Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
НовостиСто лет творчества. ПродолжениеВТОРОЙ ДЕНЬ. ЕДЕМ В ПОЛЕНОВО Одним из самых значимых событий Декады стала экскурсия в Дом- музей Василия Дмитриевича Поленова в Тульской области и участие руководителей региональных учреждений культуры в заседании круглого стола «100 лет российского меценатства. От Поленовского Дома к фонду Тимченко». Здесь выступала Наталья Николаевна Грамолина, заместитель директора по научной работе Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова. Мысль, которую она хотела донести, заключалась в том, что Василий Дмитриевич Поленов не пытался выполнить какой- то долг, обязанность... Он делал то, что хотел. Ахотел он просвещения, приобщения народа к культуре как таковой. Вероятно, не пытаясь разделить культуру на профессиональную и народную. Особое внимание уделял театру. Когда он создал «наш Дом», то речь шла в первую очередь о театральном деле. Почему? На этот вопрос ответило выступление Ирины Горбатовой, которая очень обстоятельно изучает не только деятельность Василия Дмитриевича Поленова, но и историю меценатской просветительской деятельности. Она привела несколько причин. Во-первых, всеобщее увлечение театром: домашние семейные театры были очень распространенным явлением. Именно театр в конце XIX - начале XX века был местом, где собиралась интеллигенция, много новаторских движений зарождалось именно в театральном деле. Наталья Николаевна Грамолина сказала: «Сам Василий Дмитриевич Поленов преподал нам несколько уроков, следование которым сейчас особенно важно. Урок первый. Никогда не поздно начинать доброе дело. Поленов построил свой дом на высоком Окском берегу в 50 лет. Он создал первый народный музей в русской деревне. Посадил парк, построил две школы и церковь. И превратил пустой песчаный окский косогор в одно из самых прекрасных мест России с высокой нравственной планкой. Урок второй. Можно обозначить стихотворной строчкой «Учитель, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться». Надо работать с молодежью, с детьми. Надо передавать им знание, умение и уважение к традициям, к истории, к прошлому. Урок третий. Ты - лишь звено в общей цепи бытия. До тебя жили люди, работали, создавали историю, и после тебя будут жить твои дети и внуки, которым ты бережно должен передать и то, что знаешь, и то доброе, что ты сделал. Нельзя отрекаться от корней. Без них «дерево жизни» рухнет, и не будет ни цветения, ни плодов в будущем. И урок четвертый. В воспитании будущего поколения очень важно к знаниям прибавить ремесло. И именно народное творчество может и должно сыграть свою великую роль. За сто лет народные мастера нашего Отечества не только не растеряли традиций, но во многом их приумножили и сделали доступными для всех граждан России и гостей нашей страны. Главное - хранить чистоту традиций, не поддаваясь конъюнктурным, сиюминутным настроениям и выгодам. Впереди - следующее столетие! Мы еще сумеем сделать много доброго. Только нужно всегда быть вместе». Мы попросили Мери Вахтанговну Русанову, первого заместителя директора ГРДНТ, заслуженного работника культуры России, лауреата премии Правительства РФ в области культуры, поделиться впечатлениями от поездки в Поленово. - Специалисты Дома-музея стараются сохранить дух того, что создал Поленов, по сей день. Они организуют елки для окрестной детворы в школе, пленэры для художников... Сделанное Поленовым в начале прошлого века они воссоздают в сегодняшней ситуации. - А посетители воспринимают? - Я не видела детей, которые приходят на эти елки, но видела наших директоров, которые приехали туда сейчас. И была удивлена и обрадована тем впечатлением, которое на них произвел Дом-музей Поленово. Вот, например, что сказала директор Дворца культуры и народного творчества из Мурманска, заслуженный работник культуры России Светлана Васильевна Вагайцева: «Нам провели экскурсию, мы встречались с наследниками дела Василия Павловича Поленова. Очень важно для нас, директоров-практиков, видеть всю инфраструктуру, созданную для Дома-музея Поленово. Прекрасная гостиница, кафе, интереснейший Дом-музей и масса мероприятий, максимально близких тем, которые проводились там сто лет тому назад. Великолепно подготовленный туристический объект. А уж о роскошных лесах, красивейшей природе и говорить не приходится. Даже в ненастном декабре там очень хорошо...» Пройдя по Поленово и Дому-музею, прослушав краткие выступления специалистов, все пришли в совершенный восторг. Директора говорили: «Мы прикоснулись к настоящему!..» Н.Н. Грамолина потом сказала: «Правильно. Они все время соприкасаются с культурой, с творчеством, поэтому не могут не оценить настоящего. Вот они и оценили!» Среда, предметы, картины, люди - все настоящее. Поездка удалась. У нас есть книга о домах творчества России, которую мы выпустили несколько лет назад, - история создания всей нашей совершенно уникальной системы. Сейчас к юбилею создали буклет по истории Поленовского Дома. И, только готовясь к столетию, разбирая наши архивы, посмотрев «столетние» фотографии, наконец действительно ощутили непрерывность пути, начиная с Поленова и его задумки и до сегодняшнего дня. На круглом столе, посвященном российскому меценатству, и Н.Н. Грамолина, и И.И. Горбатова говорили об историческом значении меценатства для России, вспоминали меценатов тех времен. Это были люди, которые самозабвенно любили то, чем увлеченно занимались, во что вкладывали деньги, время, силы. Савва Мамонтов любил оперу, Василий Третьяков - изобразительное искусство, Сергей Дягилев - балет и так далее. Это была особенная «порода» людей того времени. Потом перешли к современным меценатам. Елена Коновалова занимается вопросами культуры в Благотворительном фонде Елены и Геннадия Тимченко. Она рассказала, как их деятельность реализуется сегодня. Это другой тип меценатства. Современный. Во главу угла ставится желание помочь развитию не только личности человека, но и какого-то интересного проекта, который важен для людей, города или даже региона. Потому и проект «Культурная мозаика» - всероссийский. В первую очередь отдано предпочтение проектам малых городов и сел - там «узкое место», требуется материальная поддержка. Цель - помощь развитию территории. Государственный взгляд, философский. И это тоже меценатство. Елена Коновалова рассказывала о проведенных конкурсах и о планах развития. Для директоров это было особенно интересно. Сегодня Фонд пытается проанализировать результаты поддержанных ранее проектов, на которые были даны деньги. Смогли ли они дальше жить самостоятельно? Фонд помог «завести» механизм, а участники должны так построить дело, чтобы дальше он развивался самостоятельно, без материальной помощи Фонда. Есть примеры того, что успешный проект был замечен местными властями, которые стали поддерживать доброе начинание. Теперь они думают о том, чтобы провести анализ и конкурс проектов, которые «выжили» и продолжают развиваться. Это очень ценно. Нет развития без оценки результатов предыдущего, ибо надо понимать, во что необходимо вкладывать средства. Здесь благотворительность и грамотный деловой управленческий подход объединились... Может быть, сегодня такая позиция наиболее правильная. - Природа явления интересна: почему одни проекты «выжили», а другие - нет? - Предполагаю две основные причины. Насколько реален сам проект? Определить это только по бумаге очень сложно, для этого нужно обладать большим опытом. А когда ты видишь результат, уже можно понять, насколько он жизнеспособен. Вторая причина - люди, которые его реализуют. Одним, сколько ни дай, ничего не сделают. А другим чуть поможешь, и они развернут бурную деятельность. Суть проекта и человек, который его реализует, - это и есть самое необходимое сочетание. В бизнесе так же, наверное. Вот вам и природа явления. В выступлении Ирины Ивановны Тоцкой, директора Фонда развития народного танца Натальи Карташовой и Татьяны Реус из Челябинска прозвучала тема современного меценатства. Помогает фонду меценат, с глубоким уважением относящийся к делу, которому посвятили жизнь его предки, известные на Урале хореографы - его бабушка и мама. Основатель фонда не имеет ни профессионального отношения к хореографии, ни личной заинтересованности, не ищет выгоды. Его мотивация - сделать так, чтобы дело это продолжалось и приносило пользу и радость людям. - Эта мотивация способствует развитию народного танца? - Безусловно. Ведь делом занимаются профессионалы. Меценат им доверяет, а финансы - это возможность работать полноценно. Елена Михайловна Шаповская, директор Рязанского областного Центра народного творчества, провела историческую параллель: Рязанский ОЦНТ расположен в доме, построенном рязанским дворянином, царским советником Гаврилой Васильевичем Рюминым для общественных нужд. Но наиболее интересным оказался разговор о настоящем времени. И опять новая мотивация. Люди достигли высокого положения в обществе, материального благополучия и хотят помочь землякам построить или отремонтировать Дом культуры, больницу, открыть памятник или провести мероприятие. Их мотивация связана с малой родиной и желанием улучшить что-то там, где они родились или выросли. Они, как правило, не стремятся афишировать себя. Может быть - скромность. Или нежелание привлекать внимание к своим возможностям. Я не знаю. Да это и не нужно: не меняется суть дела. Главное, посмотрите, сколько вариантов мотивации для развития меценатства в России сегодня, Но и век на дворе другой, и люди другие. - Мери Вахтанговна, как вы ви¬дите перспективу меценатства? - Все зависит от ситуации в целом. Если общество будет нормально развиваться и жить нормально, то и меценатство будет развиваться. Вышел Закон о меценатстве. Но, говорят, что он не очень рабочий, потому что в нем не заложено никаких льгот. Я думаю, что это не совсем взаимосвязано. Другое дело, что спонсоров легче найти, если у них есть льготы. Но это уже немного другое.
- Как различаются спонсоры и меценаты? - У мецената есть своя идея. В одном случае он хочет помочь развитию территории, в другом - землякам, в третьем - конкретному человеку, больному или талантливому... А спонсоры - это скорее помощники в реализации чужих проектов, хотя, безусловно, это тоже очень достойно, и спасибо им большое. Нам никогда не помогали спонсоры... Но в регионах спонсоры есть. Особенно там, где есть крупные промышленные предприятия или серьезный бизнес. Но это уже разговор для другого случая. Чтобы вести его, надо иметь больше информации и фактов по этой теме. «ЗРИМОЕ ВРЕМЯ...» Во время Декады народного творчества трижды проводилась презентация большой ретроспективной фотовыставки «Народное творчество в лицах». Одна часть ее представила старинные фото, отражающие историю уникальной организации. Другая - объединила жанровые портреты и групповые снимки участников множества событий, организованных стараниями специалистов Дома народного творчества. Стоило присмотреться к одной фотографии, и уже невозможно отвести взгляд от всех остальных. Это признавали даже видеооператоры телевизионных компаний, которые освещали юбилейные события и которых трудно удивить фотокадром. - Мери Вахтанговна, как возникла идея и как вы подбирали экспонаты для фотовыставки «Народное творчество в лицах. Люди и годы», «Народное творчество в лицах. Из века в век»? - Основная идея возникла, когда мы стали думать: как показать нашу работу за все сто лет, чтобы это было наглядно, кратко и интересно одновременно? И тогда заведующей отделом видеотворчества Наталье Алексеевне Голевой, пришла мысль обратиться к нашим архивам, мы достали старые фотоальбомы и стали смотреть на даты, подписи... Представители всех информационных каналов, которые к нам приходили, спрашивали одно и то же: «Что было главным, когда вы эту выставку отбирали?» Я отвечала: «Когда вы смотрите на фотографию, вы время чувствуете? Если вы чувствуете ВРЕМЯ на этой фотографии, ее нужно отобрать. Если вид и сюжет на фотографии мог быть связан с любым временем, она не подходит. Многие фотографии не были подписаны, но если вы смотрите и понимаете, что изображенное на ней могло быть только в 30-х или, например, 50-х, если ощущаете эпоху, фото годится. От исторической фотографии должен исходить «дух времени». Иначе нет смысла в старинных фотографиях. И второй момент, который учитывался при отборе фотографий, - это люди. Поэтому мы сделали вторую выставку «Люди и годы». А люди - это тоже время. Там, на фотографиях, много известных артистов, музыкантов: В.И. Качалов, и Л.Н. Свердлин, С.В. Образцов, Т.А. Устинова и другие выдающиеся мастера искусств, которые в разное время помогали и работали с Домом народного творчества. - А сейчас вы привлекаете профессионалов к своим проектам? - Конечно. Приглашаем их для работы в жюри фестивалей и конкурсов, просим провести мастер-классы и семинары, советуемся по проектам, обсуждаем новые идеи. Но на наших фотографиях не только известные люди, но и рядовые работники культуры тех лет, как, например, на фотографии «Всесоюзное совещание директоров республиканских и областных домов народного творчества», 1949 год, Москва, или «Работники Министерства культуры РСФСР с участниками Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности», Москва, Колонный зал Дома Советов, 1954 год; выступления творческих коллективов на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) и еще многое другое. От этих черно-белых фотографий и лиц людей на них тоже тем временем веет. Поэтому мы сделали две выставки: «Из века - в век» и «Люди и годы». Каждая фотография здесь - это ВРЕМЯ. - Как интересно тема повернулась! Сейчас, когда каждый школьник ходит с фотокамерой и снимает все подряд, этот вид искусства может быть дискредитирован. И вдруг обострился интерес к старой фотографии. Новый шарм обрела даже современная черно-белая фотография. - Наши специалисты из отдела фотоискусства всегда говорили: «Чернобелая фотография лучше цветной - суть кадра отражает точнее». Сейчас- то мы просто завалены фотографиями, можем тонну перебрать, и - ни одной путной! Очень интересно видеть на старых фото интерьеры прошлого, городские пейзажи, те же павильоны ВДНХ, которые уже не увидишь в реальности. Мне кажется, что это не только наше умиление прошлым, но и молодежь чувствует очарование старой фотографии. Когда мы переходим к современным фото, тоже видим, как меняется обстановка, качество печати, появляется цвет - меняется время. Мы эти фотографии использовали в полной мере: часть - на выставку отправили, часть - в буклете опубликовали, часть - на передвижных баннерах разместили... Вот тут-то мы и ощутили, что нам 100 лет. Когда видишь все это, понимаешь, какой путь пройден. И много, и мало одновременно. По-моему, эти выставки украсили само событие, проявили его значение. Без наглядного «аромата» времени это был бы праздник «без корней». «ХОЧЕТСЯ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ...» Козьма Прутков сомневался, но большинство культработников знают, что это возможно. В течение юбилейной Декады народного творчества участники торжества знакомились не только с историей Поленовского Дома, но и с практикой, основанной на координации деятельности региональных учреждений культуры, на помощи в развитии любительского творчества разных направлений и народов нашей страны. - Мери Вахтанговна, выставка «Кукла в национальном костюме» уникальна не столько фактом демонстрации национального костюма, сколько своим широким географическим охватом, который только в миниатюре можно выразить компактно. Какое значение вы придаете экспозиции? - Сегодня это очень распространенный вид творчества - создание куклы. Трудно сказать, почему именно сейчас возник такой бум увлечения созданием куклы самого разного жанра. Но, когда мы задумали выставку, меньше всего думали р природе увлечения куклой. Нам хотелось подчеркнуть мысль о том, что вся структура наша зиждется на содружестве региональных домов и центров народного творчества. Мы занимаемся координацией этой деятельности по стране, а страна наша - многонациональная. И народная культура - та почва, где нет никаких разногласий и национальной розни. В нашей сфере никогда я не слышала разговоров о том, что мы несовместимо разные. В любом коллективе есть представители разных национальностей. Сохранение и развитие народной культуры - это платформа для объединения. - И концерт после вручения премии «Душа России» был задуман как многонациональный? - Это наш важнейший принцип за все годы нашей работы. Любое мероприятие - отражение идей и мыслей его создателей. Ирина Владимировна Козлова - заместитель директора ГРДНТ, заслуженный работник культуры России и главный режиссер концерта от Дома народного творчества. Она отличается способностью видеть главное в любом деле. И говорит: «В концерте нам хотелось показать максимум возможного, потому что концерт юбилейный, да еще посвященный вручению ежегодной премии. Многонациональность, широкий географический охват, полижанровость - музыка, пение, танец, - все это в нашем концерте сочетается. А также - современные и традиционные направления всех видов исполнительского искусства. Поэтому в год 100-летнего юбилея концерт был в двух отделениях. Мы понимали, короче нельзя, иначе он потеряет какие-то краски. Мы и фотовыставку в Государственном концертном зале имени П.И. Чайковского открывали, чтобы люди поняли: концерт посвящен историческому событию... Ауру создали, мастеров декоративно-прикладного искусства в фойе разместили, открыли выставку народного костюма, правда, не на куклах, а на манекенах. Старались показать зрителю, что это не обычный концерт».
В рамках Декады народного творчества состоялся и конкурс мастеров декоративно-прикладного творчества «Русь мастеровая». Сам конкурс традиционный. Юлия Борисовна Иванова, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ГРДНТ, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России, проводит его давно. В реальном режиме времени мастера создают свои изделия. А потом жюри определяет лучшие работы и награждает мастеров. В этом году конкурс проходил под знаком столетия. И 12 номинаций Все откладывается в памяти, а потом превращается в проекты и приносит пользу многократно. Любой концерт, любая выставка - что бы мы ни делали, потом отражается в разных вариантах в регионах. Будет, видимо, и к нашему столетию региональный «шлейф». Многие дома и центры народного творчества отмечают юбилеи. Им тоже хочется показать в комплексе «этапы большого пути». Думаю, они будут брать элементы из нашего сценария. По тому, какие именно, мы и поймем, что было наиболее удачным. Мы старались подчеркнуть основные направления нашей деятельности, длительность существования и развития в истории этих направлений. Надеюсь, нам удалось. Потому- то и спланировали декаду. Понимали, каким бы чудесным ни был концерт, мы не можем отразить в нем одном все грани нашей деятельности, показать весь объем и силу творческих возможностей. Мы благодарны организаторам IV Международного культурного форума в Санкт-Петербурге, посвятившим нашему юбилею заседания секции «Народное творчество и нематериальное культурное наследие». Выставка национальных музыкальных инструментов и концерт ансамблей народной музыки состоялись во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки, с которым нас связывает действительно вековая дружба. Наше сотрудничество с мастерами искусств проявилось в цикле концертов «100 лет вместе», которые посвятили юбилею ГРДНТ выдающиеся профессиональные коллективы: Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова, Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Надеемся, что и в следующем веке нам удастся сохранить наши традиции и передать их новым поколениям. Материал подготовили Ирина СЕРГЕЕВА, Мери РУСАНОВА и Жанна СМЕЛОВА Другие новости
|
Размер шрифта ААА
Архив новостейБлижайшие мероприятияРязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. Областная онлайн – акция творческих коллективов, чтецов Рязанской области «И жить торопимся, и чувствовать спешим», приуроченная к празднованию 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина Конкурс проводится 5 июля 2024 года на базе МБОУ «Сасовская средняя общеобразовательная школа № 1» (Рязанская область, г. Сасово, ул. Ленина, 34) |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |