Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Год кино 2016

ЕЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ УСТАЛИ

ТАК БЫЛО

2016 год объявлен в нашей стране Годом кино. В прошлом столетии оста­лось то время, когда телевизор был роскошью в домах деревенских жителей. И знойными летними вечерами, когда на деревенских улицах уляжется пыль от пришедшего с пастбищ стада коров, когда тугие струйки молока отзвенят о подойники домохозяек, киноустановки сельских клубов созывали всех жителей села - от мала до велика - на просмотр нового кинофильма. Начало киносеансов учитывало и летнее страдное время, и зимнее, когда домашняя и совхозная жив­ность стояла во дворах, требовала кормления, ухода. Сельские клубы были за­полнены зрителями полностью. Малышня вежливо уступала места родителям, старшим односельчанам и часто располагалась прямо на полу, перед сценой; молодежь, особенно парни, при нехватке мест, могли смотреть фильм стоя возле стенки. Только бы смотреть... Такой популярностью пользовалось кино, престиж­ной была и профессия киномеханика.

В Дарьине более 10 лет в клубе Котелинского спиртзавода и несколько лет в совхозном клубе работала киномехаником Анастасия Федоровна Меркушова. После знакомства с ней захотелось рассказать не только об этом моменте ее жизни. Она из тех людей, чья память полна воспоминаниями о жизни своей семьи в прошлом веке, помнит рассказы бабушки о старине более глубокой.

ЗАГЛЯДЫВАЯ В ПРОШЛЫЙ ВЕК

...Семья родителей Анаста­сии Федоровны - Мирсковых Веры Александровны и Федора Васильевича - жила в Петро- слободке. Отец работал пред­седателем сельского Совета в Вознесеновке. В годы Великой Отечественной войны его при­звали на фронт. Остался жив благодаря тому, что в боях уча­ствовать не пришлось - он, бу­дучи танкистом, обучал ново­бранцев мастерству управления танком, ведению боевых действий. После войны, в 1949 году, в семье Мирсковых родились близнецы-девочки, похожие как две капли воды. Их назвали Тать­яной и Анастасией. Всего же у Мирсковых было четверо детей. Когда в Дарьине был организо­ван совхоз, семья переехала жить туда. Работы хватало всем: отец трудился бригадиром скотного двора, мама - в полеводстве. Ра­ботали от темна до темна в со­вхозе, начали строить свой дом.

Родители делали все, что­бы их дети не знали нужды, что­бы в доме всегда было что им поесть и во что их одеть. Но и дети не росли белоручками. Пололи совхозные огороды, помогали по хозяйству.

- До сих пор у нас в застре­хе лежит станок для изготовле­ния щепы для кровли домов, - рассказывает Анастасия Федо­ровна. - Мы с братом и сестра­ми ее сами щепали из осины, складывали, сами и весь дом по­крыли. Конек только родители сделали...

А потом Анастасия вместе с сельскими девчонками-подружками попыталась оторваться от сельской жизни, от земли. Вме­сте с сестрой уехали работать на прядильную фабрику в Орехово-Зуево. Работа селянкам нравилась. Зарабатывали отгу­лы на производстве и часто при­езжали домой - родителям по­могать. В городе встретила Ана­стасия Федоровна и свою лю­бовь. Поженились. Родился пер­венец. И все бы хорошо - роди­тели мужа в ней и внуке души не чаяли. Но счастье семейное дво­ими строится - не сложилась жизнь в молодой семье. Анаста­сия с сыном приехала в родительский дом, где ей всегда были рады. Устроилась работать в строительную бригаду. Заработ­ки были хорошие. По пять руб­лей начисляли за выполненную норму - за смену нужно было выкопать две ямки под фунда­ментные столбы. А тут на спирт- заводе подыскивали среди мо­лодежи кандидатуру для учебы на киномеханика - остановились на Анастасии Федоровне.

КИНОМЕХАНИК

Согласилась. На курсах ки­номехаников, которые проводи­лись в Кадоме, она была един­ственной женщиной. После сда­чи экзамена Анастасия Федоров­на пришла работать в завод­ской клуб. Помнит, как ездила в Сасово за своим первым филь­мом - премьера получилась громкой. Молодому киномеха­нику всего на один день в кино- прокате дали ленту "А зори здесь тихие", которая еще не демонстрировалась ни в Кадо­ме, ни в Сасове. Народ шел и шел на киносеанс. В помещении не было свободных мест. Впе­чатлений у односельчан фильм вызвал много...

Далее потекли рабочие буд­ни: надо было написать и раз­весить афиши, привезти филь­мы из Сасова. Бывало, ящики с фильмами отсылались с маши­нами, которые сдавали зерно на хлебоприемный пункт. С ними же присылались новые. А потом выделили Анастасии Федоровне лошадку, на которой она сама ездила то в Котелино, то в Нижне-Никольск - так обменивались фильмами. Мало доставить их до клуба, нужно еще приготовить к просмотру, то есть перемотать пленку с конца на начало.

Часто из кинопроката при­сылали журналы, которые де­монстрировались перед филь­мом. Их не особо любили сель­ские зрители, молодежь. Но од­нажды прислали киножурнал "На лесной тропе". Он рассказывал о дружбе в дикой природе волка и лисы. Настолько он понравился деревенской молодежи, что юно­ши и девушки готовы были смот­реть его каждый день.

- Тетя Настя, ты нам фильм не показывай, а покажи журнал, - просили парни. И она показыва­ла им его снова и снова. Кино- журнал "На лесной тропе" "жил" в сельском клубе целый месяц.

Любила Анастасия Федо­ровна свою работу. Да и как не любить, если во многом работа определила ее судьбу.

ЕЕ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

Молодежи в годы ее моло­дости в селе много было. Вече­ром, после просмотра фильмов, все оставались в клубе - играли в шашки, шахматы. Здесь и за­вязалась ее дружба с сельским механизатором Николаем Наза­ровичем Меркушовым. Дружба переросла в любовь. А осенью, в октябре, в пору сельских смот­рин и свадеб, в дом родителей Анастасии Федоровны пришли шесть человек сватов, во главе с родителями Николая Назарови­ча. Сосватали. Женское счастье не обошло Анастасию Федоров­ну. Более четырех десятков лет прожили они с мужем.

- И в молодые годы, и сей­час живем мы неплохо, - гово­рит она. - Родителей почита­ли. Мы им помогали, они - нам. Детей наших, а их у нас трое - сын и две дочки - любили. И я из тех женщин, которая все ночи проспала на своей кровати, по чужим домам не бегала, в чужих углах не пряталась от мужнино­го гнева. Этого не было в нашей семье, и муж меня ни разу не обидел.

За этими словами собесед­ницы -умение их с мужем стро­ить семейную жизнь на взаимо­уважении и любви. Об этом меч­тает каждая женщина.

Обводя рукой уютную ком­нату, продолжала:

- За богатством мы не гна­лись, сама видишь. Главным для нас было, чтобы дети не знали голода, чтобы обуть-одеть их было во что да в школу прово­дить. Теперь все они живут сво­ими семьями. Вроде все нор­мально у них - и нам хорошо.

ЗНАЧИТ, ТАК ТОМУ И БЫТЬ

Трудолюбие и сноровку в любом деле Анастасия Федоровна впитала с молоком матери. И случай из жизни своей семьи очень интересный рассказала:

- По материнской линии я из рода Листратовых. Знатным и известным в районе род был. Мой дед Александр кузнецом был в Петрослободке. Зажиточно жили, в Бога верили. Всегда кусок хлеба был, чтобы нищим подать. Поэтому страждущие их дом не обходили - знали, что обязательно подадут. И вот однажды в зимнее студеное время в их дом постучалась женщина-нищенка. Бабушка подала ей что-то из съестного. И пожалела горемычную - уж больно плоха была у нее одежонка. Достала с печи старую овчинную шубу, одела на плечи женщине - все не так страшен будет мороз в дальней дороге. И год, и два проходит - не видно среди нищих той женщины. А еще через несколько лет она сама пришла в дом Листратовых. Пришла не то чтобы поблагодарить, больше, наверно, покаяться хотела. Словом, шуба старая не только ее от мороза спасла, она всю семью из нужды вывела. Оказывается, под оторочкой, на подоле шубы, были зашиты золотые моне­ты. Случайно задев ее и надорвав, обнаружили золотые монеты новые хозяева той шубейки. Бабушка среаги­ровала на раскаяние женщины так, как подобает верующему человеку:

- Значит, так было Богу угодно. Мы беднее не стали, а голодающих от верной смерти спасли.

БОГАТСТВО ЕЕ ДУШИ

Беседу мы вели в передней комнате дома. Его богатство - все на виду. Все стены, каждый уголок комнаты украшают кар­тины и иконы, вышитые руками Анастасии Федоровны. Среди них и незамысловатые, которые она вышивала вместе с сестрами еще в детстве, и современные. На них природа, животные, цветы...

На полу - коврики из ку­сочков разноцветной ткани. Сделаны добротно и красиво. У нее под рукой - спицы с на­чатой работой. Она вяжет. И не только носки да варежки, но и кружево. Из сеней принесла и разложила на кровати настоящий старинный костюм: поне­ва, рубаха к ней, передник, пояс... К костюму украшения, сделанные, сплетенные ее ру­ками из бисера, кружев. Такие уборы сельские девушки и жен­щины одевали в праздник. Рус­ский костюм Анастасия Федо­ровна восстановила сама. За­чем? Чтобы сохранить старину, традиции. Чтобы внукам было что показать. Их моя собесед­ница перечисляла не без гор­дости, с улыбкой:

- У нас две внучки и четыре внука. И правнук в нашей семье появился - Илюша. Вон с фото­карточки кулачок нам показыва­ет. Фотографии внуков и детей на стенах - тоже в числе бесцен­ных реликвий у Меркушовых.

И для внуков она готовит необычные подарки: свадебные вышитые рушники из настояще­го домотканого холста. В каж­дом - ее любовь и теплота, ее молитва к Богу, чтобы детей и внуков обошли стороною вся­кие житейские невзгоды.

В этом доме каждый уголок и каждый метр ухожен заботливы­ми руками хозяйки. Невольно удивляешься тому, как она столько успела сделать, как на все хватало и хватает сил и времени?

Двор у Меркушовых всегда был полон живности. С Нико­лаем Назаровичем они держали по три коровы, по три свино­матки, птицу, кроликов. На усадьбе - картошка, в огоро­де - всякий овощ. Работая ки­номехаником, три года по со­вместительству трудилась в уча­стковой больнице санитаркой. Санитаркой она проработала в общей сложности около 15 лет. Жизнь научила ее и печки класть: - Бывало, с дядей Пашей Горбуновым кладем печку. Я - рядом с ним. Он мне скажет: "Смотри, Настюх, учись! Дымо­ход кладу...”

Научилась. Печки в доме ее руками сложены были. Природ­ный газ пришел в дом - слома­ли, но одна из печей до сих пор сохранена на кухне - на всякий случай.

МЕРКУШОВЫМ КРИЗИС НЕСТРАШЕН

- Нет, не страшен, - гово­рит Анастасия Федоровна. - Са­харный песок мы привыкли меш­ком покупать. Вон стоит, при­пасен к лету. Муку, крупы тоже в состоянии купить...

Хотя оба - и Николай Наза­рович, который всю жизнь рабо­тал на тракторе, и Анастасия Федоровна больших пенсий не заработали. Не бедствовать (не выживать, а жить) им помогает все то же трудолюбие. И сейчас у них в доме достаток. Водят коз. Одна не окотилась, пришлось ре­зать на мясо. Две другие принес­ли козлят. Куры свои. И летний день, как говорится, год кормит. В огороде выращиваются и яго­ды, и овощи. Все идет на зимние заготовки. Круглый год витами­ны свои и в замороженном, и в сушеном виде. Засушивает Анас­тасия Федоровна и чернослив, и вишню, и яблоки, и грибы. Со­бирает и травы для чая.

Трудами и заботами напол­нен каждый их день.

...В этот дом спешат дети, здесь рады приехавшим на лето или просто забежавшим на ми­нутку внукам. Житейской мудро­сти мамы и бабушки, хозяйской заботы отца и деда здесь хватит на всех.

Тамара ПУДОВКИНА

Газета "Родные истоки"

26 февраля 2016 г.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области