Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Музыка михайловского кружева

Достойно представило свое кружевоплетение ЗАО «Труженица» из Михайлова на восьмой Всероссийской выставке-ярмарке народных художественных промыслов «Ладья-2009». Надо было видеть, с каким восхищением рассматривали посетители рязанской экспозиции, а среди них было немало именитых персонпанно и скатерти, салфетки и дорожки разных форм, размеров и расцветок.

Успех рязанского предприятия и стал поводом для нашей поездки в Михайлов, где на улице Тружениц располагается одно из самых известных предприятий российских промыслов.

Первым делом посетили мы музей фабрики. В большой комнате собрано неимоверное количество уникальных вещей. О каждой из них подробно рассказывала нам главный художник Татьяна Преснова, Она даже читала стихи, посвященные Михайловскому численному цветному кружеву. И, глядя на совершенно изумительные костюмы, вышивки, полотенца и дорожки, понимаешь, что недаром говорится: «михайловское кружево — это музыка в материале». Татьяна Преснова считает, что народное творчество, Михайловский промысел -это единственная отрасль, где полностью раскрывается внутренний мир человека.
Татьяна Николаевна часто проводит экскурсии по фабрике, дает мастер-классы в районном Доме народного творчества. Недавно на «Труженицу» приезжала экскурсия из Волгограда, и, что самое поразительное, на мастер-класс к Татьяне Николаевне стремились попасть не только девочки, но и мальчики — настолько занимательно главный художник рассказывала ребятам о старейшем рязанском народном промысле. Волгоградцы даже на обед не хотели идти, так интересно им было в музее и цехах. Их руководитель сказал: «Впервые вижу, чтобы ребят так заинтересовало народное искусство».

Главный художник рассказала нам, что на фабрике работают целые династии. Это четыре поколения и две династии. Это единственное предприятие на земле михайловской, которое богато своими традициями, своими корнями.

Фабрика работает не только с районным Домом народного творчества, но и напрямую со школами, даже с детскими садами. Сюда приходят воспитатели, приводят своих детей, и с четырехлетнего возраста ребята приобщаются к искусству: они посещают фабричный музей, смотрят, как работают мастера, сами пытаются что-то сделать на коклюшках... И это, конечно, дорогого стоит. Ведь не все измеряется деньгами, пресловутым рынком. Возможно, с первого перебора коклюшек у ребенка проснется интерес к истинно народному творчеству, сработает его генетическая память, и захочется ему продолжить дело своих прабабушек, умелые руки которых принесли славу михайловскому промыслу.

Татьяна Преснова говорит, что произведения народного промысла — это как охранная грамота, защищающая близкого вам человека от многих невзгод нашего времени. Эти изделия всегда несут в себе кусочек уюта, любви и тепла.

Мы прошли по цеху, где на наших глазах михалойвские кружевницы создавали уникальные кружевоплетения. Самые опытные мастерицы используют порой до 60 (!) пар коклюшек. Надежда Овчарова, Нина Кондрашова, Татьяна Исаева, Валентина Зыкова — это далеко не все имена настоящих профессионалов своего дела, чьи золотые руки принесли заслуженную славу рязанскому промыслу.

Их имена назвала нам директор ЗАО «Труженица» Надежда Александровна Дежина. Но разговор с ней начался с уже ставшего традиционным для нашего времени вопроса:
-А как предприятие переживает кризис?
— Кризис, конечно, переживаем очень тяжело, потому что на предприятиях художественных промыслов он особенно сказывается, У нас в основном ручной труд, более 50 процентов наших изделий составляют произведения народно-художественных промыслов. Это настолько кропотливая работа — и вещи очень дорогие, поэтому в период кризиса народ их приобрести просто не в состоянии. Мы ведь ориентируемся не на олигархов, а на людей, которым интересно народное искусство.

Когда в 80-х началась перестройка, мы часто выезжали на различные выставки по стране, и к нам подходили интеллигентные люди. Они говорили: «Нам все очень нравится, но у нас нет таких денег, чтобы купить ваши вещи». Сейчас эти времена словно вернулись — людям и хочется купить ручную вышивку, а возможностей, увы, нет.

Поэтому реализовать нашу продукцию очень тяжело. Но в то же время мы не опускаем руки, принимаем участие в различных выставках, выставляем свои экспозиции на официальных мероприятиях. Это тоже своего рода реклама, привлекающая к нашей продукции людей. Пропагандируем свои изделия через Интернет. У нас, кстати, хороший сайт.

— Поддерживают ли народные промыслы в Правительстве России?
— Мы неоднократно обращались в Правительство страны, и даже вышло постановление об оказании помощи предприятиям художественных промыслов. Но у них был составлен очень узкий список предприятий, которые нуждаются в государственной поддержке. В него вошли всего 18 предприятий народно-художественных промыслов России. У нас есть своя ассоциация «Народные художественные промыслы России», которая обращалась к Правительству с просьбой расширить этот список, включить туда и другие фабрики, которые могли бы получать дотации на оплату электроэнергии, газа и железнодорожных перевозок. Но до сих пор, уже три года, этот вопрос находится в стадии рассмотрения. О нем говорили и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, но пока воз и ныне там Кстати, мы не настаиваем, чтобы были увеличены федеральные средства для поддержки наших предприятий, а просим просто расширить перечень дотационных производств. Поэтому, конечно, нам очень непросто выживать.

— Какие меры вы принимаете для интенсификации производства, были ли сокращения на фабрике?
— Мы практически за эту «перестройку» никого из людей не сократили, стараемся сохранить и кружевниц, и вышивальщиц, и лабораторию, и художников... Работа над коллекцией продолжается — ежегодно мы ее обновляем где-то на 50 процентов. Приходится изготавливать очень много изделий, расширять ассортимент, потому" что жизнь заставляет нас подстраиваться к спросу — делать одновременно и очень дорогие вещи, и изделия, которые могли бы приобрести люди с небольшим достатком. Мы выпускаем много сувенирной продукции: различные куколки, фартуки, закладочки, недорогие скатерки в пределах до тысячи рублей.

— А как вы работаете с торговыми сетями?
— Сейчас многие покупатели обращаются к нам напрямую, без посредников, потому что наша, фабричная, цена намного ниже, чем, например, в розничной торговле. Например, мы перестали работать с московским магазином «Славица», так как они делают очень высокую наценку на наши изделия.
Представляете, она доходила до 300 процентов! Если мы, предположим, отдавали им вещь за 6 тысяч, то они продавали ее за 24. Конечно, люди просто не покупали наши изделия. Поэтому стараемся сотрудничать с теми магазинами, которые делают небольшую наценку, хотя бы до 50 процентов
.
Вы, может быть, видели телесюжет о том, как Владимир Путин посетил один из московских магазинов. Такая же ситуация не только с продовольственными товарами, но и с изделиями народных промыслов. Поднимать цену за 300 процентов и ничего при этом не делать!!! Им привозят готовые вещи, на которые мы потратили свои материалы, заплатили налоги, оплатили счета за коммуналку, а они еще у нас деньги берут под реализацию. Какими словами это можно назвать? Сейчас мы стараемся сами реализовывать свою продукцию.

— Возвращаясь к началу нашей беседы, скажите, как вас поддерживают областные власти?
— Нам они очень здорово помогают. Так, нас слушали в областной Думе, и в результате были внесены изменения в Закон Рязанской области о народно-художественных промыслах. В связи с этими изменениями были утверждены программы об оказании помощи предприятиям малого бизнеса, в том числе предприятиям художественных промыслов. Мы участвуем в этой программе, согласно которой нам выделяются средства на приобретение оборудования. И надо сказать, что эта поддержка довольно-таки существенная. Например, благодаря этой программе фабрика смогла купить швейное оборудование — очень ценное и необходимое.

— Назовите основной приоритет экономической политики предприятия?
— Сейчас приходится уделять особое внимание качеству изделий. Это касается не столько изделий народного промысла, сколько ширпотреба, который выпускает «Труженица». Это — юбки, блузки, блузоны, сорочки, постельное белье, детский ассортимент.. Хотя конкурировать с китайской продукцией очень непросто. Она хоть и некачественная, но весьма дешевая И тот же пресловутый «Черкизон» в Москве нанес отечественной легкой промышленности, в том числе и народным промыслам, такой сокрушительный удар, что оправится она от него очень не скоро.

Но мы стараемся, работаем, совершенствуем производство, закупаем новое оборудование и надеемся «побить» китайцев не числом, а качеством, которым исстари славилось наше производство.

А вообще, кризисы приходят и уходят, — продолжила Надежда Александровна, — а народные промыслы остаются.

Она считает, что он зародился намного раньше официальной даты — конца XIX века, потому что михай-ловские женщины несколько веков плели кружево. И спустя столетия будет жить и развиваться этот промысел, так как есть и будет любовь народа к «живому» искусству, дающему тепло Это не «голый» пластик, где нет ни тепла, ни холода, а свое, родное, что идет из детства, из бабушкиной вышивки, от старенькой прялки, тех же коклюшек.

Даже салфетка, сделанная русской кружевницей, то же полотенце или рушник — это не номенклатурное изделие, это визитная карточка русской души, произведение искусства, где присутствует любовь и радость. Отрадно, что эта радость дарить друг другу красоту пока еще со-хранилась в нашем обществе.

Владлен ГОРДИЕНКО. Фото
Владимира
ПРОКАЗНИКОВА,
собкора
газеты «Сельская жизнь».

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области