Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Наследство отрадовских бабушек

Троицын день – один из самых любимых в народе праздников. В нем сочетаются христианские верования и славянские традиции, берущие начало в древнем язычестве. И есть еще в Рязанской области места, где на Троицу гуляют всем миром, зовут в гости соседей и поют такие древние песни, что современный горожанин в них половину слов не понимает.

Одно из таких сел находится в Путятинском районе, и название у него соответствующее – Отрада. «Ох, отрада моя, отрада», – будто бы воскликнул давным-давно помещик, которому так понравились здешние места, что он пожелал здесь обосноваться. И правда – на душе веселеет, уходит грусть-тоска, когда взираешь на поля и перелески, среди которых затерялось сельцо. Но мы-то его нашли сразу, не требовались и дорожные указатели. Вблизи села на березах красовались разноцветные ленты. Их было столько много, сколько желаний у отрадовцев. Такой существует в народе обычай на Троицу – привязывать на березовые ветки лоскутки.

Старожил села Татьяна Ивановна Смазнова в этот день всегда надевала старинный наряд, бережно хранившийся от праздника к празднику, шла к своим подружкам, которые тоже доставали из сундуков расшитые узорами костюмы. И тогда начинались песни. Молодежь уходила в лесок водить хороводы. В 1973 году Смазнова основала фольклорный коллектив «Отрадушка», его песни записаны на диске, вошли в антологию музыкального обрядового фольклора Рязанской области, есть в собрании Московской консерватории, поются Государственным Рязанским русским народным хором. Очень переживала Татьяна Ивановна, что в этом году не смогла спеть свои любимые песни на областном народно-православном празднике фольклорных и аутентичных коллективов, который решено было устроить в Отраде. К 86 годам стало подводить здоровье. Да и не с кем ей выйти на улицу, затянуть старинную протяжную «Пар клубится над Невой», все бабушки из ансамбля давно переселились в мир иной. Остался только рисунок в клубе, с которого смотрят просиявшие от песен носители аутентичного фольклора в расшитых фартуках и платках.

А песни народные, старинные все так же звучат над селом. Только поют их теперь три дочери Татьяны Ивановны – Мария Крылова, Лидия Катровская и Таисия Кузенцова. Немало песен «из наследства» разучил детский фольклорный ансамбль Береговского сельского дома культуры.

Мария Крылова рада тому, что переняла у мамы певческое искусство, и ниточка, тянущаяся сквозь столетия, не оборвалась. «А ведь в молодости на нас смотрели косо. Что это они, мол, всё на старину оглядываются? Надо строить новую жизнь! А сейчас каждая сохраненная крупица исконной народной культуры на вес золота, вот как все обернулось», – говорит моя собеседница.

Пока мы беседовали, на площади перед сценой развернулась отрадовская ярмарка народных ремесел области.
Хочешь – покупай глиняную игрушку, хочешь – панно из лоскутков или искусные творения резных дел мастеров. Сергей Потапов привез на ярмарку плетеные из лозы корзинки – для грибов, яблок, ягод, – на любой вкус. Всех желающих он охотно знакомил с тонкостями этого традиционного шиловского промысла. Ивовый прут нужно заготовить, сварить, почистить, перебрать, посушить, замочить, а уж потом дело доходит до плетения, и на одну корзину объемом с ведро уходит до шести часов кропотливого труда.

Весь этот ярмарочный колорит дополняли высокие деревянные изваяния, стилизованные под статуи языческих богов. Могло показаться, что здесь, в селе Отрада, сохранилось нетронутым целое славянское поселение. Но подходишь ближе к статуям и видишь добродушные лица Добрыни Никитича, рязанского мастерового, а рядом – рязанского кота или скульптуру какого-то лесного чудика под названием «Пришел погостить». Три дня над трехметровыми деревянными заготовками колдовали участники Первого районного фестиваля-конкурса резчиков по дереву «Рязань косопузая», приехавшие из районов области, Ульяновска, Чувашии и Мордовии. Самым искусным мастером жюри признало Артема Смирнова из Чебоксар. Золотую медаль он получил за скульптуру «Птица Сирин». Удивительно то, что крылья этой мифической птицедивы Артем выполнил, виртуозно работая бензопилой.

А вот теперь расступись, честной народ! Идут по поляне веселые хохотуньи, у кого в руках печная заслонка, у кого чугунок, у кого коса. А между бабами зеленоволосая чамка (русалка). Ударишь железкой по чугунку, и все чамки сбегаются. Их надо отвести в поле и там валять и катать, чтобы был хороший урожай.

По поверьям, сила плодородия от русалок передается земле. Это фольклорная группа Тимошкинского СДК показала фрагмент обряда, который проводили в Шиловском районе в старину, когда вслед за Троицей и Днем Святого Духа начиналась русалочья неделя. Участникам ансамбля по 60-70 лет, а запевале Валентине Павловне Кувачевой – 77, но они не представляют себе жизни без гастролей, веселят публику задорными частушками.

И никаких «Эврибади дэнс», хотя и плясок на лужайке хватало. Ансамблям, выступавшим в Отраде, не требовались ритмы рока и иностранные вкрапления в аутентичный фольклор, чтобы пленить сердца слушателей. Когда на сцену поднялись три бабушки из села Купальское Сапожковского района и запели «Шли два героя с германского боя», «В саду при долине», на поляне воцарилась тишина.

Всех словно загипнотизировали, ввели в глубокий транс и унесли в стародавнюю Россию голоса Татьяны Поздняковой, Антонины Болушевской и Антонины Николиной. Столько в них было выстраданного, пережитого, сочетающего в себе исповедь и молитву, стон и мужество, веру и любовь к жизни. Хоть сейчас отправляй этих удивительных певуний на Евровидение! А пока бывшие колхозницы выступают по районам Рязанской области, и аплодисменты, которые дарят им, всегда идут от самого сердца.

В празднике фольклорных и аутентичных коллективов приняли участие ансамбли и солисты практически из всех районов и крупных городов области. «Можно бесконечно заниматься информатизацией и модернизацией, но ничего не получится, если мы забудем свои традиции, – обратился к участникам первый заместитель председателя областного управления по культуре и туризму Виталий Попов. – Духовное выше всего остального. Вы, удивительные люди, и есть настоящая Россия. Такие фестивали помогают нам помнить, жить настоящим и двигаться в будущее».

Действительно, такого представительного фестиваля еще не было на путятинской земле, и это отметил глава района Николай Иванович Агеев. Много благодарностей было сказано в адрес организаторов, среди которых областной научно-методический центр народного творчества.

Пожаловали на фестиваль и видные столичные гости, представители Института мировой литературы им. Горького Российской академии наук, изучающего этнографию и фольклор Рязанской области. Своими впечатлениями поделилась с нами старший научный сотрудник института, доктор филологических наук Елена Александровна Самоделова:

– Когда мы попадаем на рязанскую землю, в села и маленькие города, то видим совсем другой мир, отличный от Москвы и сохранивший свои вековые традиции. Нам интересны все подробности жизни села, относящиеся к праздничной культуре, интересны старые дома с резными наличниками, и повети, и сеновалы, и погребки, и колодцы – все это еще можно увидеть. А в селе Секирино Скопинского района до сих пор можно застать бабушек, которые выходят на огород в поневах пропалывать грядки.

– Какие коллективы вы отметили для себя на фестивале?

– Великолепно высту пают бабушки из Сапожковского района (деревня Купальское), ансамбль села Новое Еголдаево Ряжского района, хотелось бы поближе познакомиться с коллективом из Дегтяных Борок Ухоловского района.
Народная культура жива, появляются новые формы, жанры. Хорошо, что аутентичный фольклор записан на пластинках, но очень важно живое исполнение, и мы его увидели. Конечно, время берет свое, и меняется тип исполнителя. На смену тем людям, которые впитывали песенную культуры с пеленок, приходят ансамбли, которыми руководят профессиональные работники клубов, музыковеды. Они стараются сохранять фольклор в его неприкосновенности, и есть множество примеров, когда это получается. Вот, например, школьники из села Береговое Путятинского района переняли традиции у отрадовских бабушек, и сегодня на празднике пели так, что я заслушалась.

Дмитрий Соколов

Газета «Рязанские ведомости»

8 июня 2012 г.

(с) rv.ryazan.ru
(с) rv.ryazan.ru
(с) rv.ryazan.ru
(с) rv.ryazan.ru
(с) rv.ryazan.ru
(с) rv.ryazan.ru
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области