Русский крест
Картины Олега Лопатухина - это взрыв долго сдерживаемых эмоций, переданный в красках. Они несут огромную энергетику и воспринимаются не только на визуальном уровне, но и на каких-то глубинных пластах чувств. Для того чтобы донести идею своего произведения, он использует не только краски. И картины начинают буквально кричать и бить по сознанию зрителя.
ИМЕЮЩИЙ ГЛАЗА ДА УВИДИТ
Их нельзя «пробежать взглядом», каждая хранит тайну, которую надо узреть, и тогда поймешь ее сакральный смысл. А вглядеться в эту наивную живопись помогают названия. Вот «Курочка Ряба»... А где же?... Ни курочки, ни яичка, лишь странный излом черного зверя, жрущего народ, разметавшего хвостом православные церкви, империю, которую оставили нам наши великие князья. Под ним земля горит, а он все жрет и жрет! Подходишь к этой «Курочке», и словно черным сквозняком обжигает страх. И только нечеткие контуры святых, взирающих на этот шабаш, еще дают надежду.
Почему же так названа картина? Потому что в старой русской сказке финал не тот, к которому мы привыкли, - почитайте Афанасьева.
Тема рождения и смерти, веры и безверия, войн, перерождения России занимает огромное место в творчестве Лопатухина. И это объяснимо: в течение многих лет он видел смерть и держал в руках жизнь, работая в реанимационном отделении одного из роддомов Рязани. Сколько людей обязаны ему жизнью, сколько матерей - счастьем!
Огромный, пышущий добродушием, он внушает уверенность - настоящий доктор, которому доверяют. Все, что не нужно знать окружающим, он прячет глубоко в себе. А потом появляются такие картины, как «Вид на смерч из окна операционной», «На чужом горбу», «Первый крик» или «У истоков».
МУЖЕСТВО ЧУВСТВОВАТЬ
Олег Юрьевич из тех людей, на которых держится мир: неравнодушный. Он родился в Киеве, учился в Рязани во 2-й средней школе им. Н.К. Крупской. Среди его учителей был Александр Солженицын. Может быть, тогда он получил первый урок свободомыслия?
А второй - в 60-х. Тогда в Рязани была «обезврежена» диссидентская организация, состоявшая в основном из студентов-«радиков» - гордости Рязани, с которыми был дружен Олег. Его пытались заставить «стучать» - не вышло. Многих посадили, в том числе и стукачей! Его на последнем курсе медицинского института попросили «уйти по-хорошему», и заканчивал он уже Ярославский. Затем работал в Кирове, Свердловске, Гусь-Хрустальном, Анапе. Будучи партсекретарем больницы, в 1988 году предложил признать работу парторганизации неудовлетворительной. Это было всего второй раз в истории города: первого правдолюбца в 36-м расстреляли, его - заклеймили позором.
Шестидесятники мечтали о свободе, о возможности продавать свой труд и чтобы все жили счастливо в Советской стране, но были горько разочарованы, когда вместо этого произошел развал Союза и началось разрушение страны.
Поэтому так часто на его картинах - образ терзаемой России, ее народов. Как объяснить людям, что жизнь хрупка, что зло рождает зло и нельзя править пир во время чумы?! Все это в его картине «Грузинская война»: земля у всех одна, и на этой земле - только что рожденное и уже убитое дитя, рыдающие матери, незахороненные тела, тут же - радуются победе обе стороны. А чуть в стороне довольная смерть - снежная баба с косой пришла собирать урожай.
ДА БУДЕТ ЖИЗНЬ
Множество работ Олега Лопатухина посвящено родной стране. «Господь поселил нас в самом лучшем месте на земле, - говорит он, - это благословенные места, и нужно это уметь ценить».
Так же трепетно к родному краю относится и его жена Любовь Григорьевна. Она его первый и главный критик. Да и писать он начал, в общем-то, из-за нее.
- Как-то у меня сломалась разделочная доска, и я попросила его сделать новую, а он взял краски и расписал ее, -поясняет Любовь Григорьевна.
Но сказать, что тяга к творчеству свалилась на него неожиданно, нельзя. Он занимался резьбой по дереву, скульптурой - его гипсовые фигурки и сейчас украшают гостиную. Возможно, это у него в крови? Ведь и дети посвятили себя искусству: один из сыновей окончил Строгановское училище, дочь - Рязанское художественное и сейчас известный модельер в Суздале.
У Лопатухиных четверо сыновей, дочь и шестеро внуков - фотографии их счастливых лиц занимают почетное место на стене зала. Все остальное отдано картинам.
Одна - полиптих «Русский крест» - особенно притягивает.
Во главе креста - «Блокада». «Это моя мама, Глафира Александровна, везет своего отца и племянника, ей всего 16 лет», - поясняет Олег Юрьевич. Слева - «День Победы», а справа - Никола Можайский, с его иконой, когда татары подошли к городу, жители вышли на крестный ход, и татары отступили. С тех пор этот святой почитается как защитник городов русских. А картина называется «22 июня, день памяти и скорби».
В центре - Распятие, ниже - «Последний крик», а еще ниже - «Побратимы».
- Это Батый, Александр Невский и Святая Троица... 800 лет католическая Европа, фашисты и прочая нечисть лезли и лезут к нам. Но мы стоим, потому что за 300 лет из монголов и славян возникло то, что при коммунистах называлось советским народом - это такой сплав, который до сих пор взять никто не может.
Елена Аленик
Газета "ТВ-панорама"
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.