Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Чернава располагается на юге Рязанской области, в древности здесь проживали вятичи. Земля славилась изобилием хлеба, дичи, мёда, яблок. По мнению нашего земляка, выдающегося учёного П.П. Семёнова Тян-Шанского, в XI-XII вв. после Рязани Чернава считалась одним из трёх крупнейших селений, отличное ярмарочное место. История села показывает, что жители всегда стремились сохранять старинные обычаи и традиции

Классификация традиционного женского костюма с.Секирино Скопинского района

Женский костюм Скопинского уезда разделяется не только территориально, сколько по группам крестьянского населения. Выделяются группы помещичьих крестьян, казённых и однодворческих. Помещичьи крестьяне старинного домотканого костюма уже в 30-е годы XX века не сохранили и ходили в ситцевых юбках, кофтах и корсетках; казённые крестьяне ходили в традиционном костюме до середины XX века, а вот однодворцы уже давно забыли свой старинный однодворческий костюм, и удалось лишь установить, что полосатая юбка была основной формой их одежды. Поэтому мы остановимся на традиционных комплексах одежды женщины с. Секирино Скопинского уезда из группы государственных крестьян, как наиболее сохранившемся

Традиционная глиняная игрушка с. Вырково Касимовского района

Искусство изготовления игрушки происходит из глубокой древности. Первоначально игрушка была культовым, обрядовым предметом, инструментом древней магии. Позже к детской игрушке-свистульке перешли функции оберега, так как считалось, что свист отпугивает нечистые силы. 

На  Рязанщине свадьбе предшествовал обряд первого надвания понёвы. Понёва являлась древнейшим типом женской набедренной одежды и на территории Рязанской губернии была распространена повсеместно. В Ухоловском районе была глУхая понёва, имеющая три основных клина и посконную прошву в основном синего или чёрного цветов. В сёлах Кензино  и Мордовинка встречаются гофрированные понёвы.

Этнография Ухоловского района Рязанской области часть 2

Комплекс всевозможных примет, наблюдений. Ритуалов, связанных с огородничеством, сохранился значительно лучше, чем аналогичный комплекс, связанный с полевым земледелием. Это обусловлено тем, что огород и после коллективизации оставался только территорией, на которой земледелец продолжал вести традиционное крестьянское хозяйство. Кроме того, огородничеством занимались женщины, являющиеся, как известно, наиболее традиционалистски настроенной частью населения. Весь процесс непосредственной работы на земле, каждый его этап сопровождался магическими ритуалами, и это особенно очевидно в огородничестве.

Этнография Ухоловского района Рязанской области часть1

В 2017 году ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» совместно с кафедрой этномузыкологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт искусств» и кафедрой русского народного песенного искусства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт искусств» со 2 по 9 июля 2017 г.  была проведена фольклорная экспедиция в Ухоловский район Рязанской области. 

Праздничный женский костюм села Казинка  Скопинского района

На территории Скопинского района Рязанской области находится несколько ареалов традиционной культуры, разнящихся между собой не только в праздновании церковных и крестьянских праздников, обрядов крестьянского быта, так и в традиционном праздничном и повседневном костюме замужней женщины. Об этом пойдет речь в данной работе.

А.Б. Горянин: «Повторяя строки классика, перед глазами встаёт образ нечёсаного и бородатого мужика в зипуне… Справедлив ли миф о традиционной русской неопрятности? Существует мнение, что на Руси люди ходили в грузной, не стираной одежде, а привычка мыться пришла к нам из так называемой цивилизованной Европы. Много ли в этом утверждении правды? Так ли всё было на самом деле?»

Фольклорная экспедиция в Александро-Невский район Рязанской области была проведена с 28.07.2014 г. по 06.08.2014 г. В ходе экспедиции было обследовано 6 сёл района: Бахметьево, Благие, Студёнки, Ленино, Павловское, Канищево.

Село Можары – старинное село. Существует несколько версий происхождения названия «Можары». В основе одной лежит татарское слово «можара» , что в переводе означает «большая арба». 

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной  фестиваль   любительского художественного творчества  «Победа  остается  молодой» проводится  в  целях  пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма  граждан, развития  массовости  и  повышения   исполнительского  мастерства  любительских  коллективов, создания   высокохудожественного репертуара    героико-патриотической и гражданственной тематики, активного  участия  коллективов  народного  творчества в  мероприятиях празднования знаменательных  дат военной  истории России  и  Великой  Отечественной  войны.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области