Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Апрельские чудеса

В минувшие выходные в Рязанском областном центре народного творчества прошёл XVI региональный фестиваль любительских театров «Губернские подмостки». Три дня сутра до вечера в здании бывшего летнего дворянского собрания в старом парке...

Здесь можно было увидеть дебютный спектакль совсем молоденькой выпускницы Ря­занского колледжа культу­ры из Шацка и испытать эмо­циональный шок от премье­ры режиссёра Владимира Де­ля из Скопина. Посмеять­ся над персонажами англий­ской комедии «Дорогая Паме­ла» вместе с артистами Спас­ского народного театра и по­грузиться в пучину философ­ских размышлений Вольфган­га Борхета в спектакле «Там, за дверью» Касимовского театра юного зрителя...

Фактор влюблённости

Прежде чем перейти, соб­ственно, к фестивальным со­бытиям, хочется сказать, что «Губернские подмостки» - яв­ление уникальное. Многие аналогичные фестивали в со­седних регионах давно уже или «приказали долго жить», или перешли на куда менее затрат­ный формат заочных просмо­тров, когда конкурсанты вме­сте с заявками присылают ви­деоверсии спектаклей, чем их участие и ограничивается. О том, что подобный подход уни­чтожает сам смысл фестивального процесса, мало кто заду­мывается. Кризис на дворе...

Пятый раз автор этих строк выступает в качестве одного из членов жюри «Губернских подмостков», и не понаслышке может утверждать: фестиваль живёт, в первую очередь, бла­годаря энтузиазму, профес­сионализму и влюблённости в своё дело всего коллектива Областного центра народного творчества. Каких усилий им это стоит - разговор отдель­ный... Но так уж тут заведено.

«Шансу» аплодировали стоя

Фестиваль открывался спектаклем «Мы были...» теат­ра-студии «Шанс» из села По­ляны. Художественный руководитель театра и режиссер спек­такля Светлана Рахманина вы­несла на суд зрителей сцениче­скую композицию по пьесе Вла­димира Коростылева «Варшав­ский набат», дневникам Яноша Корчака и поэме Александра Галича «Бабий Яр». Кроме того, в спектакле были использова­ны фрагменты из фильма Ан­джея Вайды «Корчак».

Не люблю пересказывать сюжеты спектаклей, но в дан­ном случае, думаю, это необ­ходимо. Януш Корчак - поль­ский педагог, врач и фило­соф. Создатель приюта для ев­рейских детей-сирот в Вар­шаве. После оккупации Поль­ши имел возможность уехать из страны, но вместе со свои­ми воспитанниками пересе­лился в гетто, а позже сопро­вождал детей в лагерь смерти Треблинка. Немецкое коман­дование предложило Корчаку вернуться в Варшаву, но он от­казался. Погиб вместе с деть­ми в газовой камере...

Выбирая драматургиче­ский материал, режиссёр спектакля прекрасно пони­мал: по силе эмоционально­го воздействия он беспрои­грышный. А тем более - под­креплённый поэзией Гали­ча, фильмом Вайды и дневниками Корчака... Но в этом за­ключалась и главная опас­ность. Очень просто было пе­реборщить с излишним пафо­сом и начать «выдавливать» из зрителя слезу. К счастью, у та­лантливого художника Свет­ланы Рахманиной и её арти­стов хватило такта и мудрости пойти по другому пути. Спек­такль получился мужествен­ным. И добрым. Казалось бы - плохо сочетаемые понятия. Но на территории сценического пространства это вполне воз­можно. Стилистика, в кото­рой работает Светлана Рахманина: чёрная униформа на ар­тистах, босые ноги, предель­ный минимализм в оформле­нии - не нова и часто исполь­зуется в современном театре.

Но в этом случае она была бо­лее чем уместной. Всё внима­ние - на актёра, на его глаза, на смысл произнесённого сло­ва, на боль и любовь, трансли­руемую в зрительный зал. В финале «Шансу» аплодирова­ли стоя. И, по-моему, не было ни одного человека, который бы не плакал...

Наверное, не имеет смыс­ла перечислять все спектакли, показанные в эти выходные в Центре народного творче­ства. Ограничусь тем, что ска­жу: они были разными, от до­вольно слабых по своему худо­жественному уровню до очень крепких работ, вполне достойных профессиональной сце­ны. Но были и спектакли, ко­торые можно отнести к катего­рии открытия или, если угод­но, театрального чуда. На них давайте и остановимся.

От иронии до трагедии

Евгений Гришковец, «Оса­да». Касимовский народный театр «Аспект». Режиссёр Фе­ликс Романов.

Когда пятнадцать лет на­зад зритель впервые позна­комился с творчеством Евге­ния Гришковца, среди специ­алистов разгорелись яростные споры: можно ли то, что он де­лает, вообще отнести к теа­тру как к таковому? Феномен Гришковца остаётся предме­том для дискуссий и сегодня. Касимовский театр и его без­условный лидер Феликс Рома­нов не стали лезть в театровед­ческие дебри. Уверен, их мало беспокоило, отвечает ли про­изведение автора требовани­ям теории драмы или скорее относится к разряду так на­зываемых постмодернистских текстов... Остросоциальная трактовка древнегреческого мифа об осаде Трои, трагиче­ский юмор (и такое сочетание также вполне возможно на те­атральных подмостках), груст­ная ирония современного реф­лексирующего интеллигента по поводу вечных тем войны, патриотизма и пропагандист­ских штампов - вот что ста­ло главной темой спектакля. В нём, как и в самой пьесе, очень много вопросов и практически нет готовых рецептов. Пре­красная работа сценографа, что в силу финансовых причин большая редкость в любительском театре. Текст Гришковца, актёрский ансамбль и пара­доксальная фантазия Феликса Романова создали удивитель­ный спектакль о нашей сегод­няшней жизни.

Закрывал фестиваль Вла­димир Дель. Скопинский те­атр «Предел». Сценическая композиция по блокадным дневникам Юры Рябинкина. О спектаклях Деля писать сложно. Он мастерски владеет языком сценической метафо­ры, сложнейшим жанром тра­гического балагана... Это нуж­но было видеть. Поэтому ска­жу только, что спектакль, без­условно, стал явлением...

Михаил Колкер

Газета "Вечерняя Рязань"

12 апреля 2016 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области