Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

НАРЯДИЛАСЬ И ПОШЛА...

Красоту и уникальность рязанского костюма и его локальных вариаций показали на Межрегиональном биеннале фестивале-конкурсе «Рязанскую поневу за кремлем видно»

Ставший уже традиционным фестиваль- конкурс прошел в Рязани третий раз и объединил всех, для кого аутентичный костюм - это и кла­дезь смыслов и источник вдохновения. Основной площадкой стал научно-методический центр на­родного творчества, а центральным событием - показ образцов традиционного рязанского ко­стюма и конкурс лучших аутентичных коллекций одежды, аксессуаров, украшений и кукол, соз­данных мастерами за последние два года.

Конкурс проходил по пяти номинациям: выбирали лучший этнографический костюм, сце­нический костюм, современный авторский костюм, лучшие ак­сессуары и украшения, а также лучшую куклу в рязанском ко­стюме. Во время демонстрации коллекций руководители твор­ческих групп давали пояснения, рассказывали о деталях костю­мов, объясняли их предназначе­ния и правила ношения.

Участниками фестиваля ста­ли более 120 человек - это от­дельные авторы, а также твор­ческие коллективы. В их чис­ле - представители 17 муници­палитетов Рязанской области, мастера из Липецка, Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга.

Среди рязанских участни­ков - мастер костюма из села Подвязье Рязанского района На­талья Секач и ее театр моды «Ко­кетка». Наталья и ее команда - постоянные участники фести­валя рязанского костюма, и каж­дый раз они представляют что-то очень оригинальное. В этом году коллектив показал коллекцию «На рязанский манер». В это, на первый взгляд, очевидное назва­ние заложен глубокий смысл. Ко­стюмы из новой коллекции Ната­льи Секач украшены рисунком- набойкой. Это такой старинный способ нанесения узора на ткань при помощи специальной рез­ной доски - манеры.

- Я окончила курсы по верхо­вой набойке и в какой-то момент поняла, что так можно делать красивые орнаменты, не прибегая к вышивке, но взяв ее узор за основу. Для оформления новой коллекции как раз взяла орнаменты тради­ционной рязанской вышивки. По ним были изготовлены манеры, которыми потом я и набивала узор на ткань. Это быстрее и дешевле, чем вышивать, но с сохранением рязанского колорита, - говорит об особенностях своей новой коллек­ции мастерица Наталья Секач.

Стоит добавить, что коллек­ция «На рязанский манер» - это еще и смелый микс традиционно­го рязанского костюма и совре­менной одежды. Юбка по типу поневы, головной убор с рожка­ми, безрукавка-навершник, все­возможные аксессуары из бисера соседствуют в этой коллекции с брюками, свитшотами, кроссов­ками, сумками-шоперами, кеп­ками; один из костюмов даже дополнен рюкзачком. По словам автора, она использовала тради­ционный крой, узнаваемые обра­зы, рязанское трехцветье, но при этом старалась вписать все это в современные рамки, чтобы по­казать молодежи, как рязанский костюм может жить в настоящем времени.

В жюри фестиваля-конкурса вошли ведущие специалисты в области этнографического, сце­нического и современного ав­торского костюма из Москвы и Рязани. В их числе собиратель и исследователь русского народ­ного костюма, кандидат искус­ствоведения, уроженец Рязан­ской области Сергей Глебушкин. Делясь впечатлениями от собы­тия, он назвал работу по сохра­нению традиционного костюма, которая проводится в Рязанской области, подвижничеством. От­дельно Сергей Глебушкин отме­тил своих земляков - шатчан, которые сейчас активно занима­ются восстановлением шацкого костюма. На основе найденных его элементов уже созданы сце­нические образы, которые были представлены на фестивале- конкурсе.

- Мало иметь костюм, важно правильно его носить. Напри­мер, коллектив из села Чернава Милославского района - они будто живут в этих костюмах, будто сами из XIX века. Об этом говорит все - и лица, и походка, и взмахи рук, - говорит Сергей Глебушкин.

По итогам конкурса Гран-при получил частный музей «Постоя­лый двор на Касимовском трак­те» в поселке Тума Клепиковского района и его руководитель На­талия Малыхина. Главного приза она удостоилась за создание кол­лекции традиционного костюма жителей тумского края. Четыре костюма из этой коллекции, вы­полненные по этнографическим образцам, - три женских и один мужской - были представлены на фестивале в необычном фор­мате - в виде мини-спектакля по мотивам мещерских сказок.

Победителями в своих номи­нациях стали театральная твор­ческая мастерская «Лунный кот» (г. Рязань) под руководством Елены Жевлаковой за лучший сценический костюм, Наталья Секач из Подвязьевского дома культуры за лучший современ­ный авторский костюм, масте­рицы Любовь Миронова и Ма­рия Галкина из Москвы, предста­вившие на конкурсе аксессуары и украшения, а также рязанка Виктори Поваляева за лучшую куклу в народном костюме.

Завершился фестиваль в Ря­занском кремле, где организа­торы подвели итоги, поблагода­рили творческие коллективы и жюри за участие.

Людмила Иванова

Газета "Рязанские ведомости"

14 июля 2023 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области