Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Это феномен!

Или почему рязанские поневы есть в каждом краеведческом музее страны.

Сегодня в рамках Фо­рума древних городов впервые в нашем городе проходит фестиваль-конкурс рязанского костюма.

Мероприятие, задуманное Центром народного творчества как областное, еще на стадии при­глашения участников стало меж­региональным. На фестиваль «Ря­занскую поневу за кремлем вид­но» приехали более 200 человек - отдельные авторы и коллективы из 17 районов Рязанской области, а также из самой Рязани и Скопи­на. Выразили .желание и сегодня принимают участие в фестивале- конкурсе представители Москвы и Орла. О том, зачем все эти люди и коллективы собрались сегодня в нашем городе, рассказывает «за­чинщица» проведения первого областного фестиваля рязанско­го костюма «Рязанскую поневу за кремлем видно», сотрудница цен­тра Екатерина СОКОЛОВА.

ЗАЧЕМ НАМ ЭТО?

- Идея фестиваля-конкурса рязанского костюма зрела уже давно. Вот смотрите, как полу­чается: практически в каждом городе Российской Федерации вы обязательно найдете в крае­ведческом или художественном музее, если не в экспозиции, то в фондах, хотя бы один комплекс женского праздничного костюма Рязанской губернии. Это фено­мен! А все потому, что рязанская земля всегда удивляла искусство­ведов, ученых-этнографов, музей­ных сотрудников и художников богатством палитры народного костюма. Ведь такого количества разнообразных и ярких комплек­сов традиционного народного ко­стюма, настолько самобытных и не похожих друг на друга не было ни в каком другом уголке России. И сегодня, уже в двадцать первом веке, практически в каждом райо­не Рязанской области существуют фольклорные коллективы, одетые в настоящие аутентичные костю­мы! На нашем конкурсе 12 из них представляют костюмы, достав­шиеся им от бабушек и дедушек и бережно сохраненные. В этом-то и есть цель конкурса - сохранить это истинное богатство, часть большой самобытной культуры и искусства Рязанщины, без которой нет полного представления об ее истории. А сделать это можно только путем кропотливого изу­чения, бережного сохранения и развития традиции народного ко­стюма. А также путем деликатной трансформации его в современные формы существования.

ИЗ ВЧЕРА - В ЗАВТРА

- Уже на протяжении деся­тилетий Центр народного твор­чества ведет серьезную научную работу. Сотрудники совершают этнографические экспедиции, собирают информацию и издают научные сборники «Рязанского этнографического вестника», по­священные в том числе и тради­ционному костюму рязанского края. Мы проводим фестивали и конкурсы аутентичной народной культуры, научно-практические конференции, постоянно ведем и пополняем каталог нематериаль­ного культурного наследия, где костюм занимает значительное место. И все это ради изучения и фиксации традиционных форм бытования народного костюма. Но сейчас такой работы уже мало. Новым этапом развития тради­ционного костюма должны стать его новые формы бытования - на сцене и в современной одеж­де. Вот мы и хотим стимулиро­вать научно-исследовательскую и творческую активность про­фессиональных и любительских творческих коллективов, масте­ров и работников культуры не только в области сохранения и развития рязанского народного аутентичного костюма, хотя уде­ляем этому огромное внимание, но и сценического и современно­го авторского костюма.

МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ

- Посмотрите, у нас на одной площадке проходят мастер-класс по ткачеству двухосновной касимовской поневы орловской мастерицы Елены Великасовой, творческая лаборатория по ре­конструкции и реставрации ау­тентичного народного костюма руководителя Народного коллек­тива - студии традиционного ко­стюма «Русские начала» Татьяны Вальковой. Проходит демонстра­ция сценических костюмов руко­водителя Народного коллекти­ва - театра моды «Кокетка» Ната­льи Секач и преподавателя Рязан­ского художественного училища Елены Селивановой. Выступле­ние фольклорных коллективов, в том числе детского, мурминской школы под руководством Анны Щетининой. Специально для этого фестиваля девочкам были пошиты новые сценические на­родные костюмы. К сожалению, аутентичных мурминских костю­мов не сохранилось. Я рисовала эскиз девичьих нарядов, оттал­киваясь от черно-белой фото­графии конца XIX века. Рисунок для рубахи был взят с орнаментельных закладов, находящихся в экспозициях РИАМЗ, и прори­сован с помощью графической компьютерной программы, а затем напечатан на ткани с по­мощью современной техники. И сегодня, благодаря вот такому простому и недорогому, способу, мы имеем возможность увидеть интерпретацию того утерянного костюма. По крою, по колориту, по орнаментике мы ни разу не солгали. Да, самыми важными участниками фестивальной про­граммы являются коллективы, которые демонстрируют аутен­тичные костюмы: они непосред­ственные носители традиции. Но еще мы стремимся к тому, чтобы сохранение нашей аутентично­сти, нашей причастности к исто­рии, в том числе и в костюме, шло и через новые, современные фор­мы работы с ним.

Екатерина Детушева

Газета "Рязанские ведомости"

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области