Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

«Струна поёт о красоте»

В минувшие выходные в Новомичуринске и Ря­зани прошли концерты IV областного фестива­ля-конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов «Струна поет о красоте». В нем приняли участие 16 лучших коллективов из областного центра, Скопина, Новомичуринска, Михайлова, Пронска, Кадома, Шилова, Ермиши.
   
Фестиваль традиционно про­водится один раз в три года, и его целью является содействие развитию народного инстру­ментального исполнительства. Автор проекта - Ольга Карнишева, заведующая отделом областного центра народного творчества, полагает, что про­ведение смотра, несомненно, способствует пропаганде веду­щих коллективов и сохранению традиций.
 
Два дня жюри фестиваля-конкурса под председатель­ством главного дирижера, заведующего отделом Госу­дарственного Российского Дома народного творчества Анатолия Цепа прослушивало самые достойные оркестры и ансамбли нашей области.
 
И вот вердикт жюри: 1-е место и диплом лауреата у на­родных коллективов - оркестра русских народных инструмен­тов Дворца культуры им. В.И. Ленина г. Скопина (руководи­тель - заслуженный работник культуры РФ Виктор Машнин, дирижер и консультант - за­служенный работник культуры РФ Владимир Ильин); оркестра баянов ДШИ №4 им.Е.Попова г.Рязани (руководитель - за­служенный работник культуры РОЭ Альберт Заводный), оркест­ра Пронской ДМШ им.К.Птицы (руководитель Владимир Буробин), ансамбля «Русская мини­атюра» Пронской ДМШ.
 
Лауреатами диплома II сте­пени стали оркестр «Сказ» Новомичуринской ДШИ, об­разцовый ансамбль «Задо­ринка» Ермишинской ДМШ. а также оркестр баянов ДШИ №7 г.Рязани и оркестр ДШИ №5 г.Рязани.
 
Третьи места получили ансамбль Кадомской ДШИ и оркестр баянов ДМШ №1 г. Рязани.
 
По окончании церемонии на­граждения наш корреспондент побеседовал с председателем жюри фестиваля-конкурса «Струна поет о красоте» Анато­лием Ивановичем ЦЕПОМ.
 
- Каковы ваши впечатле­ния от рязанского смотра народных инструментальных коллективов?
 
-   Впечатления от фестиваля у меня остались самые прият­ные. Он прошел на достаточно высоком уровне. Отрадно, что коллективы хорошо к нему подготовились, потому что это был и конкурс, и одновременно проходила защита коллектива­ми звания «народных». Все это, конечно, подстегивало музы­кантов и заставляло трудиться с удвоенной энергией.
 
Если сравнивать нынешний фестиваль с прошлыми кон­курсами то, что я услышал в Новомичуринске и Рязани в ны­нешнем году, это различается, как небо и земля - произошел значительный рост мастерства рязанских коллективов. Все постарались, все здорово по­работали - их уже не стыдно показать на любой сцене. Да может быть, не все было идеально, но главное - идет постоянный творческий про­цесс, в ходе которого и будут исправляться все недочеты и ошибки.
 
Вообще прекрасна сама идея проведения таких фести­валей-конкурсов, на которых происходит и учеба, и общение руководителей и музыкантов. В этом большая заслуга сотрудников Рязанского областного центра народного творчества и его директора - Елены Ми­хайловны Шаповской. Они искренне переживают за всех участников фестиваля, болеют за каждый коллектив. Но в то же время на обсуждении мы, члены жюри, стараемся быть принципиальными, потому что, если только будет одна похвала, то и роста никакого не будет. После обсуждения мы традиционно общаемся с руководителями, высказываем им свои пожелания.
 
Хочу сказать, в Рязани оркес­тры народных инструментов не только живут, но и развивают­ся, совершенствуют технику своей игры. И уровень весьма приличный. Это заслуга, ко­нечно же, вашего музыкаль­ного колледжа, который имеет многолетние традиции и высо­коклассных профессионалов. Нельзя не сказать об Алексан­дре Николаевиче Лаврухине, члене жюри, который много лет посвятил этому жанру, стал настоящим проповедником оркестрового направления в Рязанской области.
 
- Вы часто бываете в качест­ве члена жюри на различных всероссийских фестивалях и конкурсах и можете сказать, как наши оркестры выглядят по сравнению с коллектива­ми других регионов.
 
- Да, многие рязанские кол­лективы участвовали во всерос­сийских конкурсах, и не раз, и занимали там лауреатские места. Поэтому лучшие ваши оркестры вполне соответству­ют всероссийскому уровню, и их не стыдно показать на самой престижной сцене. У вас очень, повторюсь, приличный уровень.
 
- А какие позитивные или негативные моменты в ра­боте оркестров народных инструментов выявил фес­тиваль?
 
- Одно из самых главных требований к оркестровому исполнительству - умение играть в ансамбле. Если мы слышим шероховатость, если нет игры вместе по-настояще­му, то это, к сожалению, не оркестр. Вашими оркестрами в этом направлении проделана большая работа. Особенно ру­ководителями, которые сумели заставить оркестрантов слу­шаться дирижерского жеста, выполнять то, что требует от них дирижер. Как результат - даже инструменты стали звучать чище, качественнее, И не только потому, что инстру­менты стали лучше, а потому, что отношение к звуку стало другое, более серьезное.
 
Проблема в том, что наш жанр довольно статичный, малоинтересный, как говорят телевизионщики, в нем нет картинки. Как правило, мы сидим на сцене, где ничего не происходит, кроме звука, идущего в зал. Взять зрите­ля каким-то дополнительным движением, не говоря уже, действом, не получается. Поэтому оркестры привле­кают солистов, чтобы как-то украсить свое выступление. И здесь надо быть настоящим мастером, чтобы увлечь своей игрой публику, чтобы звук был ярким, сочным, эмоциональ­ным, контрастным. Он должен постоянно вызывать интерес. Иначе зритель просто уснет на концерте. Поэтому надо пользоваться динамикой, контрастностью звучания, и это должно быть «нарисова­но» на лицах исполнителей, сами оркестранты должны быть в процессе, им необ­ходимо показать публике, что им нравится то, что они исполняют. Тогда их энерге­тика передается в зал и все получают удовольствие от исполнительства.
 
А если мы видим «мертвые» лица музыкантов, это, соот­ветственно, «умерщвляет» публику, и она тихо засыпает. Здесь должно быть, в принци­пе, понимание «народниками» необходимости уходить от статичности, даже от излиш­ней скромности на сцене, а выплескивать свои эмоции, заряжать своей энергети­кой публику. К сожалению, на выступлениях некоторых рязанских коллективов мне было скучно.
 
И, конечно, необходимо об­ратить внимание на внешний вид, на костюмы. Костюм - одно из главных составля­ющих сцены. Он добавляет музыканту шарма и артис­тизма. А какое впечатление останется у зрителя от выступ­ления одного коллектива, где солист весь в черном был и почему-то в белых носках. Это сразу убило все эмоции от его весьма профессиональной игры. Так что на сцене не должно быть никаких шерохо­ватостей. Любая небрежность может оттолкнуть зрителя от нашего жанра. А ведь мы играем, в первую очередь, не для себя, а для публики. От нее мы, в свою очередь, заряжаемся положительной энергетикой, она дает нам импульс к творчеству.
 
Владлен ГОРДИЕНКО.
«Рязанский ведомости» 
№ 29, 17 февраля 2010 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области