Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Вся Россия в гости к нам

Не одно столетие насчитывает история народных промыслов и ремесел. На протяжении многих веков они являлись неотъемлемой частью обыденной жизни, обеспечивая предметами быта самые широкие слои населения. За последние 100 лет многим ремеслам пришлось пережить забвение. Но время показало, что сохранение неповторимого облика региона невозможно без хранителей уникальной истории и культуры рязанского края.

Динозавры среди машин

Мастер-кукольник из Скопина Марина Бондарева более 12 лет занимается поиском и сохранением народных традиций своего района. Созданный в феврале 2009 года этнический клуб «Скопинские паневницы», ядром которого являются работники культуры района, а постоянными участниками – старожилы сел и деревень, учащиеся школ, стал народным брендом ее малой родины. Ее творческая мастерская «Вещи прошлого тысячелетия» включает в себя коллекцию костюмов, кукол, полотенец.

Куклами Марина занимается уже 12-й год. Собранные экспонаты – это носители скопинских самобытных костюмов. Тканям, с которыми она работает, более ста лет. Материал спрашивает у друзей, у сельских старожилов, достает из старых сундуков своих родственников. Самую первую куклу мастерица сделала в сложный для нее жизненный период и до сих пор хранит ее как талисман. Базовая техника ее работы – скрутка с палочкой.

– Это как спираль жизни, модель ДНК, основа основ нашего существования, – поясняет Марина Бондарева. – Куклы, происходящие от древних идолов, прокладывают мостик между прошлым и будущим. Человек, который хоть однажды попробовал из ничего создать что-то объемное, почти одушевленное, иногда коварное, но при этом гармоничное, никогда не сможет остановиться.

Этнографические куклы затрагивают моральные и духовные сферы жизни. Ведь все, что надевалось на женщину, делалось девичьими руками, складывалось в сундук и входило в приданое. Это была одежда на все периоды жизни. Считалось, что невеста в юной паре обладает особой энергетикой, поэтому, делая одежду, она охраняла свой будущий род.

В селах еще остались такие бабушки, которые в детстве делали для себя подобных кукол и шили костюмы.

– Встретишь их на блошином рынке и «мучаешь» вопросами, пока не расскажут и не научат. А иногда дома сделают и приносят мне потом, – говорит Марина. – Там столько хитростей, вышивок, швов, палитр красок, украшений! Окунешься во все это и понимаешь, что «выйти сухим» уже не получится.

Мастерица проводит мастер-классы, тренинги для педагогов-прикладников в сельских школах и клубах. Но она не читает лекции. Марина показывает необычный кукольный театр. Куклы ведут диалог между собой, со зрителями, рассказывая при этом быличку, легенду, начитывают заговор, показывают, как раньше укладывали спать дитя, как вертятся пеленашки… Это колесо жизни, прокрученное перед детьми и взрослыми, завораживает.

Сейчас Марина Бондарева поставила себе задачу посложнее. В ее планах – на базе Скопинского краеведческого музея при поддержке отдела культуры создать музей базового народного костюма каждого населенного пункта Скопинского уезда.

– Мне хочется остановить время на какое-то мгновение. Успеть захватить то, что еще осталось у нас в реликтовых селах, и показать это людям. Ведь старинные костюмы наших предков – это как динозавры, летающие среди машин, – говорит мастерица. – Для создания музея нужно желание, немного места и немного денег. И тогда мы уж всю Россию в гости к нам позовем.

Ремесленные рекорды Рязани

– Наши предки оставили нам щедрое нематериальное культурное наследие, – отмечает директор Рязанского областного научно-методического центра народного творчества Елена Шаповская. – Растет популярность так называемых обрядовых групп, которые, в частности, воссоздают свадебные обряды, присущие той или иной местности. А свадебный обряд – это и прикладное, и устное народное, и песенное творчество, и кухня, и диалекты. Рязань – очень яркий, самобытный регион, достойный позиционирования на совершенно ином уровне. Одним из путей решения этой задачи является развитие народных промыслов и ремесел.

В уникальных произведениях народных ремесел проявляются красота и самобытность русского народного искусства Рязанской области. Практически во всех районах существуют местные программы, направленные на сохранение традиционной народной культуры, в том числе и промыслов.

Коллекция рисунков кружев (сколков) – 4204 штуки – известной сасовской кружевницы Аделаиды Ивановны Рожковой в этом году признана официальным рекордом России.

Сколок – это шаблон будущего кружева. Каждый из них имеет свой регистрационный номер. Это своего рода патент на изобретение, подтверждение авторских прав его создателя. Уникальность работы Аделаиды Рожковой состоит в том, что в год художники предприятий народных промыслов кружевоплетения делают около 12 рисунков кружев (сколков). Она же за тот же период успевает сделать их около 300. Новые идеи и образы, из которых впоследствии рождаются кружевные шедевры, художница черпает в окружающих ее обыденных вещах.

В Книгу рекордов России попала лишь некоторая часть сколков Аделаиды Ивановны. Большинство из них представлено в книгах кружевницы, которых у нее уже 18.

В Шацком районе люди с давних времен занимаются лозоплетением, лоскутным шитьем, кружевоплетением, плетением лаптей, валянием валенок, скорняжничеством... Но, пожалуй, самым распространенным видом народного про­мысла там остается вязание. Проезжая по федеральной дороге Москва–Челябинск через село Ямбирно, невозможно не заметить придорожный рынок, на котором торгуют вязаными шерстяными вещами. Любая коренная жительница может подробно рассказать о секретах этого древнего искусства с использованием ручной прялки и веретена.

Город Кадом знаменит уникальной вышивкой, история которой уходит в глубину веков. Согласно легенде, Петр I запретил покупать кружево за границей и повелел обучать искусству плетения венецианского кружева русских монахинь. По преданию, монахинь привезли в Кадом, где они научили местных рукодельниц создавать сказочные узоры. Девушки быстро освоили филигранную технику и стали делать чудное венецианское кружево. А вскоре на его основе создали уникальную игольчатую вышивку «вениз».

В старинном городе Михайлове издавна плетут единственное в России цветное кружево. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек (коклюшек) создают узоры, радующие глаз красочностью и богатством фактуры. Это кружево своеобразно тем, что в нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России, но есть неповторимое многоцветье красок.

Село Паники Сараевского района прославил его житель Алексей Васильевич Аганин, который уже много лет занимается плетением из лозы. Наука плетения корзин только на первый взгляд кажется простой, а между тем тонкостей в ней хватает. Но Алексей Васильевич наметанным взглядом каждый прутик, каждую лозинку в зарослях вычислит – годится она для дела или нет. Спрос на корзинки, сплетенные Алексеем Васильевичем, большой. Люди знают, что качество гарантировано.

Этой осенью в Рязани прошел первый проектно-аналитический семинар «Развитие ремесленно-сувенирной индустрии Рязанской области». Его главной задачей было определение приоритетных направлений развития традиционных для региона народных промыслов как неотъемлемой части туристической привлекательности региона.

– На общероссийском фоне Рязанская область выглядит достаточно благополучно. Нам удалось пронести сквозь нелегкие времена и сохранить уникальные промыслы и ремесла, – отметила председатель комитета по культуре и туризму Рязанской области Елена Царева. – Но в целом ситуация во всех регионах схожая: все народные промыслы, будь то палех, гжель, вологодское кружево или скопинская керамика, долгие годы находятся в состоянии выживания. Хочу отметить, что мы не потеряли связь ни с одним муниципальным образованием, в котором присутствуют народные промыслы, а в последние пять-семь лет наметилась тенденция появления интереса к ремеслу у молодежи. Это дает шанс на сохранение и продолжение прикладного творчества.

Елена Серебрякова

Газета «Рязанские ведомости»

26 ноября 2011 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области