Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

«За что ты со мною борешься?»

Национальная кинопремия «Золотой Орел» объявила лауреатов. Лучшей режиссерской работой признан «Левиафан» Андрея Звягинцева. Фильм еще не вышел в прокат, но уже породил бурные дискуссии и поляризовал общество. И это стало для режиссера неожиданностью. В августе, когда Звягинцев приезжал в Рязань на фестиваль «В сторону Тарковского», мы поинтересовались его мнением; одинаково ли воспримут фильм российские и западные зрители? Режиссер выразил надежду, что реакция будет отличаться не намного. Он также ответил на вопрос «РВ ТВ», чем, по его мнению, острая социальная драма отличается от чернухи. Фрагмент интервью можно посмотреть на сайте газеты «Рязанские ведомости» в рубрике «РВ ТВ».

Фильм в прокат выйдет с купюрами. Изъята ненормативная лексика. Я насчитал около 20 матерных слов и пришел к выводу, что они не делают фильм хуже, не перетягивают одеяло на себя. Не в мате дело. И не в водке, которая льется рекой в этом маленьком поселке Мурманской области на краю земли. Рискну предположить, что и коррупционная тема в картине не главная. Потому что этот сюжет универсален для любой страны. В поселке творится беззаконие, главный герой пытается найти правду. Мэр (он же одна из ипостасей мифического чудовища Левиафана) ломает героя «через коленку» и отправляет в тюрьму. Если бы фильм снимался в Голливуде, мы имели бы счастливый финал и трупы злодеев, лежащих у ног супермена, которому местный шериф объявляет благодарность. У нас герой раздавлен морально и физически. И, наверное, в этом даже больше жизненной правды, что прибавляет достоинств сценарию.

Вне зависимости от того, получит «Левиафан» «Оскара» или нет, событие уже состоялось. Оно не в наградах. В современной России за творцом оставили право на самостоятельность мысли и художественного высказывания. Он видит российскую реальность именно так, и в этом никто не может его упрекнуть. Картине не создают никаких препон ни в прокате, ни на фестивалях. «Левиафан» не разделил даже сотой доли участи фильмов того же Тарковского, хотя по сравнению с «Андреем Рублевым» это атомная бомба. Даже деятели православной церкви отнеслись к фильму более лояльно, чем некоторые представители общественности, поспешившие «заклеймить позором» и обвинить в подыгрывании недружественному нынче Западу. Фильм, показавший власть в мрачном свете, получает в нескольких номинациях престижную национальную кинопремию. Режиссеру сходят с рук даже откровения, описывающие механизмы управления: «У них на всех есть «Фаберже» (компромат – авт.). Легко управлять». Звягинцев отменил цензуру в себе самом, и оказалось, что за пределами собственной головы она нигде больше не встретилась на его пути. Не хочется думать, что «Золотой Орел» был тонкой игрой перед вручением «Оскара», призванной показать, что нам не надо указывать со стороны на проблемы, а свои достижения и недостатки мы знаем сами.

Нельзя не заметить в фильме один сквозной сюжет – современную интерпретацию библейской истории об Иове. «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». Автомеханик, которого играет Алексей Серебряков, тоже живет тихо-мирно и никаких пакостей другим не делает. И вот Бог отнимает у праведника Иова все, что тот имел, лишает его здоровья, уничижает. Друзья Иова, здоровые и сытые, пытаются доказать страдальцу, что Господь не может быть несправедливым, и нужно терпеть. Но не эти утешительные словеса нужны Иову. Он хочет спросить самого Бога: «За что?» «Объяви мне, за что ты со мною борешься?» Иов не согласен с Творцом, он считает, что пострадал незаслуженно, несправедливо. И за такое «богоборчество» Господь вдруг награждает Иова, дает ему больше, чем у него было, а друзей его наказывает.

Что хочет Господь от человека? Не постоянной ли беседы с ним, пусть и дерзкой, не столь почтительной, но честной, искренней. На самом деле Андрей Звягинцев снял фильм не про власть и государство. Он снял фильм о фарисействе. Том самом двуличии, двойных стандартах, которые, как ржа, подтачивают устои любого государства и которыми пронизаны любые вертикали. Нельзя измениться, не меняясь.

Что же касается автомеханика, то он просто спрашивает монаха мимоходом: «Ну че, где твой бог милосердный?». От фарисейства он устал настолько, что не собирается даже вступать в диалог.

Когда Бог покидает, это плохо. Но еще хуже, когда с ним никто не хочет говорить.

Фильм не только о власти, но и о вере. О правильном понимании смирения и протеста.

О заблуждениях, которые усыпили наш разум. О том, что истина не меняется, но каждый день она другая. Этот фильм полезен, и его нужно смотреть.

Дмитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

29 января 2015 г.

Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области