Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
НовостиПриподнятое настроениеЕго умели создавать мастера советской газетной фотографии. Фотовыставка в рязанском Доме печати - особенная, редкая. Нечасто доводится бывать на таких. У нас есть прекрасная возможность познакомиться с газетной фотографией 70-80-х годов прошлого столетия и ее самыми востребованными в советской печати жанрами, среди которых преобладал постановочный портрет. Автор выставки - фотокорреспондент Владимир Проказников, работавший в «Сельской жизни» в пору расцвета издания, когда оно выходило стотысячными тиражами и читалось едва ли не в каждой деревне необъятной страны. Редакция газеты «Рязанские ведомости» и региональная организация Союза журналистов России подготовили экспозицию к 70-летию Владимира Ивановича. На эту выставку попали кадры, сделанные в селах и деревнях Рязанской области. Механизаторы, животноводы, доярки и другие сельские труженики запечатлены за работой, на отдыхе и в быту. Жанр производственного портрета в советские времена связывали с социалистическим реализмом. На самом деле это был производственный романтизм. Постановочные сюжеты показывали сельскую жизнь в том виде, в каком она соответствовала идеалу. Но постепенно искусство перетекало в действительность, и люди на снимках Проказников а легко включались в режиссуру, их эмоции оставались правдивыми и искренними, поэтому такое теплое впечатление производит выставка. Люди заселялись в новые дома, трудились в колхозах, учились в деревенских школах, веселились на многолюдных сельских праздниках и стремили светлые планы на будущее. Нет, это не был натужный оптимизм эпохи первых полетов в космос и освоения целинных земель. Позитив на фотографиях может играть такую же психотерапевтическую роль, какую играл Голливуд во времена Великой депрессии. И советские вожди об этом знали. Другое дело, что и бодрость, и улыбки героев подкреплялись реальными заботами о людях. Газетный фотокор в советское время часто был режиссером. Передовицы требовали особой эстетики кадра. Важную роль играла композиция, чтобы в одном-трех снимках уместились человек и его дело, производственный и бытовой ландшафт. По мастерству режиссуры кадра Проказникову в Рязани практически не было равных. Да и среди фотокоров-федералов он выделялся способностью вживаться в сцену, ощущать себя единым с героем, существовать вместе с ним в предлагаемых обстоятельствах. «Самое сложное - увидеть будущий кадр, а для этого нужно работать как режиссер. Только у режиссера все актеры на зарплате, а у тебя в мизансцене люди, которые в любой момент могут махнуть рукой: «Да пошел ты!» И махнут, если увидят с твоей стороны заносчивость, неуважение, хоть маленькое, но чувство собственного превосходства. Люди, особенно в селе, очень чуткие на такие вещи, хотя на лице у них эта проницательность не написана. Поэтому я всегда учился не фотографировать. Я учился быть естественным и по-доброму простым. Иногда и корову нужно было подоить, и на ложках сыграть (спасибо отчиму, научил). Был он по профессии кузнец, а в душе артист, с ним иногда мы на свадьбах выступали. Бывало и такое: приезжаешь к герою за тридевять земель, а он от камеры отворачивается: «Не желаю сниматься!» Тут нужно особое умение разговаривать с людьми», - говорит Владимир Иванович. А за кадром порой оставались совсем не романтические приключения, издержки профессии, воспоминания о которых терзают до сих пор. Делал портрет тракториста без ног. Принес из пекарни каравай, чтобы положить на стол. Обед тракториста. В убогой избенке не нашлось места, где этот стол на фоне пустой стены поставить. Вынесли стол на улицу, на мороз. Столько сил потратили на постановку кадра, что снять проходку героя по полю на протезах забыл. Пришлось за этим кадром отправляться в далекое село из Москвы еще раз: «Приехал и узнал, что герой после той съемки сильно простудился. Понадеялся на свое здоровье и плохо оделся перед выходом на улицу. Очень мне было неловко перед его семьей...» Был и другой, уже трагический случай в практике: «Ко Дню Октябрьской революции получил задание сделать фоторепортаж с родины Михаила Горбачева. Пока добирался до Ставропольского края, прикидывал, что и как примерно буду снимать. В колхозе «Пролетарская воля» нашел сюжет. Там 7 ноября традиционно устраивали свадьбы и молодожены ездили по селу на тройке лошадей. Красота! Для «Сельской жизни» в колхозе особенно постарались - украсили повозку, почистили лошадей. Но особенно отличился конюх. Одну из лошадок он помыл холодной водой. Окатил с ног до головы из шланга. После съемок животное прожило недолго, околело. С горечью вспоминаю тот случай. Не будь тех съемок, конь прожил бы свой век». ...От каждого снимка на выставке исходит радостное спокойствие. И не потому, что в прошлом всегда жить лучше и безопаснее. Просто время действительно было другое - более размеренное, оптимистичное, настраивающее на полет. Юрий Дьяконов, много лет проработавший собственным фотокорреспондентом ТАСС, сказал о Проказникове так: это не просто большой мастер, это человек- душа. P.S. Вход в Дом печати пока временно ограничен в связи с мерами карантина. Но выставка, конечно же, дождется своих посетителей. Димитрий Соколов Газета "Рязанские ведомости" 10 апреля 2020 г.
|
Размер шрифта ААА
Архив новостейБлижайшие мероприятияРязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. Областная онлайн – акция творческих коллективов, чтецов Рязанской области «И жить торопимся, и чувствовать спешим», приуроченная к празднованию 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина Учредители и организаторы XV Областного конкурса передвижных клубных учреждений «Это наша земля» : Министерство культуры Рязанской области, Рязанский областной научно-методический центр народного творчества при участии управлений и отделов культуры муниципальных образований. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |