Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Новый год по-рязански

Если представить, что лет через 150 или 200 какой-нибудь историк-этнограф будущего возьмется описывать традиции празднования Нового года в Рязани начала XXI века, то среди главных атрибутов этого всенародно любимого праздника он с большой долей вероятности укажет салат «Оливье», наряженную в каждом доме елку и нескончаемый шум от салютов и фейерверков в новогоднюю ночь.

При этом историк, скорее всего, отметит, что на протяжении нескольких десятилетий, начиная со второй половины XX столетия, традиции встречи Нового года претерпевали некоторые изменения. Обычаю собираться за праздничным столом всей семьей горожане все чаще предпочитали поездку посреди зимы в теплые страны. На смену живым елям пришли искусственные, уникальным стеклянным елочным игрушкам – однотипные пластиковые, китайского производства, в праздничном меню появились несвойственные среднерусской полосе наименования блюд, а под елкой рядом с Дедом Морозом и Снегурочкой утвердился новый герой – зверь из китайского гороскопа.

В век глобализации мы, как губка, впитываем культурные ценности самых разных народов, адаптируем иноземные привычки и обычаи под свой уклад жизни. Возможно, подобный обмен традициями свойствен всем людям во все времена, невзирая на принадлежность к той или иной культуре. Сегодня, на фоне изобилия драконов (главного восточного символа 2012 года), Санта Клаусов, корпоративных вечеринок, не лишним будет вспомнить о том, как много-много лет назад Новый год встречали наши предки.

С этим вопросом мы обратились к главной хранительнице народных обычаев Рязанской области – директору Центра народного творчества Елене Шаповской.

– Если говорить о народных новогодних традициях на Рязанщине, то, конечно же, главным праздником было Рождество. А современному Новому году предшествовал Авсень – праздник переходного рубежа от старого к новому времени. В это время обязательно жгли костры, устраивали настоящее огненное шоу. Почти во всех районах области было заведено подавать на праздничный стол жареного поросенка, при этом он лежал в деревянной посуде и обязательно ножками вверх. Это блюдо символизировало достаток и хороший урожай. Вместе с поросенком в новогоднем меню обязательно присутствовала запаренная пшеница с медом. Что касается елочных игрушек, то игрушки были, но в первую очередь рязанцы украшали ими дома. Из соломы изготавливали фигурки животных, фонарики. Самодельные игрушки размещали над порогом дома, по стенам. Уже в более поздний период появилась традиция приносить в дом еловые ветки или ветки других деревьев. Вот здесь уже стали применять соломенные игрушки для их украшения. Только в XIX-XX веках на новогодние праздники в домах стали появляться елки в том виде, в котором мы их знаем сегодня. Их наряжали красивыми лентами, изделиями из соломы, благодарили добрых духов леса за все то, что давал лес рязанским крестьянам. Кстати, вешать на новогоднюю елку орехи, пряники, конфеты – исключительно городская традиция, в крестьянском быту подобное не практиковалось, – рассказывает Елена Михайловна.

Чуть подробнее остановимся на популярном и сегодня огненном «шоу». В Рязанском этнографическом вестнике за 2001 год сообщается, что под Новый год «огни клали» в Касимовском уезде, в Милославском районе. Каждый житель села или деревни приносил по вязанке соломы, укладывался общий сноп и поджигался. Считалось, что таким образом сжигался старый год. В некоторых районах был и такой обычай: делался тряпичный мяч, вымачивался в керосине (уже в XX веке), его привязывали на проволку, поджигали и крутили – получалось огненное колесо. А в Ермишинском районе было принято ставить в салазки железную печь, разжигали ее и ездили по селу, очищая и оберегая огнем поселение от разгулявшейся святочной нечисти. Очевидно, что эта традиция сжигать старый год и защищаться от непонятного, магического, осознанно или нет, жива и сегодня.

И еще несколько слов о новогодних игрушках. Современные технологии предлагают их в самых различных вариантах. Но, как в известном анекдоте, все чаще елочные игрушки попадаются «бракованными» – не радуют. Может быть, потому, что сделаны они на китайском конвейере, без души. В Рязанской области бережно сохраняются народные промыслы. Существует ли альтернатива штампованным шарам и гирляндам?

Художник-керамист Галина Сметанина признается, что целенаправленно изготовлением керамических елочных игрушек не занималась, да и заказов подобных никогда не было. Хотя отдельные тематические экземпляры, сделанные когда-то для себя, в ее коллекции есть. Например, керамическое дерево-основа, куда можно вставить еловые веточки. Так сказать, компромисс между стремлением беречь природу и все-таки почувствовать в Новый год дома аромат настоящей хвои.
– В этом году я впервые попробовала сделать несколько керамических птичек-свистулек с петельками и несколько прорезных глиняных шариков. Для украшения елки можно использовать керамические колокольчики, – делится Галина Сметанина.

Александр Сороковых, художник, работающий с лозой, на вопрос о том, приходилось ли ему когда-нибудь изготавливать новогодние елочные игрушки, как это делалось когда-то на Рязанщине, также ответил отрицательно. Мастер глиняной игрушки Ольга Ширина тоже не думала о том, чтобы применить свой талант в рамках современных новогодних традиций.
Но руководитель художественного салона «На старом перекрестке» Ирина Сусанина,ё к которой мы обратились в поисках своих, уникальных, штучных елочных украшений, немного обнадежила:

– Каждый рязанский мастер старается к Новому году сделать что-нибудь необычное. Иногда нам приносят и авторские елочные игрушки. Сегодня у нас есть очень интересный керамический Дед Мороз, у которого вместо посоха – кисть художника. Его сделала художник Галина Хохлова. Традиционно к этому празднику мастера делают зодиакальные знаки – они пользуются популярностью. Но не всегда просто пробиться сквозь стереотипы, рассчитывать на то, что народное, рязанское, индивидуальное будет востребовано больше, чем уже привычное серийное.

Светлана Максимова

Газета «Рязанские ведомости»

31 декабря 2011 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области