Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Журнал истории рязанской

В номере «РВ» от 10 января 2014 года опубликован материал «Ранее не издавались» – о начале публикации мемуаров историка и архивиста Степана Дмитриевича Яхонтова. Вышло в свет содержимое четырех тетрадей воспоминаний историка, сохранившихся в Государственном архиве Рязанкой области, в двух книжках журнала «Рязанский этнографический вестник», издания Рязанского областного научно-методического центра народного творчества. Первая публикация мемуаров Степана Яхонтова приурочена к 160-летию со дня его рождения (31 декабря 2013 года).

Публикация этих потрясающих материалов – крупное научное и культурное событие. Мемуары Яхонтова – одновременно и богатейший исторический источник «страшных лет России» (опубликованный фрагмент доведен до 1938 года), и литературное произведение, сильное и выразительное – Степан Дмитриевич обладал несомненным даром рассказчика.
К сожалению, не факт, что мемуары Яхонтова могли быть изданы отдельной книгой. Можно лишь порадоваться, что в нашем городе выходит журнал «Рязанский этнографический вестник», для которого исторические мемуары – подходящий материал. Мне достались два тома этого издания, и я приготовилась углубиться в мемуары историка.

«Рязанский этнографический вестник» вскоре тоже будет отмечать юбилей. 4 февраля 2014 года ему исполнится двадцать официальных лет – если считать со дня выдачи лицензии. «Правительство Российской Федерации. Министерство печати и информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации № 012372 от 4 февраля 1994 года» – этот документ открывает «зафиксированную» летопись «Рязанского этнографического вестника».
Но история журнала «Рязанский этнографический вестник» начинается раньше.

С издателем, главным редактором и автором идеи рязанского специализированного издания по этнографии Вячеславом Коростылевым мы встретились в библиотеке Рязанского областного научно-методического центра народного творчества. Я попросила Вячеслава Васильевича предоставить информацию о беспрецедентном проекте (в других регионах нет аналогов рязанскому журналу), и он подготовил подборку изданий за все двадцать лет. Разложенные «Вестники» заняли огромный стол для научных конференций.

Вячеслав Васильевич подошел к задаче с обстоятельностью научного работника и эмоциональностью поэта своего дела: вспомнил, что все началось в 1987 году, когда он разработал концепцию празднования Дня города Рязани с упором на фольклорную составляющую. Концепция праздника включала несколько «орбит» с сердцем в кремле. На улицах были массовые гулянья с развлекательной программой и участием артистов, а в кремле выступали аутентичные фольклорные коллективы, и на глазах зрителей творились изделия народных промыслов. Разница между артистами, исполняющими фольклор, и аутентичными коллективами состоит в том, что первые играют, а вторые так живут. «Коллективами», «ансамблями» группы жителей сел Полтевы Пеньки Кадомского района, Морозовы Борки и Собчаково Сапожковского района, Дегтяные Борки Ухоловского района и других можно называть лишь для удобства. Они редко поют на публику и в таких случаях не шьют специальных костюмов, а надевают бережно хранимые одежды ради специальных обрядов (которых много в крестьянском повседневном труде!) и произносят слова, передающиеся из поколения в поколение. С этими словами они родились – и с ними их проводят в иной мир.

Народным искусством Вячеслав Коростылев «заболел» в молодости, когда учился на историческом факультете Рязанского пединститута и ездил в этнографические экспедиции. Там он и понял разницу между подлинно народным искусством и «реконструированным». С 23 февраля 1982 года Коростылев работал в ОНМЦ. День города в кремле в 1987 году был вехой в истории рязанской этнографии: он вызвал восторг и у участников, и у зрителей. А после него в ОНМЦ пошли целые делегации от школ, вузов – а некоторые приходили сами по себе: «Дайте материалы! Расскажите о песне, обряде, промысле!» Меж тем наработок не было. В тот момент, признается Коростылев, к нему и пришла дерзкая идея: создать и издать рязанскую этнографическую энциклопедию. Труд это титанический, непосильный одному человеку, и даже в научных кругах замысел встретили скептически. Логичные резоны кого-то бы остановили. Коростылев поступил ровно наоборот: разложил грандиозную задачу по этапам, очертил границы своего «интереса» пределами максимальной территории Рязанского региона (дореволюционной губернией, куда входили Данковский, Егорьевский, Раненбургский уезды) и сказал себе: «Глаза боятся – руки делают».

– Я понял: чтобы получить результат, то есть энциклопедию, надо действовать не последовательно, а по отдельным темам одновременно: найти специалистов по крестьянским ритуалам, инструментам, костюмам, былинам и песням. Их труды собрать как основу для будущей энциклопедии. Но чтобы ценная информация не лежала в центре мертвым грузом, ее надо запускать в научный оборот, – делился своим ноу-хау Вячеслав Васильевич. – Значит, нужно издавать периодический журнал с этими материалами.

Первые журнальные книжки «Рязанского этнографического вестника» Вячеслав Коростылев показывал мне из своих рук. Это не просто редкость, но и особая ценность для издателя. Отпечатанные на оберточной бумаге, размноженные на ротаторе машинописные тексты тиражом до 200 экземпляров, в мягкой обложке, восемь книг, тем не менее, показали, что замысел этнографической хроники отдельно взятого региона выполним. Именно после их появления на свет институтский учитель Коростылева профессор Николай Григорьевич Соколов посоветовал ему сделать регистрацию журнала как гарантию охраны интеллектуальной собственности.

Впредь некоммерческому проекту еще не раз будет «везти»: ясно, что главная проблема научного журнала – это где взять средства на выпуск. Может, светлая магия народных обрядов так действует, но «Рязанскому этнографическому вестнику» доставались гранты и областные, и федеральные (на грант Министерства культуры РФ выпущена пятая часть журналов и 10 CD-дисков с песенным фольклором), и гранты Президента России. И пожертвования от меценатов, желающих остаться неизвестными. К 50-летию Вячеслава Коростылева (в 1997 году) его поздравил письмом министр культуры Евгений Сидоров. Слова: «Вы сумели заинтересовать и привлечь к своему делу известных ученых из ведущих научных учреждений страны» – и высокая оценка проектов Рязанского областного центра народного творчества, таких как «Вестник», «Антология музыкально-обрядового фольклора Рязанской области» и наработок в фонд «Рязанской этнографической энциклопедии» – повод для гордости всей Рязани.

На сегодня вышло 52 номера журнала с узнаваемой обложкой с орнаментом – авторская работа художника Вадима Конопкина. Тематику новых выпусков подсказывает жизнь: три тома социопсихиологических опытов «Мужчина в русской культуре», тома, посвященные жизни и деятельности выдающегося этнографа Натальи Ивановны Лебедевой, теперь вот – воспоминания Степана Яхонтова…

Кстати, эти воспоминания мне все не удается прочесть – ими не на шутку увлекся муж.

Елена Сафронова

Газета "Рязанские ведомости"

31 января 2014 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области