Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Год кино 2016

Физики - лирики

С виду это обычное студенческое общежитие: серая пятиэтажка в Городской Роще. Напротив парадного входа, который и ведёт в общежитие, расположен другой, менее заметный с улицы. Казалось бы, куда может вести неприметная железная дверь – в подсобные помещения? На самом деле, это путь к творческому «сердцу» Рязанского Государственного Радиотехнического Университета. Табличка на двери сообщает: «Творческий центр РГРТУ».

Табличка права, но скромничает: под этим лаконичным названием скрывается целый мир, в котором возможности человека почти безграничны. Здесь можно провести вечер с друзьями, попить чаю, поиграть в интеллектуальные игры, заняться реализацией собственного творческого проекта и даже… получить вторую профессию, столь же интересную и почтенную, как радиоинженер. Речь о Народной киностудии РГРТУ.

Изустные предания

Киностудия Радиотехнического института с первых дней существования была овеяна легендами и преданиями, словно какой-нибудь замок с привидениями. Только эти легенды более материалистические и оптимистичные. Самая ранняя, по логике вещей, относится к возникновению киностудии. Её мне поведал нынешний руководитель киностудии, занимающий эту должность (к слову, выборную, крайне демократичную) с осени 2015 года, Владимир Иванов.

– В 50-е годы один студент пришёл в профком института и сказал, что хочет снимать кинохронику институтской жизни. Профком согласился, что идея хорошая, купил студенту кинокамеру и плёнку. Тот что-то поснимал, и через несколько месяцев его отчислили за неуспеваемость. Полгода спустя профком решил, чтобы не пропадала камера и плёнка, устроить кинокружок в институте. Вот так и возникла наша киностудия.

В правдивости этого предания никто из студийцев не сомневается, как в правдивости «Повести временных лет» (на взгляд молодых людей, что докиевская Русь, что «великое десятилетие» Хрущёва – одинаковая седая древность). Датировку инициативы студента, имени которого история не сохранила, как и имён многих летописцев, высчитывают так же занимательно, как дату написания первой «Повести временных лет»: в 1958 году в газете РРТИ «Радист» вышла заметка о том, что киностудия продолжает свою работу, отнимаем год на нормальную деятельность да полгода на все эти перипетии, получаем 1956-1957 год.

В официальной информации на сайте университета история создания киностудии «РРТИ - ФИЛЬМ» изложена без этих интригующих деталей и загадок. Сказано просто, что киностудия начала свою работу в 1956 году по инициативе активных студентов. Стало быть, весь текущий год для неё юбилейный.

Интересно, что «дебютные» творческие шаги киностудийцев вызвали интерес не только у рязанцев: участие в создании Всероссийского межвузовского киножурнала "Политехник" дало возможность рассказать о жизни Рязанского Радиотехнического Института всей студенческой аудитории СССР. Журнал выходил в профессиональном формате 35 мм и демонстрировался на широкую зрительскую аудиторию.

«Отцом-основателем» киностудии считается Геннадий Васильевич Рязанцев (см. фото), чьё имя сегодня носит киностудия. Он  руководил  киностудией в 1958-1976 г.г. К нему сегодняшние студийцы, а это уже, наверное, десятое поколение (руководителей сменилось двенадцать), относятся с тем же почтением, что и непосредственные ученики Геннадия Васильевича. Он был сотрудником отдела технических средств обучения института, и киностудия отчасти создавалась в рамках деятельности этого отдела – для производства учебных видеоматериалов. Однако её цели и задачи тут же оказались гораздо шире. Киноархив киностудии содержит десятки часов уникальной кинохроники, запечатлевшей историю не только университета (хотя и торжественные линейки, и СТЭМы – представления студенческого театра миниатюр, и занятия, и выезды в колхоз, и Звёздные походы сохранены для потомков), но и города.

Ещё одна легенда киностудии – создание фильма, посвящённого визиту Юрия Гагарина в Рязань в середине 60-х годов. Первый космонавт мира приехал в наш город в частном порядке, навестить брата Валентина, жившего тогда в посёлке Шлаковый, однако весть о его прибытии распространилась моментально, и приветствовать мировую знаменитость собрались не только официальные лица, но и рядовые горожане, спешащие засвидетельствовать Юрию Алексеевичу свою любовь и уважение. Рукопожатия с Гагариным, букеты цветов, осыпающие его, народное ликование и «фирменная» гагаринская улыбка сохранились на плёнке старого фильма. Кстати, у самой плёнки судьба сложилась непросто – она была под угрозой исчезновения после смерти автора фильма, помощника Геннадия Рязанцева, а также руководителя областного клуба кинолюбителей в 80-е годы Николая Андреевича Устюжанина. Её чудом нашли и спасли. Областная газета «Рязанские ведомости» посвятила кинематографической реликвии статью Дмитрия Соколова «История одного фильма» .

К слову, в 1979 году «РРТИ – ФИЛЬМ» за высокий профессиональный уровень и творческие достижения было присвоено звание Народной киностудии. Теперь это звание красуется на знамени киностудии, точно горделивый девиз. Эмблема народной киностудии «открывает» сайт , который она ведёт как всякое уважающее себя художественное объединение, идущее в ногу с веком. Кроме того, у них есть и группа «В Контакте» 

В 1980 году на Всесоюзном фестивале в Новосибирске программа фильмов киностудии завоевала серебряную награду фестиваля.

Третью легенду о киностудии слышала я сама и не раз. Предшествующее моему поколение рязанских деятелей искусств (литераторов, музыкантов, артистов, режиссёров, которых до революции называли бы богемой) рассказывали о киностудии РРТИ как о своеобразной Мекке творческих людей, не обязательно учащихся либо учившихся или работавших в вузе. Говорят, все 80-е годы, когда молодым талантам в Рязани решительно негде было собираться, в особенности неофициально, только киностудия всегда раскрывала двери для «посиделок» со стихами, песнями, жаркими эстетическими спорами. Этот закон неукоснительно соблюдался, несмотря на то, что киностудия порой меняла места дислокации: то она располагалась в самом первом корпусе РРТИ, на улице Циолковского, у которого прозвище «Пентагон», то в стенах главного институтского корпуса. На сегодня вот уже три года киностудия действует в общежитии на улице Полетаева. Но тех, кто составлял костяк её завсегдатаев, там уже не встретишь – подросли, наверное. Однако на творческих буднях киностудии смена поколений не сказалась. Даже наоборот: киностудия обрела размах, какой раньше ей не снился, и уже пора, пожалуй, называть её не «творческим центром», а школой профессионального мастерства.

Из Народной киностудии – на телеэкран

Выпускник РРТИ 1982 года Владимир Денисов – член киностудии с 1978 года. Пришёл, когда киностудия работала в главном учебном корпусе («До сих пор помню – в 35-м кабинете в подвале!» - говорит сегодня Владимир), а вышло так, что остался с нею навсегда. У него звание «Почётного киностудийца № 1», которым Владимир гордится. В 2009 – 2011 годах Денисов был одним из руководителей киностудии. Сейчас, сложив с себя почётные, но хлопотные полномочия руководителя, всё равно продолжает заниматься с молодыми студийцами фотографией и телевидением. Почему? На этот вопрос у Владимира нет однозначного и конкретного ответа, его слова звучат как гимн:

- Это уникальное место по свободе творчества, самовыражения, и по эффективности пропаганды творчества, искусства, - убеждённо  говорит Владимир. – Это институт общения, шанс обрести личностный рост. Те, кто прошёл через нашу киностудию, приобрели профессиональный опыт, который очень пригодился им в работе на телевидении и в жизни.

Владимир называет фамилии «учащихся» киностудии разных лет, сделавших завидную карьеру на голубом экране: Георгий Сытник, тележурналист (сейчас трудится в Москве), Олег Мосиенко, Марина Закурдаева, Алексей Пятшев, Галина Ершова, Денис Левин (сотрудник РЕН-ТВ), Андрей Кузнецов (преподаёт в Рязанском Государственном Университете журналистику), телеоператоры братья Сергей и Александр Бредихины (один трудится в Рязани, второй в Москве). Сам Владимир Денисов четырнадцать лет жизни отдал тележурналистике. Даже не сделав карьеру, на киностудии можно состояться как творческая личность – в пример Владимир приводит оператора Сергея Иванова, отца нынешнего руководителя киностудии Владимира Иванова. Так на киностудии сформировалась династия.

Владимир Иванов, современный руководитель киностудии, делит свои жизненные интересы между наукой и творчеством. Он кандидат технических наук, 8 февраля 2016 года получил в числе прочих диплом «Лучшему молодому учёному» из рук губернатора Рязанской области Олега Ковалёва. Но серьёзная научная деятельность не отвлекает его от множества проектов, которые Владимир инициирует на киностудии. Так, два года Владимир проводил фестиваль «Видеобитва» - состязание видеороликов, снятых любителями за 4 часа. Выезжал в 2012 году вместе с единомышленниками на фестиваль молодёжного кино «Золотая лента» в Томске. За участие в нём киностудия тоже получила диплом. Вообще, по стенам огромного холла киностудии развешано множество дипломов и почётных грамот, полученных за участие в самых разных творческих конкурсах, как рязанских, так и более масштабных. «С подачи» и поддержки  Народной киностудии возникали фестивали – «Сам себе оператор», «Волшебный мир», «Арго», - шедшие в 90-х годах в кинотеатрах и Дворце молодёжи Рязани. Так что киностудия для её участников давно уже вышла из рамок «хобби». Это одно из профессиональных творческих объединений Рязани.

В архиве и «активе» киностудии не только сюжеты, «подсмотренные» в жизни, но и фильмы, снятые по всем правилам игрового кино: по придуманным и написанным сценариям, с приглашёнными актёрами (это, как правило, те же студийцы), заранее отрепетированные, снятые с большим чувством и просмотренные сначала в узком кругу товарищей по киностудии, а потом, после их одобрения, на «широком» экране.

Один из первых короткометражных художественных фильмов киностудии снят в 1959 году. У него лаконичное название «ЧП». «Это фильм о наивных студентах, суровой комиссии и коварных друзьях», - описал его Денисов. Целый сериал «игровых » фильмов назывался «Калейдоскоп», а в основе его всё многообразие жизни: смешные случаи из жизни студентов. Одной из серьёзных и масштабных работ студии  не без интонации «Знай наших!» зовут 40-минутное полотно «50-летие Академии», снятое и смонтированное к указанной дате (в 2001 году). Фильм гтовили больше года. В 90-е годы выпуск 16-миллиметровой киноплёнки в стране почти прекратился, и студия переживала тяжёлые времена, не на что стало снимать. Студия в те времена – это творческая площадка художников, бардов, поэтов.  Большинство любительских студий в те годы закрылись. Но через несколько лет появились первые видеокамеры, и в студии вновь закрутилась интереснейшая киношная жизнь: сценарий, съемка, монтаж и премьерный показ для, наверное, самых строгих критиков – самих киностудийцев. В конце первого десятилетия XXI века произошла ещё одна техническая революция: интернет и цифровое телевидение. Теперь аудиторией студии стал весь мир.  

Раньше готовые фильмы показывали в институте, в общежитиях. Теперь с демонстрацией видеороликов проще: для этого есть Ютуб. А также небольшие сюжетные картины открываются стороннему зрителю вместе с сайтом , идут в качестве заставки. Но традиция совместных просмотров кино не ушла из обихода киностудии, хотя и трансформировалась: одним из направлений деятельности народной киностудии стал киноклуб, на заседаниях которого демонстрируются и обсуждаются  шедевры мирового кинематографа (об этом позже).

Что касается направлений деятельности киностудии, то они тянут на программу самостоятельного учебного заведения – вот только занятия в этих «университетах» проходят пока ещё не каждый день, а по понедельникам и четвергам. Направлений около семи. Некоторые называются «Школы»: школа кино, школа анимации, клуб фотографии «Лейка», мастерская «АртТушь». Другие в статусе проектов: «Кинозвёздный» (Звёздные походы отряда киностудийцев), «Интернет-телевидение», Фестиваль «Волшебный мир» «Киноклуб», «Киновстречи», «Музыкальная телепрограмма». Недавно начались занятия по сценарному мастерству. Ведёт их киностудиец Денис Левин, телеоператор «РЕН-ТВ». Есть и мастер-класс по изготовлению декораций для постановочных фильмов. Один из элементов декораций не на шутку озадачила меня, когда я пришла в гости к студийцам: большая  фотография Иосифа Виссарионовича Сталина. Какое-то время я размышляла, не значит ли это, что Сталин в глазах студийцев – лучший друг российских кинематографистов. Но всё оказалось проще: фото осталось от создания антуража для фильма  об американке-интернационалистке Мэри Рид, приехавшей в сталинские времена в Россию как страну свободы, жившей в  рязанской глубинке, городе Спас-Клепики. Кино сняли, а фотография на стене так и осталась как память о сьёмках фильма, истории, рассказаной языком киноискусства.

Работу каждого направления всякий руководитель строит по-своему: можно получать знания и сдавать натуральные экзамены, можно доказывать профпригодность делом. Но в любом случае занятия на киностудии проходят серьёзно, а не «время провести». Некоторые «ученики» получают необходимую им подготовку и расстаются с киностудией. Некоторые, как уже говорилось, во время занятий в ней круто меняют специализацию и своей настоящей профессией делают не специальность по диплому РГРТУ, а то, чему обучились в киностудии. А многие в дальнейшем совмещают одну и другую деятельность, например, сами становятся из учеников преподавателями.  

Для меня знакомство с Народной киностудией началось через Киноклуб, которым руководит бывший выпускник РРТи  Владимир Антонов. Он и его жена, переводчица Юлия Моисеенко, настоящие «фанаты» классики кино. Кстати, познакомились супруги… в киностудии. Тут складываются не только творческие, но и сердечные союзы.

Юлия однажды пригласила меня на сеанс, посвящённый режиссёру Дзиге Вертову. Меня приятно поразило, как глубоко подготовился Владимир к лекции об этом режиссёре, и, к сожалению, неприятно удивило число зрителей уникальной картины Вертова 30-х годов: пришло не более 10 человек. Говорят, это обычное число посетителей киноклуба. Хотя вход на их мероприятия свободный, и приглашают всех, далеко не только студентов и преподавателей института. Стало прямо жаль, что рязанский народ такой «ленивый и нелюбопытный»… Однако малая аудитория не смущает Антонова, и он продолжает готовить содержательные лекции и записывать на диски легенды мирового кино, которые стыдно не посмотреть любому человеку, считающему себя культурным.

«Одна большая эмоция!»

Особняком стоит в работе Народной киностудии РГРТУ ежегодный Звёздный поход. С интонациями ненавязчивой похвалы мои собеседники сообщили, что у Народной киностудии есть собственный Звёздный отряд. Когда непросвещённая я не поняла сути, растолковали: во всём РГРТУ, где учится и работает несколько тысяч человек, есть Звёздные отряды, и у киностудии, у которой списочный состав человек 70, а активных участников постоянно два-три десятка, один Звёздный отряд – не круто ли? Соглашаюсь: круто!..

Звёздные походы – отдельная тема в истории рязанского студенчества. О них можно слагать саги. Начало этой традиции теряется во временах, когда книга Гайдара «Тимур и его команда» была не просто подростковым чтением, а руководством к действию. В 60-е годы традиции заложили туристы РРТИ  из турклуба Альтаир, руководство ВУЗа поддержало инициативу. И «звёздники» стали совершать зимние выезды (как правило, на студенческих каникулах) в районы Рязанской области. К концу 70-х оформился формат, как сегодня говорят, Звёздных походов. О нём мне поведал институтский товарищ мужа Павел, бывший в этой незабываемой миссии один раз на втором курсе, в 1979 году:

– Звёздный поход – это агитбригада в отдалённых сельских районах области. Я был в составе Звёздного отряда от нашего факультета электроники. На других факультетах тоже, насколько помню, формировались Звёздные отряды, каждому назначался свой район. Нам достался Шацкий. Отряд проводит в районе неделю, передвигается от села к селу, от деревни к деревне. Вечерами выступает в клубах или школах с концертами, а днями посещает стариков, ветеранов войны и «просто» пенсионеров. Одна бригада беседует с ними, записывает фронтовые воспоминания, другая помогает по хозяйству – телевизоры, допустим, чинит, либо ещё что-то полезное делает. Поэтому в Звёздные отряды набирали людей не столько по желанию, сколько по способностям: что они там делать смогут – петь, танцевать, сценки разыгрывать, технику чинить… Я был фотографом со своим стареньким зеркальным «Зенитом», с чёрно-белой плёнкой. Помню старика, ветерана войны, которого опрашивали мои товарищи, а я кружил вокруг них с фотоаппаратом, играл в фотокорреспондента.  Деда расспрашивали про войну, а он с большей охотой говорил про свою пасеку: «Пасека, ребятки, это хорошо. Вот я пенсионер, а мёд делаю, денежки зарабатываю. Машину вот купил. Телевизор этот работает, а вон тот, под столом, почините, если сможете…» Починили. Дед нас мёдом угостил. Как мы до места добирались, не помню, но, судя по всему, на электричке. Транспорта никакого с нами не было, снаряжение – лыжи, тёплые вещи, валенки – на себе волокли. От колхоза к колхозу перевозили нас на тракторах.  Представляешь, едем на открытом тракторе в чистом поле, солнышко светит, мороз градусов тридцать… Красота! Один раз совершили лыжный переход километров на 15-20. Как раз в день, когда погода испортилась: была метель, туман, мы шли на лыжах гуськом. Кто-то отстал, мы их поджидали, кто-то за это время вперёд вырвался, мы психовали: да когда же все соберутся?! А к вечеру туман сгустился, стало страшно… Наконец все нашлись, мы поднажали, увидели огоньки впереди: ура, деревня!.. Вышли к деревне – она оказалась не той, что нам надо. А где та?.. Но нас в каждой деревне встречали как родных: на ночлег определяли, кормили централизованно, в колхозной либо школьной столовой. Ночёвки в Звёздном походе – сплошная романтика: то в школе, в спальниках, то у бабушек деревенских, а то в клубе. Прямо на сцене, на которой завтра артисты выступали… Ещё помню митинг в честь солдат Великой Отечественной. Мы его провели под открытым небом, прямо на площади какого-то села, где стоял памятник с фамилиями сельчан, ушедших на войну и не вернувшихся. За ним стояла красивая церквушка. Фотки получились загляденье, я это понял, ещё когда мы их в общаге проявляли. До сих пор негатив той плёнки у меня хранится… После Звёздного похода я пошёл в радиоинститутский туристический клуб «Альтаир» и записался в горную секцию. Может быть, этот факт со Звёздным походом никак не связан, а может быть, я за время похода понял, что туризм – это моё, и что я могу выдерживать долгие лыжные переходы и прочие «лишения». Вот так Звёздный поход определил мне увлечение на долгие годы…

Радиоинститут был первым среди рязанских вузов инициатором Звёздных походов. Резонно поэтому, что сейчас в РГРТУ больше всего Звёздных отрядов: 7 (считая отряд киностудии).

– Порой и снег приходится убирать, - говорит Владимир Денисов. – В деревнях зимой снега по пояс, расчищали памятники погибшим войнам, помогали школам и ветеранам. Вот только ветеранов Великой Отечественной войны всё меньше и меньше. Помню, беседовали с двумя ветеранами, мужем и женой, он танкист, горел на Курской дуге, она была санитаркой. Пока спрашивали, где начинали войну, и записывали имена и фамилии фронтовики держались, а когда попросили рассказать о войне, на глазах фронтовиков показались слёзы: «Не рассказать, ребятки, война это страшная штука». В любом случае в каждом районе у администрации узнают адреса ветеранов, навещают их, оказывают помощь. Недавно к Звёздному походу была приурочена акция «Спасибо за мир!» – ученики рязанских школ написали ветеранам письма, нарисовали для них картинки, все эти трогательные послания доставили адресатам «звёздники».

«Гвоздь программы» Звёздного похода – развлекательные мероприятия. Задолго до Звёздного похода (за 3-4 месяца!) начинают репетировать концертные номера, сценки, рассчитывают программу выступлений для разных возрастов – от школьников до пенсионеров. Один раз к походу подготовили специальные майки с логотипом. Наиболее часто Звёздные отряды бывают в Касимовском, Сасовском, Александро-Невском районах области, несколько реже – в Пителинском и других «труднодоступных». Хотя сейчас уже транспортная проблема не так остро стоит перед «звёздниками», как во время молодости Павла: частенько институт выделяет автобус для доставки ребят к месту назначения. Полностью решена и проблема питания студентов: в столовых на местах, усилиями принимающей стороны. Да ещё «чёрно-белые плёнки» сменились цифровой фото- и видеосъёмкой, и в активе киностудии множество фильмов из Звёздных походов.

Как свидетельствует Владимир Иванов, жители районов давно привыкли к ежегодным зимним явлениям студентов, непонимания, недоброжелательства ни в коем случае не проявляют, встречают как дорогих гостей. Нет речи и о других неприятных эксцессах при встрече «городских» и «деревенских». Напротив, массово собираются на концерты и просят приезжать ещё. Лучшие номера из Звёздных походов демонстрируются городской публике на отчётных концертах по прибытии в Рязань. В этом году сборный концерт состоялся на сцене Рязанского Дворца Молодёжи 20 февраля.

Формат же Звёздного похода не меняется десятилетиями: переезд из села в село, ночёвки в клубах или школах, организация концертов. По давнему порядку, в командах строго распределены обязанности, каждый отвечает за свою сферу, и если что-то «косячит», товарищеский суд будет суров, но справедлив. Но никто и не стремится «профилонить»: к Звёздному походу нынешние студенты относятся так же, как их предшественники – не как к общественной нагрузке, а как к удовольствию, к захватывающему приключению.

«Звёздники» занимают отдельную комнату в творческом центре РГРТУ. Владимир Иванов познакомил меня с Артёмом Жуковым, закончившим учёбу в прошлом году. Артём, можно сказать, ветеран Звёздных походов: несмотря на свои 22 года, совершил зимнее путешествие уже 4 раза. Был в Ухоловском, Клепиковском, Старожиловском районах. Был зампотехом: отвечал за работу всей аппаратуры для концертов. Казалось бы, должность не «публичная», предполагает нахождение не на сцене, а за сценой, однако Артёму удалось увидеть реакцию публики на постановку «Сказки про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова, и восторженные лица зрителей запомнились ему надолго.

– А что ещё запомнилось? Какие ты испытал эмоции? – пытала я Артёма. Он старался найти слова, потом махнул рукой:

– Звёздный поход – это одна большая эмоция!

…В это время, пока я расспрашивала Артёма, два Владимира – Денисов и Иванов – уединились в комнате киностудии и начали горячо обсуждать планы новой телевизионной программы. И в каждой комнате творческого центра РГРТУ, невзирая на девять вечера, кипела жизнь. Не спешили расходиться по домам ни члены Звёздного отряда, ни клубисты «Альтаира», ни киностудийцы. Сравнение киностудии с «родным домом» может показаться избитым – но ведь так и есть! Здесь не проводят время – здесь живут, строят планы, разбирают сделанное, намечают новые цели. Оттаивают душой и отводят душу. Счастливые!..

Елена Сафронова

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области