Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Год кино 2016Мотор, начали!Луч кино светит из Клепиков. Совсем недавно узнал, что есть в Рязанской области кинодеревня. Не слышали о такой? Сейчас расскажу. Основал ее сценарист, режиссер и оператор Павел Морозов. Ехал он как-то раз по области на своей машине и думал: как же много есть на свете деревень, названия которых оканчиваются на «кино». Лучкино, Реткино, Бражкино... Взял и придумал свою деревню - Лучкино. Да так в ней и поселился - вместе с киноаппаратурой, женой и тремя детьми. Лучкино сокращенно - «Лучшее кино». На карте ее не ищите. На самом деле деревенька называется Ершово, недалеко от Спас- Клепиков. Но теперь у нее есть и другое неофициальное название, потому что там живет основатель детской киномастерской «Лучкино» Павел Анатольевич Морозов. *** Павел Анатольевич говорит на мастер-классах также страннее вещи, которые сейчас воспринимаются как откровение. И Ставит в пример режиссера, который 15 лет .снимал и монтировал одну картину. Поэтому слушать его очень приятно. Все давно догадываются, что нужно работать именно так. Не в смысле - долго, а в смысле - по-настоящему, с полной самоотдачей. А там будь что будет. Тот «медлительный» режиссер - Олег Дорман все-таки сделал свой фильм - «Подстрочник» - о Лилиане Лунгиной, знаменитой переводчице детских книг. И отказался от престижной награды «Тэфи» за него. Павел Морозов учился у Дормана на Высших режиссерских курсах. Всем начинающим юным кинематографистам он говорит буквально следующее: «Когда вы сочиняете историю, вы должны верить в то, что делаете. Ваши усилия никогда не должны быть продиктованы финансовыми соображениями, желанием понравиться, попасть в струю. Не тратьте на это время. Лучше потратьте время и силы на тот фильм, в который вы вложите свою душу». Интересные истории, которые требуется превратить в сценарий, а потом в кино, придумывают дети. Их опытный наставник сразу усматривает в них разные сюжетные ходы, возможную концовку, но ему интересно, чтобы дети сами довели историю до логического завершения. «Я не даю им расслабиться. Загоняю их в угол, чтобы они искали выход, искали конфликт и способы его разрешения». Итак, история... *** Брат с сестрой отправились в музыкальную школу. Девочке баян нести тяжело, а брат помогать не хочет. Она ноет всю дорогу, он отмахивается. Поставила девочка баян на обочину, села на него и увидела в траве пятитысячную купюру. Побежали дети пировать, накупили сладостей, а баян где-то оставили. Бросились искать и увидели его на скамейке рядом с незнакомым дедушкой. «Отдайте баян, он наш!» - взмолились дети. «Ишь вы какие, он небось денег стоит», - как бы всерьез говорит пожилой человек. Брат с сестрой испугались всерьез, уже готовы отдать все оставшиеся деньги, да еще мобильный телефон в придачу. И тут дедушка начинает им рассказывать одну историю. Вроде бы совсем про другое. «Было это, ребята, под Смоленском в 1943 году. Попали мы в окружение, у нас заканчивались патроны. Лежали мы в окопах и думали, что подходит конец. И вдруг слышим - звук гармони. Это играл наш батальонный гармонист. Когда мы слышали эти звуки, то вспоминали свой дом, семью, и на душе становилось легче. И возвращалась к нам хоть малая, но надежда, что мы останемся живы. Так оно и вышло. Гармонь на фронте была таким же бойцом, как и все солдаты. Когда погибал гармонист, находился другой и брал гармонь себе. Так продолжалось до конца войны». Дедушка встает и уходит, на пустой скамейке остается гармошка, деньги и мобильный телефон. Финальный кадр - дети медленно идут по поселку, на плече мальчика висит гармонь. Что они в этот момент чувствуют, зритель, конечно же, понимает. Просто есть в нашей жизни такая правда и такие обстоятельства, по сравнению с которыми все наше ежедневное беспокойство, уловки, прыжки выглядят жалкими и смешными. И всегда нужно помнить о высоком, непреходящем, чтобы мелкие мысли не поглощали, чтобы в них не увязла душа. Такую вот 9-минутную «Одну историю» год назад сняли дети на киностудии «Лучкино» и получают за нее награды на разных фестивалях. Павел-Морозов говорит, что съемка каждой короткометражки для них - не приготовление к чему-то важному, что будет потом, а работа с полной отдачей сил, со всеми этапами, которые проходит любая съемочная труппа в профессиональном кино. Кстати, в «Одной истории» снялся настоящий участник войны, житель Клепиковского района Виктор Сергеевич Смирнов. Достаточно показать этот фильм в любой детской аудитории, и можно больше ничего не говорить о патриотизме. *** До переезда в Клепиковский район Морозов работал в Москве, Санкт-Петербурге. Было у него свое дело, которое в кризисный 2008-й пришлось закрыть. Накопления вложил в обучение на Высших режиссерских курсах и в киношколе Александра Митты, собрал дорогостоящую аппаратуру для киносъемок. Затем открыл первую киномастерскую в московской школе развития «Маяк», начал приобретать опыт в работе с детьми. В Клепиковском районном отделе культуры, узнав про ценный кадр, решили его не упускать - обеспечили всем необходимым для работы, лишь бы занимался с подрастающим поколением, помогал в местном ДК. Павел Морозов пытается создать учебные киностудии и в Рязани. Сегодня существует одна группа - в образовательном центре «Содружество». По субботам преподаватель приезжает сюда из Клепиков, чтобы провести занятия. А в июне будет действовать киносмена в лагере «Мещера», куда сейчас полным ходом идет набор детей. Чем киношкола «Лучкино» отличается от других, ей подобных? Только здесь история и сценарное мастерство возведены почти что в культ. На сценарий короткометражки могут потратить месяцы. В Москве из-за этого некоторые слушатели покидали курсы разочарованны- ми, так и не дождавшись начала съемок. Не хватало терпения. Но в Москве другие привычки. Обычно там учат, как искать деньги, проводить кастинги, а то, какую роль играет слово, мало кому интересно. Возможно, поэтому мы смотрим сегодня очень странное, больное и неряшливое кино. *** Павел Морозов: «Мне дорого советское кино. Могу часами смотреть «Ералаш» Хмелика и не воспринимаю «Ералаш» Грачевского. С тех пор как фигура продюсера стала у нас ключевой в кинопроцессе, появилась такая категория фильмов, как семейные драмы. Чтобы было понемножку интересно всем - и мама нашла историю любви, и папа - свой боевик, и ребенок - смешные ситуации. Детское кино как жанр почти ушло с экранов, его мало кто из современных режиссеров пытается делать. Недавно из Голливуда вернулся Владимир Алеников, который снимал «Петрова и Васечкина». Я побывал у него на мастер-классе, и мы с ним, надеюсь, будем взаимодействовать. Грамматиков в Санкт-Петербурге занимается детским кино, но больше как педагог, воспитывающий новое поколение режиссеров. Перспективы не великие, но все же есть. Надеюсь, и мы - кинолюбители, через 2-3 года своими силами снимем «полный метр» и, возможно, когда-нибудь станем профессиональной студией. *** Помимо того, что Морозов занимается с детьми, он еще ездит по Клепиковскому району и показывает в селах и деревнях кино. Привозит старые ленты, Шукшина, Данелии... Попутно изучает местную действительность. Попадаются земляки с такой внешностью и темпераментом, что можно придумывать сюжеты специально для них. Именно придумывать. К документалистике Павел Морозов относится прохладно, успел в ней поработать, изучил это ремесло изнутри и возвращаться в этот жанр не планирует. Он хочет снимать с детьми игровые короткометражки - забавные и смешные, серьезные и грустные, трогательные и страшные. Как сама жизнь. И побеждать с ними на фестивалях, оправдывая название студии «Лучкино». И пусть этот луч доброго детского кино светит нам из Клепиков. Димитрий Соколов Газета "Рязанские ведомости" 6 мая 2016 г. Другие материалы
|
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятияПерсональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |