Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Год кино 2016

Мотор, начали!

Луч кино светит из Клепиков.

Совсем недавно узнал, что есть в Рязанской области кинодеревня. Не слыша­ли о такой? Сейчас расскажу.

Основал ее сценарист, режис­сер и оператор Павел Морозов. Ехал он как-то раз по области на своей машине и думал: как же много есть на свете деревень, на­звания которых оканчиваются на «кино». Лучкино, Реткино, Бражкино... Взял и придумал свою де­ревню - Лучкино. Да так в ней и поселился - вместе с киноаппа­ратурой, женой и тремя детьми. Лучкино сокращенно - «Лучшее кино». На карте ее не ищите. На самом деле деревенька называ­ется Ершово, недалеко от Спас- Клепиков. Но теперь у нее есть и другое неофициальное название, потому что там живет основатель детской киномастерской «Лучки­но» Павел Анатольевич Морозов.

***

Павел Анатольевич говорит на мастер-классах также стран­нее вещи, которые сейчас вос­принимаются как откровение. И Ставит в пример режиссера, кото­рый 15 лет .снимал и монтировал одну картину. Поэтому слушать его очень приятно. Все давно догадываются, что нужно работать именно так. Не в смысле - дол­го, а в смысле - по-настоящему, с полной самоотдачей. А там будь что будет. Тот «медлитель­ный» режиссер - Олег Дорман все-таки сделал свой фильм - «Подстрочник» - о Лилиане Лун­гиной, знаменитой переводчи­це детских книг. И отказался от престижной награды «Тэфи» за него. Павел Морозов учился у Дормана на Высших режиссер­ских курсах. Всем начинающим юным кинематографистам он говорит буквально следующее: «Когда вы сочиняете историю, вы должны верить в то, что делаете. Ваши усилия никогда не должны быть продиктованы финансовы­ми соображениями, желанием понравиться, попасть в струю. Не тратьте на это время. Лучше потратьте время и силы на тот фильм, в который вы вложите свою душу».

Интересные истории, кото­рые требуется превратить в сце­нарий, а потом в кино, придумы­вают дети. Их опытный наставник сразу усматривает в них разные сюжетные ходы, возможную кон­цовку, но ему интересно, чтобы дети сами довели историю до ло­гического завершения. «Я не даю им расслабиться. Загоняю их в угол, чтобы они искали выход, ис­кали конфликт и способы его раз­решения».

Итак, история...

***

Брат с сестрой отправились в музыкальную школу. Девочке баян нести тяжело, а брат помо­гать не хочет. Она ноет всю доро­гу, он отмахивается. Поставила девочка баян на обочину, села на него и увидела в траве пятиты­сячную купюру. Побежали дети пировать, накупили сладостей, а баян где-то оставили. Бросились искать и увидели его на скамей­ке рядом с незнакомым дедушкой. «Отдайте баян, он наш!» - взмо­лились дети. «Ишь вы какие, он небось денег стоит», - как бы все­рьез говорит пожилой человек. Брат с сестрой испугались всерьез, уже готовы отдать все оставшие­ся деньги, да еще мобильный те­лефон в придачу. И тут дедушка начинает им рассказывать одну историю. Вроде бы совсем про другое. «Было это, ребята, под Смоленском в 1943 году. Попали мы в окружение, у нас заканчива­лись патроны. Лежали мы в око­пах и думали, что подходит конец. И вдруг слышим - звук гармони. Это играл наш батальонный гар­монист. Когда мы слышали эти звуки, то вспоминали свой дом, семью, и на душе становилось легче. И возвращалась к нам хоть малая, но надежда, что мы оста­немся живы. Так оно и вышло. Гармонь на фронте была таким же бойцом, как и все солдаты. Ког­да погибал гармонист, находился другой и брал гармонь себе. Так продолжалось до конца войны». Дедушка встает и уходит, на пу­стой скамейке остается гармош­ка, деньги и мобильный телефон. Финальный кадр - дети медленно идут по поселку, на плече мальчи­ка висит гармонь. Что они в этот момент чувствуют, зритель, ко­нечно же, понимает. Просто есть в нашей жизни такая правда и та­кие обстоятельства, по сравнению с которыми все наше ежедневное беспокойство, уловки, прыжки выглядят жалкими и смешными. И всегда нужно помнить о высо­ком, непреходящем, чтобы мел­кие мысли не поглощали, чтобы в них не увязла душа.

Такую вот 9-минутную «Одну историю» год назад сняли дети на киностудии «Лучкино» и получа­ют за нее награды на разных фе­стивалях.

Павел-Морозов говорит, что съемка каждой короткометраж­ки для них - не приготовление к чему-то важному, что будет по­том, а работа с полной отдачей сил, со всеми этапами, которые проходит любая съемочная труппа в профессиональном кино. Кстати, в «Одной истории» снял­ся настоящий участник войны, житель Клепиковского района Виктор Сергеевич Смирнов. До­статочно показать этот фильм в любой детской аудитории, и мож­но больше ничего не говорить о патриотизме.

***

До переезда в Клепиковский район Морозов работал в Москве, Санкт-Петербурге. Было у него свое дело, которое в кризисный 2008-й пришлось закрыть. На­копления вложил в обучение на Высших режиссерских курсах и в киношколе Александра Митты, собрал дорогостоящую аппарату­ру для киносъемок. Затем открыл первую киномастерскую в мо­сковской школе развития «Маяк», начал приобретать опыт в работе с детьми.

В Клепиковском районном от­деле культуры, узнав про ценный кадр, решили его не упускать - обеспечили всем необходимым для работы, лишь бы занимался с подрастающим поколением, по­могал в местном ДК. Павел Моро­зов пытается создать учебные ки­ностудии и в Рязани. Сегодня су­ществует одна группа - в образо­вательном центре «Содружество». По субботам преподаватель при­езжает сюда из Клепиков, чтобы провести занятия. А в июне будет действовать киносмена в лагере «Мещера», куда сейчас полным хо­дом идет набор детей. Чем кинош­кола «Лучкино» отличается от дру­гих, ей подобных? Только здесь история и сценарное мастерство возведены почти что в культ. На сценарий короткометражки мо­гут потратить месяцы. В Москве из-за этого некоторые слушатели покидали курсы разочарованны- ми, так и не дождавшись начала съемок. Не хватало терпения. Но в Москве другие привычки. Обыч­но там учат, как искать деньги, проводить кастинги, а то, какую роль играет слово, мало кому ин­тересно. Возможно, поэтому мы смотрим сегодня очень странное, больное и неряшливое кино.

***

Павел Морозов: «Мне доро­го советское кино. Могу часами смотреть «Ералаш» Хмелика и не воспринимаю «Ералаш» Грачевского. С тех пор как фигура про­дюсера стала у нас ключевой в кинопроцессе, появилась такая категория фильмов, как семей­ные драмы. Чтобы было понем­ножку интересно всем - и мама нашла историю любви, и папа - свой боевик, и ребенок - смешные ситуации. Детское кино как жанр почти ушло с экранов, его мало кто из современных режиссеров пытается делать. Недавно из Гол­ливуда вернулся Владимир Алени­ков, который снимал «Петрова и Васечкина». Я побывал у него на мастер-классе, и мы с ним, наде­юсь, будем взаимодействовать. Грамматиков в Санкт-Петербурге занимается детским кино, но больше как педагог, воспитыва­ющий новое поколение режиссе­ров. Перспективы не великие, но все же есть. Надеюсь, и мы - кино­любители, через 2-3 года своими силами снимем «полный метр» и, возможно, когда-нибудь станем профессиональной студией.

***

Помимо того, что Морозов занимается с детьми, он еще ез­дит по Клепиковскому району и показывает в селах и деревнях кино. Привозит старые ленты, Шукшина, Данелии... Попутно изучает местную действитель­ность. Попадаются земляки с та­кой внешностью и темперамен­том, что можно придумывать сю­жеты специально для них. Имен­но придумывать. К документали­стике Павел Морозов относится прохладно, успел в ней порабо­тать, изучил это ремесло изну­три и возвращаться в этот жанр не планирует. Он хочет снимать с детьми игровые короткометраж­ки - забавные и смешные, серьез­ные и грустные, трогательные и страшные. Как сама жизнь. И побеждать с ними на фестива­лях, оправдывая название студии «Лучкино».

И пусть этот луч доброго дет­ского кино светит нам из Клепи­ков.

Димитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

6 мая 2016 г.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области