Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Кино издалека

Кино для Петра Ивановича Генина из Михайлова не только важнейшее из искусств, но и тяжелый труд, измеряемый в килограммах. Он на себе перетаскивает бабины с 35-миллиметровой пленкой и крутит в селах кино. Каждая коробка весит 8-10 кг, полнометражный фильм занимает примерно три коробки. Киноустановок в Михайловском районе четыре, больше только в Пронском, где их насчитывается восемь.

Петр Иванович не застал тех времен, когда за машиной бежала детвора с криками: «Кино привезли!» На своем посту он десять лет, оказавшихся нелегкими для кинопроката. «Есть люди, с которых начиналась профессия, а я, наверное, войду в историю тем, что буду последним киномехаником», – печально шутит мой собеседник.

Иногда на сеансы приходит всего человек десять, а то и меньше. Но Генин работу бросать не собирается, кинопоказы он расценивает как знак того, что культурная жизнь в глубинке не угасает. «Кинопроектор мой еще полвека протянет. Не беда, что запчастей давно взять неоткуда. Проживем на старых запасах. Как говорится, сеанс состоится при любой погоде, были бы только фильмы!» – не унывает киномеханик Михайловского МКЦ.

В хранилище фильмов мы и отправляемся. В прошлом году областной кинофонд переехал из здания с ул. 14-я Линия Рязани в Дом Салтыкова-Щедрина и перешел под крыло областного научно-методического центра народного творчества. Несколько месяцев шла инвентаризация собрания фонда, и сейчас 865 копий фильмов на 35-миллиметровой пленке и 156 копий на дисконосителях разместились на полках в просторных и приспособленных помещениях. Сотрудники следят за их техническим состоянием, проверяют целостность подложки, перфорации, выполняют чистку и текущий ремонт, увлажняют в специальных шкафах, чтобы не трескалась эмульсия.

В старой системе кинопроката области кинофонд был ключевым звеном – сюда стекались все фильмокопии, которые потом передавались кинотеатрам, клубам, и те показывали их по очереди. В 90-х централизованное распределение сменилось коммерческим прокатом, кинотеатры ушли в свободное плавание, а на балансе фонда из полутора тысяч киноустановок осталось 22. Из рязанских городских кинотеатров фильмокопии регулярно берет только «Октябрь», ставший культурно-досуговым центром. Основные заказчики – восемь муниципальных образований области, где сохранились киноустановки.

– Что берут районы? – спрашиваю методиста ОНМЦ Любовь Владимировну Полякову.

Она заглядывает в картотеку:

– Михайлов взял «Мы из будущего-2», детский фильм «Гора самоцветов», для молодежной аудитории «Восемь первых свиданий». В интернат для престарелых повезли «Дорогой мой человек». Очень активно работает Пронский район. Туда мы отправили три фильма о войне: «Звезда», «Завтра была война» и «Баллада о солдате». Ветераны смотрят старое доброе кино «Королева бензоколонки».

Полноценным прокатом эту систему назвать сложно, скорее – фильмооборотом. Хотя бы потому, что отсутствует коммерческая составляющая. Цена билетов для взрослых – двадцать рублей, для детей – десять. Кассовые сборы измеряются в лучшем случае несколькими тысячами. Цели заработать на показах никто и не ставит. Все понимают: пока механизм действует, он продолжает существовать. Стоит ему остановиться, и «кина не будет».

Завоевывать аудиторию новинками не получается. Фильмокопии стоят сотни тысяч рублей. В прошлом году фонду удалось приобрести только три отечественных картины – «Матч», «Гагарин» и «Легенда №17». В 2014 году не закуплено ни одной, не ожидается субсидий и в следующем. И тут вряд ли уместен вопрос «Как же так? Почему не дали?» Цена фильмокопии более 100 тысяч рублей. А много ли придет людей в сельские кинозалы, когда дома у людей и спутниковое ТВ, и Интернет, и мини-кинотеатры с объемным звуком. А где их нет, там и клубы давно позакрывались. В таких деревнях не о кино думают, а о решении элементарных бытовых проблем.

Ситуация с кинопрокатом и в больших городах кризисная. Мультиплексы оснащены новейшим оборудованием, премьера следует за премьерой, а зрителей кот наплакал. Не в этих благах, стало быть, дело.

В чем ценность областного кинофонда в наши дни? И как его можно использовать?

Фильмы на пленке сами по себе – достояние, считают в ОНМЦ. Они дают совершенно другое качество просмотра. Много в фонде хранится документальных, научно-популярных фильмов. К сожалению, рязанской кинохроники найти не удалось. Она была представлена единственным автором – Юрием Тунтуевым, но он забрал все копии из архива. Думали на время, оказалось – навсегда.

Есть кино, которое нельзя смотреть на маленьком экране, сидя на диване. «Обыкновенный фашизм» Ромма – киноэпопея, созданная для больших залов. И хорошо бы впечатления от просмотра обсудить потом вместе с другими зрителями. Так в ОНМЦ родилась идея проведения тематических кинофестивалей для молодежи. Талантливых картин, созданных режиссерами и актерами, видевшими Великую Отечественную войну, снято немало. Очень много киноклассики хранится в областном кинофонде. В год 70‑летия Победы фильмотека наверняка будет востребована в районах. В ней есть и фильмы 40-х годов, и новейшее рейтинговое кино, например, «Утомленные солнцем», «Мы из будущего» и т.д. Немало интересного смогут найти в фонде все те, кому интересна история кино. Из раритетов мне показали копию одного из первых фильмов российского кинематографа «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна.

Как еще можно использовать кинофонд? Перевести его на цифровые носители? Такая попытка была, но дело это слишком дорогостоящее. Создать музей кино, о чем мечтал прежний директор кинофонда Вадим Пульчев? Что ж, возможно. Если найдется увлеченный человек и появятся спонсорские средства.

– Проведение кинофестивалей, я думаю, останется в перспективе самой востребованной формой жизни кинофонда, – поделилась своим мнением директор ОНМЦ Елена Шаповская. – Цикл открытых кинопоказов запланирован в Год литературы: «Горе от ума» к 220-летию А.С. Грибоедова, «Человек в футляре» – к 155-летию А.П. Чехова, «Доктор Живаго» – к 125-летию Б.Л. Пастернака, «Трудно быть богом» – к 90-летию А.Н. Стругацкого, «Двадцать дней без войны» – к 100-летию К.М. Симонова и т.д. У нас есть документальные фильмы по истории народных промыслов, культурным традициям. Они послужат прекрасным дополнением к нашим фестивальным программам.

В последнее время центр народного творчества начал поощрять видеолюбительское движение в районах. Проводятся тематические фестивали, самодеятельные режиссеры и операторы получили возможность представить свое творчество на большом экране. Советы им дают профессиональные телевизионщики на мастер-классах. В эпоху цифровых съемок фильмы на пленке продолжают жить своей жизнью. Может быть, когда-нибудь за ними начнется самая настоящая охота киноманов. И тогда добрым словом вспомнят всех, кто сохранял для потомков старое кино в металлических коробках.

Дмитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

12 декабря 2014 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области