«Струна поёт о красоте»
В минувшие выходные в Новомичуринске и Рязани прошли концерты IV областного фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов «Струна поет о красоте». В нем приняли участие 16 лучших коллективов из областного центра, Скопина, Новомичуринска, Михайлова, Пронска, Кадома, Шилова, Ермиши.
Фестиваль традиционно проводится один раз в три года, и его целью является содействие развитию народного инструментального исполнительства. Автор проекта - Ольга Карнишева, заведующая отделом областного центра народного творчества, полагает, что проведение смотра, несомненно, способствует пропаганде ведущих коллективов и сохранению традиций.
Два дня жюри фестиваля-конкурса под председательством главного дирижера, заведующего отделом Государственного Российского Дома народного творчества Анатолия Цепа прослушивало самые достойные оркестры и ансамбли нашей области.
И вот вердикт жюри: 1-е место и диплом лауреата у народных коллективов - оркестра русских народных инструментов Дворца культуры им. В.И. Ленина г. Скопина (руководитель - заслуженный работник культуры РФ Виктор Машнин, дирижер и консультант - заслуженный работник культуры РФ Владимир Ильин); оркестра баянов ДШИ №4 им.Е.Попова г.Рязани (руководитель - заслуженный работник культуры РОЭ Альберт Заводный), оркестра Пронской ДМШ им.К.Птицы (руководитель Владимир Буробин), ансамбля «Русская миниатюра» Пронской ДМШ.
Лауреатами диплома II степени стали оркестр «Сказ» Новомичуринской ДШИ, образцовый ансамбль «Задоринка» Ермишинской ДМШ. а также оркестр баянов ДШИ №7 г.Рязани и оркестр ДШИ №5 г.Рязани.
Третьи места получили ансамбль Кадомской ДШИ и оркестр баянов ДМШ №1 г. Рязани.
По окончании церемонии награждения наш корреспондент побеседовал с председателем жюри фестиваля-конкурса «Струна поет о красоте» Анатолием Ивановичем ЦЕПОМ.
- Каковы ваши впечатления от рязанского смотра народных инструментальных коллективов?
- Впечатления от фестиваля у меня остались самые приятные. Он прошел на достаточно высоком уровне. Отрадно, что коллективы хорошо к нему подготовились, потому что это был и конкурс, и одновременно проходила защита коллективами звания «народных». Все это, конечно, подстегивало музыкантов и заставляло трудиться с удвоенной энергией.
Если сравнивать нынешний фестиваль с прошлыми конкурсами то, что я услышал в Новомичуринске и Рязани в нынешнем году, это различается, как небо и земля - произошел значительный рост мастерства рязанских коллективов. Все постарались, все здорово поработали - их уже не стыдно показать на любой сцене. Да может быть, не все было идеально, но главное - идет постоянный творческий процесс, в ходе которого и будут исправляться все недочеты и ошибки.
Вообще прекрасна сама идея проведения таких фестивалей-конкурсов, на которых происходит и учеба, и общение руководителей и музыкантов. В этом большая заслуга сотрудников Рязанского областного центра народного творчества и его директора - Елены Михайловны Шаповской. Они искренне переживают за всех участников фестиваля, болеют за каждый коллектив. Но в то же время на обсуждении мы, члены жюри, стараемся быть принципиальными, потому что, если только будет одна похвала, то и роста никакого не будет. После обсуждения мы традиционно общаемся с руководителями, высказываем им свои пожелания.
Хочу сказать, в Рязани оркестры народных инструментов не только живут, но и развиваются, совершенствуют технику своей игры. И уровень весьма приличный. Это заслуга, конечно же, вашего музыкального колледжа, который имеет многолетние традиции и высококлассных профессионалов. Нельзя не сказать об Александре Николаевиче Лаврухине, члене жюри, который много лет посвятил этому жанру, стал настоящим проповедником оркестрового направления в Рязанской области.
- Вы часто бываете в качестве члена жюри на различных всероссийских фестивалях и конкурсах и можете сказать, как наши оркестры выглядят по сравнению с коллективами других регионов.
- Да, многие рязанские коллективы участвовали во всероссийских конкурсах, и не раз, и занимали там лауреатские места. Поэтому лучшие ваши оркестры вполне соответствуют всероссийскому уровню, и их не стыдно показать на самой престижной сцене. У вас очень, повторюсь, приличный уровень.
- А какие позитивные или негативные моменты в работе оркестров народных инструментов выявил фестиваль?
- Одно из самых главных требований к оркестровому исполнительству - умение играть в ансамбле. Если мы слышим шероховатость, если нет игры вместе по-настоящему, то это, к сожалению, не оркестр. Вашими оркестрами в этом направлении проделана большая работа. Особенно руководителями, которые сумели заставить оркестрантов слушаться дирижерского жеста, выполнять то, что требует от них дирижер. Как результат - даже инструменты стали звучать чище, качественнее, И не только потому, что инструменты стали лучше, а потому, что отношение к звуку стало другое, более серьезное.
Проблема в том, что наш жанр довольно статичный, малоинтересный, как говорят телевизионщики, в нем нет картинки. Как правило, мы сидим на сцене, где ничего не происходит, кроме звука, идущего в зал. Взять зрителя каким-то дополнительным движением, не говоря уже, действом, не получается. Поэтому оркестры привлекают солистов, чтобы как-то украсить свое выступление. И здесь надо быть настоящим мастером, чтобы увлечь своей игрой публику, чтобы звук был ярким, сочным, эмоциональным, контрастным. Он должен постоянно вызывать интерес. Иначе зритель просто уснет на концерте. Поэтому надо пользоваться динамикой, контрастностью звучания, и это должно быть «нарисовано» на лицах исполнителей, сами оркестранты должны быть в процессе, им необходимо показать публике, что им нравится то, что они исполняют. Тогда их энергетика передается в зал и все получают удовольствие от исполнительства.
А если мы видим «мертвые» лица музыкантов, это, соответственно, «умерщвляет» публику, и она тихо засыпает. Здесь должно быть, в принципе, понимание «народниками» необходимости уходить от статичности, даже от излишней скромности на сцене, а выплескивать свои эмоции, заряжать своей энергетикой публику. К сожалению, на выступлениях некоторых рязанских коллективов мне было скучно.
И, конечно, необходимо обратить внимание на внешний вид, на костюмы. Костюм - одно из главных составляющих сцены. Он добавляет музыканту шарма и артистизма. А какое впечатление останется у зрителя от выступления одного коллектива, где солист весь в черном был и почему-то в белых носках. Это сразу убило все эмоции от его весьма профессиональной игры. Так что на сцене не должно быть никаких шероховатостей. Любая небрежность может оттолкнуть зрителя от нашего жанра. А ведь мы играем, в первую очередь, не для себя, а для публики. От нее мы, в свою очередь, заряжаемся положительной энергетикой, она дает нам импульс к творчеству.
Владлен ГОРДИЕНКО.
«Рязанский ведомости»
№ 29, 17 февраля 2010 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.