Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Год кино 2016ЕЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ УСТАЛИТАК БЫЛО 2016 год объявлен в нашей стране Годом кино. В прошлом столетии осталось то время, когда телевизор был роскошью в домах деревенских жителей. И знойными летними вечерами, когда на деревенских улицах уляжется пыль от пришедшего с пастбищ стада коров, когда тугие струйки молока отзвенят о подойники домохозяек, киноустановки сельских клубов созывали всех жителей села - от мала до велика - на просмотр нового кинофильма. Начало киносеансов учитывало и летнее страдное время, и зимнее, когда домашняя и совхозная живность стояла во дворах, требовала кормления, ухода. Сельские клубы были заполнены зрителями полностью. Малышня вежливо уступала места родителям, старшим односельчанам и часто располагалась прямо на полу, перед сценой; молодежь, особенно парни, при нехватке мест, могли смотреть фильм стоя возле стенки. Только бы смотреть... Такой популярностью пользовалось кино, престижной была и профессия киномеханика. В Дарьине более 10 лет в клубе Котелинского спиртзавода и несколько лет в совхозном клубе работала киномехаником Анастасия Федоровна Меркушова. После знакомства с ней захотелось рассказать не только об этом моменте ее жизни. Она из тех людей, чья память полна воспоминаниями о жизни своей семьи в прошлом веке, помнит рассказы бабушки о старине более глубокой. ЗАГЛЯДЫВАЯ В ПРОШЛЫЙ ВЕК ...Семья родителей Анастасии Федоровны - Мирсковых Веры Александровны и Федора Васильевича - жила в Петро- слободке. Отец работал председателем сельского Совета в Вознесеновке. В годы Великой Отечественной войны его призвали на фронт. Остался жив благодаря тому, что в боях участвовать не пришлось - он, будучи танкистом, обучал новобранцев мастерству управления танком, ведению боевых действий. После войны, в 1949 году, в семье Мирсковых родились близнецы-девочки, похожие как две капли воды. Их назвали Татьяной и Анастасией. Всего же у Мирсковых было четверо детей. Когда в Дарьине был организован совхоз, семья переехала жить туда. Работы хватало всем: отец трудился бригадиром скотного двора, мама - в полеводстве. Работали от темна до темна в совхозе, начали строить свой дом. Родители делали все, чтобы их дети не знали нужды, чтобы в доме всегда было что им поесть и во что их одеть. Но и дети не росли белоручками. Пололи совхозные огороды, помогали по хозяйству. - До сих пор у нас в застрехе лежит станок для изготовления щепы для кровли домов, - рассказывает Анастасия Федоровна. - Мы с братом и сестрами ее сами щепали из осины, складывали, сами и весь дом покрыли. Конек только родители сделали... А потом Анастасия вместе с сельскими девчонками-подружками попыталась оторваться от сельской жизни, от земли. Вместе с сестрой уехали работать на прядильную фабрику в Орехово-Зуево. Работа селянкам нравилась. Зарабатывали отгулы на производстве и часто приезжали домой - родителям помогать. В городе встретила Анастасия Федоровна и свою любовь. Поженились. Родился первенец. И все бы хорошо - родители мужа в ней и внуке души не чаяли. Но счастье семейное двоими строится - не сложилась жизнь в молодой семье. Анастасия с сыном приехала в родительский дом, где ей всегда были рады. Устроилась работать в строительную бригаду. Заработки были хорошие. По пять рублей начисляли за выполненную норму - за смену нужно было выкопать две ямки под фундаментные столбы. А тут на спирт- заводе подыскивали среди молодежи кандидатуру для учебы на киномеханика - остановились на Анастасии Федоровне. КИНОМЕХАНИК Согласилась. На курсах киномехаников, которые проводились в Кадоме, она была единственной женщиной. После сдачи экзамена Анастасия Федоровна пришла работать в заводской клуб. Помнит, как ездила в Сасово за своим первым фильмом - премьера получилась громкой. Молодому киномеханику всего на один день в кино- прокате дали ленту "А зори здесь тихие", которая еще не демонстрировалась ни в Кадоме, ни в Сасове. Народ шел и шел на киносеанс. В помещении не было свободных мест. Впечатлений у односельчан фильм вызвал много... Далее потекли рабочие будни: надо было написать и развесить афиши, привезти фильмы из Сасова. Бывало, ящики с фильмами отсылались с машинами, которые сдавали зерно на хлебоприемный пункт. С ними же присылались новые. А потом выделили Анастасии Федоровне лошадку, на которой она сама ездила то в Котелино, то в Нижне-Никольск - так обменивались фильмами. Мало доставить их до клуба, нужно еще приготовить к просмотру, то есть перемотать пленку с конца на начало. Часто из кинопроката присылали журналы, которые демонстрировались перед фильмом. Их не особо любили сельские зрители, молодежь. Но однажды прислали киножурнал "На лесной тропе". Он рассказывал о дружбе в дикой природе волка и лисы. Настолько он понравился деревенской молодежи, что юноши и девушки готовы были смотреть его каждый день. - Тетя Настя, ты нам фильм не показывай, а покажи журнал, - просили парни. И она показывала им его снова и снова. Кино- журнал "На лесной тропе" "жил" в сельском клубе целый месяц. Любила Анастасия Федоровна свою работу. Да и как не любить, если во многом работа определила ее судьбу. ЕЕ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ Молодежи в годы ее молодости в селе много было. Вечером, после просмотра фильмов, все оставались в клубе - играли в шашки, шахматы. Здесь и завязалась ее дружба с сельским механизатором Николаем Назаровичем Меркушовым. Дружба переросла в любовь. А осенью, в октябре, в пору сельских смотрин и свадеб, в дом родителей Анастасии Федоровны пришли шесть человек сватов, во главе с родителями Николая Назаровича. Сосватали. Женское счастье не обошло Анастасию Федоровну. Более четырех десятков лет прожили они с мужем. - И в молодые годы, и сейчас живем мы неплохо, - говорит она. - Родителей почитали. Мы им помогали, они - нам. Детей наших, а их у нас трое - сын и две дочки - любили. И я из тех женщин, которая все ночи проспала на своей кровати, по чужим домам не бегала, в чужих углах не пряталась от мужниного гнева. Этого не было в нашей семье, и муж меня ни разу не обидел. За этими словами собеседницы -умение их с мужем строить семейную жизнь на взаимоуважении и любви. Об этом мечтает каждая женщина. Обводя рукой уютную комнату, продолжала: - За богатством мы не гнались, сама видишь. Главным для нас было, чтобы дети не знали голода, чтобы обуть-одеть их было во что да в школу проводить. Теперь все они живут своими семьями. Вроде все нормально у них - и нам хорошо. ЗНАЧИТ, ТАК ТОМУ И БЫТЬ Трудолюбие и сноровку в любом деле Анастасия Федоровна впитала с молоком матери. И случай из жизни своей семьи очень интересный рассказала: - По материнской линии я из рода Листратовых. Знатным и известным в районе род был. Мой дед Александр кузнецом был в Петрослободке. Зажиточно жили, в Бога верили. Всегда кусок хлеба был, чтобы нищим подать. Поэтому страждущие их дом не обходили - знали, что обязательно подадут. И вот однажды в зимнее студеное время в их дом постучалась женщина-нищенка. Бабушка подала ей что-то из съестного. И пожалела горемычную - уж больно плоха была у нее одежонка. Достала с печи старую овчинную шубу, одела на плечи женщине - все не так страшен будет мороз в дальней дороге. И год, и два проходит - не видно среди нищих той женщины. А еще через несколько лет она сама пришла в дом Листратовых. Пришла не то чтобы поблагодарить, больше, наверно, покаяться хотела. Словом, шуба старая не только ее от мороза спасла, она всю семью из нужды вывела. Оказывается, под оторочкой, на подоле шубы, были зашиты золотые монеты. Случайно задев ее и надорвав, обнаружили золотые монеты новые хозяева той шубейки. Бабушка среагировала на раскаяние женщины так, как подобает верующему человеку: - Значит, так было Богу угодно. Мы беднее не стали, а голодающих от верной смерти спасли. БОГАТСТВО ЕЕ ДУШИ Беседу мы вели в передней комнате дома. Его богатство - все на виду. Все стены, каждый уголок комнаты украшают картины и иконы, вышитые руками Анастасии Федоровны. Среди них и незамысловатые, которые она вышивала вместе с сестрами еще в детстве, и современные. На них природа, животные, цветы... На полу - коврики из кусочков разноцветной ткани. Сделаны добротно и красиво. У нее под рукой - спицы с начатой работой. Она вяжет. И не только носки да варежки, но и кружево. Из сеней принесла и разложила на кровати настоящий старинный костюм: понева, рубаха к ней, передник, пояс... К костюму украшения, сделанные, сплетенные ее руками из бисера, кружев. Такие уборы сельские девушки и женщины одевали в праздник. Русский костюм Анастасия Федоровна восстановила сама. Зачем? Чтобы сохранить старину, традиции. Чтобы внукам было что показать. Их моя собеседница перечисляла не без гордости, с улыбкой: - У нас две внучки и четыре внука. И правнук в нашей семье появился - Илюша. Вон с фотокарточки кулачок нам показывает. Фотографии внуков и детей на стенах - тоже в числе бесценных реликвий у Меркушовых. И для внуков она готовит необычные подарки: свадебные вышитые рушники из настоящего домотканого холста. В каждом - ее любовь и теплота, ее молитва к Богу, чтобы детей и внуков обошли стороною всякие житейские невзгоды. В этом доме каждый уголок и каждый метр ухожен заботливыми руками хозяйки. Невольно удивляешься тому, как она столько успела сделать, как на все хватало и хватает сил и времени? Двор у Меркушовых всегда был полон живности. С Николаем Назаровичем они держали по три коровы, по три свиноматки, птицу, кроликов. На усадьбе - картошка, в огороде - всякий овощ. Работая киномехаником, три года по совместительству трудилась в участковой больнице санитаркой. Санитаркой она проработала в общей сложности около 15 лет. Жизнь научила ее и печки класть: - Бывало, с дядей Пашей Горбуновым кладем печку. Я - рядом с ним. Он мне скажет: "Смотри, Настюх, учись! Дымоход кладу...” Научилась. Печки в доме ее руками сложены были. Природный газ пришел в дом - сломали, но одна из печей до сих пор сохранена на кухне - на всякий случай. МЕРКУШОВЫМ КРИЗИС НЕСТРАШЕН - Нет, не страшен, - говорит Анастасия Федоровна. - Сахарный песок мы привыкли мешком покупать. Вон стоит, припасен к лету. Муку, крупы тоже в состоянии купить... Хотя оба - и Николай Назарович, который всю жизнь работал на тракторе, и Анастасия Федоровна больших пенсий не заработали. Не бедствовать (не выживать, а жить) им помогает все то же трудолюбие. И сейчас у них в доме достаток. Водят коз. Одна не окотилась, пришлось резать на мясо. Две другие принесли козлят. Куры свои. И летний день, как говорится, год кормит. В огороде выращиваются и ягоды, и овощи. Все идет на зимние заготовки. Круглый год витамины свои и в замороженном, и в сушеном виде. Засушивает Анастасия Федоровна и чернослив, и вишню, и яблоки, и грибы. Собирает и травы для чая. Трудами и заботами наполнен каждый их день. ...В этот дом спешат дети, здесь рады приехавшим на лето или просто забежавшим на минутку внукам. Житейской мудрости мамы и бабушки, хозяйской заботы отца и деда здесь хватит на всех. Тамара ПУДОВКИНА Газета "Родные истоки" 26 февраля 2016 г. Другие материалы
|
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятияРязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |