Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

О нас пишут

Звуки в красных тонах

В областном центре состоялся конкурс «Праздничная карусель» .
 
Более двадцати лет в нашем регионе проводится конкурс-фестиваль детских фольклорных коллективов. Он объединил тысячи талантливых детей со всех уголков области. Они изучают быт, обычаи, обряды, песенный, игровой фольклор, становятся носителями традиционной народной культуры родного края.
 
В этом году в фестивале участвовало 29 фольклорных коллективов. Жюри фестиваля оценивало песенное и танцевальное мастерство участников, костюмы, знания обрядов, соответствие номеров местным традициям. Наиболее полно соответствовал этим требованиям образцовый коллектив «Веретейка» Рязанского музыкального колледжа (руководитель Елена Ануркина). Он и был удостоен Гран-при фестиваля.
 
А завершил фестиваль мастер-класс председателя жюри, заслуженного деятеля искусств России, заведующей научным центром народной музыки имени Квитки Московской государственной консерватории имени Чайковского, председателя правления Российского фольклорного союза Натальи Гиляровой. По его окончании Наталья Николаевна ответила на наши вопросы:
 
Р.В. – Какие у вас впечатления от конкурса?
 
Н.Г. – Впечатления очень хорошие. Особенно от городских коллективов, которые идут в ногу со временем, с современными тенденциями воспроизведения аутентичного фольклора на сцене. Это тем более приятно, что рязанское звукоизвлечение само по себе трудная категория, но у многих коллективов был хороший, по-настоящему рязанский звук. Отмечу также очень хорошие костюмы, даже у коллективов из села. Приятно, что сделаны они были с опорой на аутентику и очень красивые.
 
И хотя городские коллективы выступили удачнее, чем сельские, которым, возможно, не все удается, но у них есть внутренние резервы. На мастер-классе я подсказала, куда им обратиться, что поискать в Интернете, что-то найти свое, что-то послушать у других. Для таких коллективов, как рязанские, я всегда рада предоставить свои фонды, свои материалы, потому что вижу, как они с ними работают.
 
Р.В. – А какой рязанский коллектив вы бы отметили особо?
 
Н.Г. – Мне очень понравилась младшая группа ансамбля «Веретейка». У них идеально была выстроена программа: замечательно пели, хорошо двигались. Понравился ансамбль из Кадома «Рябинушка», хотя у них есть своя проблема – они все-таки поют не совсем по-кадомски. Я имею в виду кадомские песни в кадомской фактуре. У них звучание сейчас несколько академизировано. Пока коллектив находится в процессе нахождения аутентичного звука. Но то, что они используют свой местный материал, это уже хорошо. Я приветствую коллективы, в которых за основу берется аутентичное исполнение.
 
Р.В. – Ваши теплые слова тем более приятны, что вы давно занимаетесь рязанским фольклором. Ваша дипломная работа была посвящена песенному фольклору Рязанщины.
 
Н.Г. – Да, это был 72-й год.
 
Р.В. – А в чем особенность рязанского пения?
 
Н.Г. – Вы знаете, есть несколько особенностей, и они скорее житейские, чем научные. Во-первых, как была Рязань сама по себе, по истории так получалось, так и в пении это отразилось. Возьмем, например, секиринское пение – у них каждый голос сам по себе, но они всегда собираются в унисон, причем в очень хороший. И вот это разнообразие подголосков, их наслоение, созвучие и создают уникальный рязанский звук.
 
Во-вторых, в рязанских костюмах преобладает красный цвет. И это не просто так. Он гармонирует с довольно-таки резким звуком, потому что ваш звук очень редко бывает мягким. Это открытая подача звука, причем на довольно-таки низком звучании – ваша отличительная черта. В отличие от юга, где тоже поют низко, но там звук полный и круглый, и особенно от севера, где поют тонкими голосами, оно все в голову идет. У вас же поют открыто, на груди и резко. Вот такие особенности рязанского звука.
 
Р.В. – В Московской консерватории вы ведете курс, посвященный проблемам современной фольклористики. В чем, на ваш взгляд, заключается актуальность этой проблематики?
 
Н.Г. – Современная фольклористика как наука стала формироваться с 20-х годов прошлого века. Особо бурно она стала развиваться в послевоенный период. Хотя, конечно, очень многое советская фольклористика почерпнула из идей XIX века. Кстати, сейчас мы получили возможность многие из этих идей «раскрутить», потому что имеем на руках необходимый материал, а тогда были только предположения. К тому же появились новые компьютерные технологии, которые позволяют нам обмениваться материалами, и, таким образом, поле современной фольклористики очень расширилось – многое стало доступно.
 
Р.В. – Сейчас во всем мире наблюдается всплеск интереса к этнике. А как у нас, в России, с этим обстоит дело?
 
Н.Г. – А в России будем ждать, что последует за словами нашего Президента, который наконец-то обратил внимание на русский фольклор, причем прилюдно, по телевидению. Это произошло совсем недавно, два месяца тому назад. И Российский фольклорный союз тут же откликнулся на это открытым письмом, которое «повесили» в блог Дмитрия Анатольевича. Тут же позвонили из администрации Президента, сразу заинтересовался канал «Культура». Так что посмотрим, к чему все это приведет. Пока что я вижу движение снизу – оно очень сильное.
 
Р.В. – Если мы заговорили о движении снизу и сверху, то как вы относитесь к письму деятелей культуры, требующих вывести из управления Министерства образования и науки художественные вузы?
 
Н.Г. – Я была проректором, поэтому прекрасно знаю, что такое Министерство образования, вернее, что такое двойное подчинение. Если бы нас просто подчинили Минобразу, это был бы кошмар, потому что, к сожалению, проблемы творческих вузов это министерство просто не решает. Там совершенно другие критерии. А если полностью перейти в подчинение Министерства культуры, то там необходимо создавать определенные образовательные структуры с довольно жесткими рамками. Но нам бы жилось, безусловно, легче.
 
Р.В. – Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы привить любовь к национальному наследию у молодого поколения?
 
Н.Г. – В этом направлении работа ведется. Но некоторые ведут ее от чистого сердца, а некоторые – по обязанности. Самое главное, чтобы не только в Рязани и районных центрах, но и в селах были достаточно образованные в этом плане люди. Мне кажется, что рязанский потенциал – очень хороший. Конкурс «Праздничная карусель» – подтверждение тому. У вас есть много талантливых педагогов, которые прекрасно занимаются с детьми.
Хочу заметить, что надо уделять внимание не только сцене, но и несценической работе, чтобы детям хотелось справить те же колядки в домашней обстановке, на улице. Тогда народная культура придет в наш быт. И это наша главная задача.
 
Владлен Гордиенко
Газета «Рязанские ведомости»
1 апреля 2011 г.
Другие публикации о Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области