нескольких фотографиях разглядел уголок того дома, где мы жили когда-то. Эта выставка свидетельствует о том, что ценные материалы не пропадают, не залеживаются, а находят свою дорогу к зрителю.
Подобные материалы послужат основой для дальнейшего изучения истории застройки Рязани, станут источником виртуальной реконструкции исторического облика города. И радует то, что такой колоссальный массив фотодокументов представлен на всеобщее обозрение. Любой документ должен быть доступен для рассмотрения и изучения, и тогда он перестает быть частным случаем и приобретает общественную значимость, - говорит заместитель директора ГАРО по научной работе Дмитрий Филиппов.
Из кадров, вошедших в экспозицию, каждый посетитель выставки мог бы составить свой диафильм воспоминаний. Музыкальные ретромотивы переносили гостей на одноэтажные улицы исчезнувшего города, где за окнами деревянных домов горели зеленые абажуры и стучали по вечерам швейные машинки.
Димитрий Соколов
Газета "Рязанские ведомости"
22 декабря 2015 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.