Кружевные уроки Мастера
В Рязани открылась выставка Татьяны Пресновой. По сути – это творческий отчет заслуженного художника России, главного художника ЗАО «Труженица», приуроченный к ее юбилею.
В экспозиции представлено более 50 произведений декоративно-прикладного искусства, демонстрирующих яркий талант художника. Она посвятила свою подвижническую, творческую жизнь сохранению и развитию знаменитого и во многом уникального промысла.
Выставка открылась 17 января в Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества. На ее открытии Татьяне Николаевне Пресновой была вручена Почетная грамота Губернатора и Почетная грамота главы администрации Рязани. Наш корреспондент побеседовал с Татьяной Пресновой.
Р.В. – Татьяна Николаевна, давайте начнем наш разговор с того, как вы пришли в эту профессию?
Т.П. – Со школьной скамьи, у нас был кружок вышивания, и я влюбилась в звон коклюшек, в переплетение нитей. В 8 классе уже сама вела кружок. Потом поступила в Московское художественно-промышленное училище имени Калинина, по его окончании вернулась в родной Михайлов, на свое любимое предприятие «Труженица». Там я уже работала во время школьных каникул, поэтому мое возвращение сюда было закономерным.
Меня часто спрашивают: за какое время можно научиться плести наше михайловское кружево. Отвечаю им так: я учусь уже сорок с лишним лет, потому что постичь мудрость народную непросто. Ведь наш промысел идет от истоков, от корней народных. Промыслы – это связующая нить между прошлым, настоящим и будущим. И самое главное – сохранить чистоту нитей.
Р.В. – Наблюдая за вашей работой, видишь, насколько это сложное, трудное искусство…
Т.П. – Да, мне только любовь помогает. Когда человек влюблен, он может многое преодолеть, очень многое.
Р.В. – Несколько слов об особенностях вашего промысла.
Т.П. – Наш промысел отличается от других, например, от Вологды, Ельца, Кирова, именно построением рисунка, его геометричностью. А сколько нитей, столько и пар. А у других промыслов – 5-6 пар, цепное кружево, где присутствует крючок. У нас он не применяется. Отличаемся мы также своей цветовой гаммой: что мастера окружает, то он и старается передать в рисунке – красное – это праздник, добавляем зелени, а это символ природы, добавляем желтые нити – это солнце, пшеничные поля, синие – чистота неба, воды.
Преломляя через себя всю красоту мира, мы стараемся передать свое отношение к нему, выполняя цветное михайловское кружево.
Р.В. – Сейчас практически все промыслы в России находятся в довольно-таки сложной ситуации. Как вам удается сохранять и развивать ваш промысел, вашу фабрику?
Т.П. – Во многом благодаря нашему директору – Надежде Александровне Дежиной. Благодаря грамотной экономической политике нашего директора нам удалось сохранить золотой фонд нашего промысла. Конечно, раньше у нас было больше мастеров, сейчас их гораздо меньше. Но это – влюбленные в свою профессию люди, которые работают не из-за денег, а из любви к своему промыслу.
Р.В. – Вы уделяете немало внимания пропаганде искусства михайловского кружева. Благодаря вам был создан при фабрике музей, где вы сами ведете экскурсии.
Т.П. – Нашему музею уже три года, мы хотели создать центр кружевоплетения, но получился центр промысла – нам постоянно что-то дарят: у нас есть Гжель, Скопин, Хохлома, вологодское, елецкое и даже армянское игольчатое кружево, а также кадомский вениз.
Мы можем показать все разновидности российского кружева. И подчеркнуть исключительную красоту михайловского кружева на фоне других образцов. У нас есть целая экспозиция, посвященная коклюшкам. Это и немецкие, и голландские, и вятские, и вологодские… Оказывается, наши михайловские коклюшки являются самыми большими. Аналогов им больше в мире нет.
Р.В. – На вашей персональной выставке есть фотографии, где вы запечатлены с известными людьми – Кобзоном, Мироновым, Зюгановым… Им вы представляли искусство михайловского промысла. Интересно, как они относятся к численному михайловскому кружеву.
Т.П. – Мне очень понравилось общение с Кобзоном. Он очень внимательно все выслушал, интересовался проблемами промысла. Когда он возглавлял в Госдуме комитет по культуре, то по его инициативе было проведено совещание, посвященное народным промыслам. Тогда правительство обратило наконец-то внимание на бедственное положение промыслов, и должен быть выйти закон об их поддержке. Но так случилось, что его спустили на местный уровень. Но мы все же надеемся, что закон выйдет.
Р.В. – А что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы сохранить народные промыслы?
Т.П. – Ну хотя бы увеличить подарочный фонд Правительства, чтобы мы под заказ могли производить уникальные вещи народного декоративно-прикладного искусства. А если будут соответствующие государственные заказы, то и промысел может вздохнуть свободнее.
Например, мы участвовали в фестивале, который проходил в Ивановской области, в городе Плес. Оставили там свою продукцию, и говорят, что Президент, будучи там, купил одно из наших изделий. Хотелось бы, чтобы государство уделяло проблемам российских промыслов гораздо больше внимания. Ведь следование народным традициям дает новые силы человеку, вдохновляет его и дает возможность не затеряться в хаосе переломных событий.
Беседовал Владлен Гордиенко
Газета «Рязанские ведомости»
21 января 2011 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.