Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Оливье и ёлка – не наши символы?

УЖЕ НЕСКОЛЬКО ПОКОЛЕНИЙ РОССИЯН ПРИВЫКЛО ПОДНИМАТЬ БОКАЛ ШАМПАНСКОГО В НОЧЬ НА 1 ЯНВАРЯ ПОД ЗВОН КУРАНТОВ, АРОМАТ ХВОИ И МАНДАРИНОВ. НО ВСЕГДА ЛИ ТАК БЫЛО? О ТОМ, КАК ОТМЕЧАЛ И ГЛАВНЫЕ ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ НА РЯЗАНЩИНЕ, МЫ РАССПРОСИЛИ ФОЛЬКЛОРИСТА АННУ ЩЕТИНИНУ.

НАРАВНЕ СО СВАДЬБОЙ

- Скажите, Анна, в старину Новый год тоже считали большим праздником или нет?

- Конечно, Новый год и в старину считали особенным. Он входил в череду так называемых годовых праздников вместе с Масленицей, Прощёным воскресеньем, Пасхой, Троицей.

В допетровские времена - то есть до 18 века - календарь был привязан к сельскохозяйственному и астрономическому циклам. И год начинался или весной, или осенью, когда подводили итоги страды - в октябре-ноябре. С принятием христианства на языческий календарь наложили церковный.

Если брать Новый год, то его понимали как переходный период в жизни мира и человека, который открывает потустороннюю связь. Это отражала и обрядовая сторона праздника. Тот же святочный период, когда девушки гадали на суженого, чтобы узнать свою судьбу.

- В наше время повышенным спросом пользуются рекомендации о том, какое платье надеть в новогоднюю ночь. А в старину в нашем регионе были какие-то специальные праздничные костюмы?

- На три главных зимних праздника рязанские женщины наряжались в костюм, который они надевали на второй день своей свадьбы. Он был самым ярким: как правило, в нем преобладал красный цвет, который легче всего было получить из природныхкрасителей. Но и это не правило - в селе Ново-Еголдаево Ряжского района, например, праздничный костюм был цветным. А в селе Секирино Скопин-ского района на годовые праздники носили исключительно «ясные» пояса - то есть жёлтого цвета.

СЫТНО И ВЕСЕЛО

- Какое угощение ставили на стол, когда ни винегрета, ни оливье ещё не было - неужели икру?

- Разговлялись на Рождество после поста, поэтому на столе обязательно было мясо. Новогодний стол накрывали в зависимости от достатка. Никаких салатов и закусок наши предки не знали, а ели супы, похлёбки, каши. Обязательной была свиная голова или молочный поросёнок, запечённый в печке. Пользовался популярностью ароматный курник - неразделанная потрошёная курица, запеченная в тесте. Обязательно ели блины: гречневые, пшеничные, пшённые.

- Чем украшали свои дома рязанцы?

- Плетёными из соломы «люстрами» или «фонарями». На Рождество частенько внутрь ставили ангелочков. Эта традиция сохранялась в деревнях ещё в прошлом веке. Ёлка стала новогодним атрибутом только после войны. А салат оливье и заливная рыба, пожалуй, с появлением фильма «Ирония судьбы». Только в прошлом веке в качестве украшения появились и бумажные снежинки.

Ёлочка у наших  предков символизировала ... невесту-сироту. В качестве европейского новогоднего символа её признали лишь к концу 19-го века, да и то в губернском городе, но не в деревне.

- А как развлекались в праздники?

- Новый год - это время вечёрочных посиделок, знакомства и сватовства молодёжи. А свадьбы играли после Крещения.
С Рождества до Нового года колядовали - то есть ходили по гостям и славили младенца-Христа. А потом до Крещения пели «овсень-таусень» - песни, которые носят смысл обновления земли и рождения нового года.

В ТРАДИЦИЯХ-СИЛА

- Новый год сегодня - это скорее красивая сказка. Стоит ли придавать ему большое значение?

- Этот праздник исстари был семейным, родовым. Ценно, что сегодня возвращается именно такое к нему отношение - люди стараются собрать всех близких вместе в новогодний период.

Это и рубеж, когда ты оцениваешь то, что сделал и чего хотел достичь, планируешь какие-то глобальные вещи на следующий год. Как и в древности, мы все так или иначе переходим в качественно новое состояние. И этот переход нам нужен для внутреннего равновесия.

Поэтому даже если человек отмечает Новый год в тёплой Турции, всё равно для него это пограничное состояние. Он «выдыхает», чтобы вернуться с новыми силами в новый год и новое рабочее время.

Но почему не придумать новые традиции, соответствующие нашему, а не прошлому времени?

- Эта духовность даёт нам очень многое. Ту мягкость души русского человека, которую мы почти утратили. Не все понимают, что мягкого человека сложнее победить - он гнётся, но не ломается.

- Так, может быть, нужно современным детям прививать обычаи их далеких предков?

- Если это будет насильно, то пользы не принесёт. Надо понимать, что от айфонов и Интернета мы всё равно никуда не уйдём. Но получая этот опыт, дети по-другому чувствуют современность.

Например, руководители фольклорных коллективов в первую очередь ставят задачу познакомить детей с тем, что было. И прежде чем разучивать с ними какую-то старинную песню, рассказывают её предысторию, разбирают непонятные слова, которых очень много.

Вырастая, дети приводят к нам своих детей. Значит, традиции живы!

_______________________________________________________________________________________

Досье

Анна Щетинина родилась а Рязани в 1983 году. Ведущий методист отдела нематериального культурного наследия Рязанского края областного научно-методического центра народного творчества. Окончила Рязанский музыкальный колледж и отделение этномузыкологии Воронежской академии искусств. Руководитель и хормейстер детских фольклорных коллективов в Рязани и Рязанском районе.

Анна ЗОРИНА
Газета "АИФ-Рязань"

24 декабря 2014 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области