На островах памяти
В Рязани завершились Третьи Тарковские чтения.
Поезд, отправившийся 4 апреля из Рязани, в День рождения Андрея Тарковского, прибыл на станцию Солярис. Каждая остановка в пути - это встречи с людьми, лично знавшими великого режиссера или продолжающими его традиции в искусстве. В минувшее воскресенье поезд сделал остановку на станции Пушкинская, где участников просветительского проекта «Океан Солярис - острова памяти» встречала заслуженная артистка России, режиссер, продюсер Наталья Бондарчук. Среди самых известных ее ролей - царевна Софья в «Юности Петра», княжна Мария Волконская в «Звезде пленительного счастья» и, конечно же, Хари в «Солярисе», ставшая поворотной в ее карьере. С Тарковским Наталья Бондарчук познакомилась, когда ей было 11 лет. От нее будущий создатель знаменитого «Соляриса» получил книгу польского писателя-фантаста Станислава Лема. Десятилетия пронеслись, исполнительница роли Хари объездила с кинофильмом более 50 стран мира, но в поселке Мясном Рязанской области, в доме Андрея Тарковского, побывала впервые. И, по собственному признанию, почувствовала себя как космические путешественники на орбите Соляриса.
Та же мощная энергетика, те же мистические встречи с памятью. И с прошлым, которое никуда не исчезнет.
- Тарковский много размышлял о природе времени, - вспоминает Н. Бондарчук. - Он искренне верил в то, что можно встретиться с самим собой в вечности, когда времени нет. Каждому человеку такие встречи необходимы, они помогают раскрыться тому, что заложено в тебе изначально. Нужно забрасывать свой якорь в будущее как можно дальше. И тогда можно выстроить свою жизнь по желанному сценарию. Смысл жизни - в усовершенствовании себя и мира, в творчестве, которое питается накоплениями из прошлого. На этих островах памяти строил свое творчество Тарковский. Но нужна душевная чуткость - готовность принимать то, что случается. Ведь можно так себя «упаковать», построить свою жизнь на таком прагматизме, что она превращается в постоянную гонку, как у Штольца. Отбрасывать ненужные встречи, ненужных людей. И тогда есть риск разминуться с собой, настоящим.
Мистическое мироощущение режиссера выразилось в спектакле «Иные», который готовится к премьерному показу. Его тема - особенные дети, в частности, аутисты, число которых в мире стремительно увеличивается.
- До сих пор нет ответа на вопрос, как относиться к этому явлению - как к психопатологии или иной ветви развития цивилизации. Появляется много детей, которые в понимании психиатров больны, но их способности феноменальны. Например, они могут взять в руки книгу и, не читая ее, сказать, какое эмоциональное впечатление она производит на людей. То есть идет опосредованное проникновение в суть на уровне образа-ощущения. Кто знает, может, эти дети смогут указать человечеству на то, что пока скрыто от обычных людей, предупредить каких- то нежелательных переменах.
Встреча с Натальей Бондарчук в ОНМЦ завершилась показом ее фильма «Пушкин. Последняя дуэль» - отсюда и символическое название станции - Пушкинская - на пути к планете Солярис.
Актрису и режиссера поблагодарил за участие в Тарковских чтениях министр культуры и туризма Рязанской области Виталий Попов. Наталья Бондарчук выразила надежду, что приедет в Рязань с новыми фильмами. К выходу на экран готовится ее фильм «Тайна Снежной королевы», снятый в 3D.
Проект «В сторону Тарковского», объединяющий всех, кто отстаивает высокие нравственные идеалы в искусстве, продолжается. Обсуждается идея создания в Рязанском художественном училище им. Т.К. Вагнера экспозиции, посвященной Андрею Тарковскому и его жизни в п. Мясном Путятинского района.
Димитрий Соколов
Газета "Рязанские ведомости"
1 сентября 2015 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.