Авторский горизонт
В рамках конкурса «Океан Солярис – острова памяти», приуроченного к ежегодным Тарковским чтениям в Рязани, проводятся встречи с известными творческими людьми – писателями, философами, композиторами, кинооператорами. Открыл серию мастер-классов фотограф из Санкт-Петербурга Михаил Павловский.
Четыре часа в актовом зале областного научно-методического центра народного творчества шел глубокий разговор о фотографии в контексте последних культурных изменений, о влиянии цифровых технологий на восприятие кадра и самой жизни.
О решающем моменте и человеке с фотоаппаратом.
Михаил Павловский окончил философский факультет СПБГУ, работал звукорежиссёром на Малой сцене театра им. Ленсовета, фотографом-оператором на киностудии RWS. Снимал для театра «Пушкинская школа» и НеБДТ Льва Эренбурга. Фотоработы Михаила публиковались в таких изданиях, как «Афиша», «Петербургский театральный журнал», «Театральный Петербург» и других.
Но, пожалуй, наиболее впечатляющей визитной карточкой послужит то, что Михаил до сих пор снимает на пленку. «Для меня цифровая съемка – легко как процесс и сложно как результат. Я привык к тому, чтобы было наоборот», – говорит Михаил.
Отдельные мысли Павловского могут послужить темами для серьезных размышлений и, может быть, покажутся интересными для тех, кто только осваивает искусство фотографии или продвинулся в нем далеко вперед.
– Вы, наверное, замечали за фотографами… Они делают кадр и тут же смотрят на монитор фотоаппарата, чтобы увидеть картинку. Нажал – посмотрел, нажал – посмотрел. В какой-то момент понимаешь, что монитор оказывается важнее. Два процесса – съемки и живого контакта с человеком все больше и больше расходятся во времени.
***
В большинстве современных фотографий объект и точка внимания совпадают с точкой фокусировки. Мы не хотим допускать чего-то другого. Меня волнует, как преодолеть эту ограниченность построения кадра. Как вернуть азарт поиска интересных решений?
***
Особенность фотографии в том, что она не имеет привычного основополагающего текста. Нет четко закрепленных канонов, правил. И этим злоупотребляют. Мы живем в такое время, когда фраза «Я так вижу» становится оправданием твоего нежелания общаться со зрителями.
***
Не эмоциональная связь с предметом съемки, а необходимая степень беспристрастности притягивает зрителя.
***
Время и место – категории для фотографа очень важные. Когда человек улыбнулся и вы нажали на кнопку камеры, – вы уже опоздали. Настоящий фотограф умеет предчувствовать. Для меня это критерий профессионализма.
***
Уходит благоговение перед красотой. Уходит восприятие ее как дара, чуда. Красота для нас – это то, что делают, а не что происходит. Красота – то, чего можно добиться и что можно придумать на съемочной площадке. Неудивительно, что многие творческие люди, фотографы, перестали быть в своих работах убедительными.
***
Невозможно объяснить, почему рождается тот или иной кадр. Как только фотограф говорит: «Я знаю, каков социальный подтекст этой фотографии», мы его теряем.
***
Есть такая стадия влюбленности, когда прикосновение друг к другу действует как удар током. Когда я соприкасаюсь с искусством, я должен почувствовать это электричество. Первое впечатление – вот что по-настоящему бесценно. Потом уже можно рассуждать, думать. Но мы никогда больше не сможем вернуть первое впечатление. Первое впечатление – это то, что невозможно повторить.
***
Каждый из нас в жизни имеет шанс сделать одну гениальную фотографию. Этот шанс – презумпция невиновности. И он же воспитывает правильное отношение к конкуренции.
***
Как-то мы сидели в обществе одного уважаемого фотографа, который занимался мокрыми коллоидными процессами. Мы все разливались соловьями, рассказывали о том, какие необыкновенные вещи снимали своими цифровиками. Он смотрел на нас с улыбкой и потом снисходительно сказал: «Дети, снимаю я, а вы щелкаете». Он был прав – на его камере нужно было снимать крышку с объектива, чтобы пластина засветилась. Но в этих словах, конечно же, был и другой, нелестный для нас подтекст.
***
Каждый из нас научился держаться перед камерой. Мы все разучили повадки медийных людей. Моя задача – поймать момент искренности. Он наступает, когда человек совершенно невнимателен по отношению ко мне.
***
На фотографии мы должны видеть не одну сто двадцать пятую секунды из жизни человека (время фотографической выдержки – авт.), а движение человека из точки А в точку Б. Мы должны видеть состояние непрерывного изменения.
***
Самое главное чувство, которое должно быть у фотографа, – страх. Человек, который не боится пропустить кадр, – не фотограф. При съемке на цифру это чувство пропадает, потому что объем флешки практически безграничен, и можно снимать длинными сериями. Это приводит к тому, что кадр теряет необходимое очертание события.
***
Я стремлюсь к такому ощущению съемочного процесса, когда могу сказать: «Вот! Сейчас было! Съемка закончена!».
***
Ушло уважение к автор скому замыслу. Выкладываешь снимок в сеть, а тебе пишут в комментариях: «Горизонт завален». Почему люди не допускают возможности сделать кадр как-то иначе, в другой геометрии? Почему мы ищем универсальное в искусстве? Откуда взялась привычка делить на «нравится» и «не нравится», пропуская стадию «понимаю» и «не понимаю»?
***
Я наблюдаю, что многие молодые люди начинают интересоваться в фотографии мокрыми процессами, когда нужно иметь дело с пленкой. Они хотят играть в уникальность и штучность. Напротив, опытные фотографы восприняли цифровые технологии на «ура». Потому что для них это – не препятствие к дальнейшему росту.
***
Я не верю в фотографов, которые говорят, что им хорошо существовать в Сети. Надо устраивать выставки, как бы ни было тяжело. Выставка отрезвляет. И еще – фотографии обязательно нужно печатать. Тогда становится понятно, попал ты в точку или не попал.
Дмитрий Соколов
Газета "Рязанские ведомости"
23 апреля 2015 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.