Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Год кино 2016

«Сердце понимает чувство правды»

Режиссер и актер, народный артист России Николай Бурляев - о Лермонтове, Тарковском, фестивале «Золотой Витязь» и ситуации в современном отечественном кино.

Народный артист России Николай Бурляев приехал в Рязань, чтобы принять участие в культурно-просветительском проекте .«В сторону Тарковского» и пообщаться со зрителями, которые пришли на просмотр его фильма «Лермонтов», снятого 30 лет назад, но актуального, похоже, во все времена.

Кино устраивает с нами интересные метаморфозы. Кажется, что актер Бурляев вырос на наших глазах - из мальчика в «Ивановом детстве» превратился в Иешуа Га-Ноцри из «Мастера и Маргариты». Но на самом деле это мы выросли на фильмах с участием Николая Бурляева, а их было семьдесят, шесть из них он снял сам. Выросли не только физически, но и духовно, вскормленные силой высокого искусства.

Бурляев принадлежит к кругу людей, которые непоколебимы в своей вере и верны благородным устремлениям, и уже только за это ими хочется восхищаться.

Будучи нашим современником, он совсем не современен, потому что в любые времена идет против течения и в этом смысле похож на своего любимого поэта Лермонтова.

 

ЛЕРМОНТОВ. СУДЬБА ПРОРОКА

Работа над фильмом «Лермонтов» потребовала от автора тщательного изучения биографии героя и даже проведения расследования обстоятельств его гибели. Режиссер склоняется к версии, что поэта-пророка убили в результате заговора, и старается развенчать миф отом, что Михаил Лермонтов был человеком с несносным характером, из-за чего наживал себе врагов. 

«Почему убивают пророков наших? - обозначил идею картины режиссер, общаясь со зрителями в Центре народного творчества. -Об этом мой фильм. Мне с самого детства говорили, что я похож на Лермонтова, и мне, честно признаться, не льстили эти слова. В школе мне предлагали образ агрессивного, дерзкого, колкого человека, который искал вражды с товарищами и так достал своими насмешками Мартынова, что тот вызвал обидчика на дуэль и убил. И сейчас продолжается ложь о Лермонтове. Наше лермонтоведение заражено душком неправильного отношения к поэту, получившего свыше могучий дар пророка. Он знал, с какими силами пришел на землю. «С тех пор как вечный судия мне дал всеведение пророка...» Чтобы такое написать, нужно получить это всеведение. Это значит, что он был допущен Богом к высшим энергетическим сферам, где открываются знания о прошлом и грядущем. Тысячу пятьсот раз рука Лермонтова написала слово «люблю» за пять лет, он был соткан из любви. Какой уж там плохой характер... После выхода фильма на экраны 30 лет назад начали раздаваться упреки в идеализации образа поэта. Газета «Правда» писала «А где же немытая Россия?», хотя слово «немытая» настоящий подлог, чья-то сознательная редактура. Лермонтов так не писал, этому нет подтверждения. Идет невидимая борьба за души...

ЧТО ОХРАНЯЕТ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»

Николай Бурляев отлил свой колокол, как и его герой в фильме Тарковского «Андрей Рублев». Этим колоколом, зовущим к очищению и сплочению, стал для народного артиста фестиваль «Золотой Витязь», охватывающий кино, театр, музыку, литературу, живопись, боевые единоборства. За 25 лет состоялось 70 полномасштабных форумов. В 2002 году «Золотой Витязь» проводился на рязанской земле, в конкурсной программе кинофестиваля участвовало около 200 фильмов из разных стран. 

«Фестиваль появился 25 лет назад, когда его девиз «За нравственные идеалы, за возвышение души человека» резко расходился со всей культурной политикой страны. Тогда воплощалась определенная программа: чтобы произошла мутация русского духа, нужно всех русских выбить из традиции. Но мы выстояли, нас благословил глава Русской православной церкви Алексей II, а теперь постоянным попечителем форума является Светлейший Патриарх Кирилл. Не только представители славянских народов участвуют в фестивалях, к нам приезжают из Китая, Японии, Ирана, Израиля... Один раз к конкурсному показу был допущен американский фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». В коллекции «Золотого Витязя» набралось восемь тысяч фильмов, они будут доступны для показа в киноклубах, которые мы создаем по всей стране».

НА КОММЕРЧЕСКОМ ПОЕЗДЕ В НИКУДА

В Год кино мы не увидели ни одной российской премьеры, сопоставимой по своей художественной ценности с «Войной и миром» Бондарчука или «Зеркалом» Тарковского. В День российского кино телевидение радовало нас довоенной комедией «Подкидыш» и комедией «День выборов». Николай Бурляев пока не разделяет оптимизма некоторых чиновников от культуры, заявляющих о возрождении кинопроката и увеличении количества отечественных картин.

После роли Иешуа Га-Ноцри в «Мастере и Маргарите» я 20 лет отказываюсь от участия в кино. Играть после этого образы подонков я не могу. Предлагают роль генерала КГБ, продающего страну западному олигарху. Я говорю «Перепишите роль так, чтобы он жертвовал жизнью за Россию». Не переписали. Я отказался. А это сериал, хорошие деньги, у меня пятеро детей, их нужно кормить. Другой актер, хороший, взялся и сделал. Опрятно, чистенько сыграл предателя Родины.

В Год кино я констатирую катастрофу в российском кинематографе. Мои коллеги бросились догонять Голливуд, чтобы не отстать от этого коммерческого поезда и делать фильмы, как они, - с липовыми декорациями, компьютерной графикой и примитивными сюжетами. Культура и рынок несовместимы. Нужно, чтобы чиновники это поняли и начали размышлять над тем, как в стране создавать такие фильмы, чтобы наши дети плюнули на американское кино и пошли смотреть другое.

ЖИЗНЬ КАК ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Николай Бурляев побывал в поселке Мясной Путятинского.района, где сохранился дом Андрея Тарковского. «Режиссер номер один в мире», -говорит о своем учителе Николай Петрович и благодарит судьбу за то, что она свела его с этим гениальным художником кинематографа.

«Лермонтов говорил: есть чувство правды в сердце человека. В фильмах Тарковского есть это чувство правды, которую он ни в одном фильме не нарушил. Я размышлял, почему он взялся делать «Иваново детство». Это что, конъюнктура? А когда Андрей ушел из жизни, я понял, что он делал фильм о себе, ведь когда была война, он был в таком же возрасте, как разведчик Иван. Если бы он попал в эти обстоятельства, то пошел бы на смерть, как и его герой. Андрей, по сути, всю жизнь снимал один фильм под общим названием «Жертвоприношение», и его жизнь - это тоже высокая жертва. У вас в Рязани проводится творческий конкурс среди молодежи «Океан Солярис - острова памяти». Я рад, что у многих молодых людей фильмы Тарковского вызывают в душе живой отклик. Значит, их сердце открыто чувству правды».

Дмитрий Соколов.

Газета "Рязанские ведомости".

02.09.2016

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области