Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Год кино 2016Не променял невесту на мотоциклСупруги Вячеслав и Ирина Таратины из поселка Александро-Невский всю жизнь трудились в районной киносети. А ещё кино сыграло в их судьбе особую роль - подарило любовь на всю жизнь. За баранкой Вячеслав Владимирович Та- ратин в 80-е годы работал водителем районной киносети - доставлял фильмы в деревни. Родился он в селе Ново-Сергиевка. После получения аттестата о среднем образовании в Александро-Невской школе окончил курсы водителей в местном училище и отправился на службу в армию на два года - в Германию. Получил направление в автомобильный батальон материального обеспечения. После службы вернулся домой, устроился работать водителем районной киносети. Работа, скажем, не из легких. Вот как писала о нем районная газета «Восход» 26 февраля 1991 года: «Какая благодарная работа у Вячеслава Владимировича Таратина - может позавидовать каждый. Трудится он в киносети, развозит по деревням и селам кинофильмы, ведет их обмен. Поэтому его приезду очень радуются сельские жители, особенно молодежь. Ежедневно водитель бывает в 10-12 населенных пунктах района, делая при этом по 200-300 километров. Однообразие маршрутов несколько утомляет. Но сознание того, что твоя работа доставляет удовольствие людям, придают новые силы, энергию». - Загружал фильмы в будку своего старенького «ГАЗ-53» и отправлялся в путь, - рассказывает Вячеслав, - завозил в Ольховку два фильма, например на понедельник и вторник, а в среду их забирал и вез в Благие, затем - Студёнки, Павловка, Просечье, Спешнево, Боровок, совхоз «Александро-Невский», И так по кругу... - А сам любил смотреть фильмы? - А как же! - звонко рассмеялся Таратин, - очень даже любил. Раньше фильмы были какие-то душевные, немного наивные, но такие добрые, юмор настоящий. Смотришь «Любовь и голуби» или «Белые Росы» - хохочет весь зал, и ты невольно закатываешься. В многодетной семье Таратиных пять ртов остались на попечении бабушки, когда 26 июня 1941 года дедушку призвали на фронт. Домой он больше не вернулся. Вспоминая об этом, Вячеслав Таратин низко опускает голову: «Сколько бы времени ни прошло, а больно вспоминать об ушедших навсегда...» Может, поэтому он с особым почтением говорит об участниках войны, своих бывших коллегах-фронтовиках: киномеханиках Иване Федоровиче Маслове и Александре Ермошине, художнике Дмитрие Рыскалине. Встреча с судьбой Вячеслав аккуратно достал из альбома фотографию, сделанную по случаю профессионального праздника в 1985 году на День кино. Я внимательно ее рассматриваю. - На снимке много женщин. Профессия киномеханика была женской? - Да, скорее женской. Да и зарплата была маленькой, примерно 50-70 рублей в зависимости от сбора за билеты. Но главное - людям было куда сходить. А если шел индийский фильм, то в клуб ни пройти, ни протолкнуться - все места заняты. Люди с собой приносили табуретки, многие стояли, а малышня устраивалась прямо на полу перед сценой. Если привозили нормальный фильм, то в кинозалах всегда было столпотворение - люди любили ходить в кино. Жили веселей, встречались в клубах, обменивались новостями. Для молодежи после фильмов обязательно проводили дискотеки под пластинки, магнитофоны. А сейчас в большинстве все сидят по домам у телевизоров, компьютеров... - По-моему, кино сыграло особую роль и в твоей жизни? - Ясное дело! Здесь судьбу свою нашел. Будущую жену я сразу заприметил - красивая, скромная, добрая. Короче, как говорят, глаз положил - это точно. Но как огнем обожгло, когда узнал, что она замужем. Но у Ирины замужняя жизнь не складывалась. Не хочу об этом говорить. Я стал бороться за свою любимую. Много нам вместе пришлось пережить, но любовь все побеждает. Я так скажу: сейчас все можно купить за деньги. К сожалению, даже люди продаются... Печально всё это. А вот любовь ни за какие деньги не купишь. Я счастливый человек: иду домой и знаю, что меня ждут жена, дети, внучка Милана. Они все - моя жизнь, мое главное богатство. И большего ничего не нужно. Вячеслав обожает своих дочек Юлию и Евгению. И они относятся к папуле так же - между ними царит взаимопонимание, дружба. Помогают друг другу во всем. И в горе, и в радости семья всегда вместе. - Мы никогда не бросали друг друга в беде, никогда. Так и будет, - уверенно заключает хозяин семейства. Киномеханик Ирина Недавно семью Таратиных постигло горе - умер старший сын Сергей. Поэтому идти к ним в дом было как-то неловко. Но Ирина Николаевна, из- далека увидев меня, приветливо замахала рукой из окна. Вскоре она вышла из дому и пояснила: «Уложила внучку спать, теперь можно и поговорить». Ирине Таратиной (в девичестве Шкурлатовой) было всего 17 лет, когда она собралась замуж. Ребенка она не ждала, но первая девичья влюбленность сыграла с ней злую шутку - она была ослеплена любовью. Главное - за ней ухаживал взрослый самостоятельный мужчина, говорил ласковые и трогательные слова, звал замуж... Разрешение на брак они получили в поссовете. Понадобилось два года, чтобы молодая женщина прозрела. Но подрастал сынишка, а как его растить без отца? Страшно было остаться одной. Таких в народе называли брошенками. Но Ирина решилась окончательно расстаться с мужем. - Моя мама, Мария Андреевна Шкурлатова, в то время работала контролером в кинотеатре. Думаю, она и замолвила нашему директору киносети Александру Петровичу Гонцову за меня словечко. Он удивительно добрый человек, - рассказывает Ирина. - Тогда не было свободных единиц киномеханика, так он оформил меня истопником, а сам приставил к опытным киномеханикам Анне Васильевне Поликарповой и Валентине Гореловой (отчество, к сожалению, забыла). Они меня и учили. «Тебе, девушка, надо приобретать профессию», - напутствовал меня директор. Всю жизнь ему за то благодарна. Так она осваивала профессию киномеханика, а еще ходила в вечернюю школу. Работать в кинобудке было не так просто. В советские времена пленка приходила частями в коробках по 10 минут. И киномеханику постоянно приходилось перезаряжать ее при начале новой «десятиминутки» фильма. Одна часть прошла, надо запускать другой аппарат с новой бобиной, старую бобину в это время надо было перематывать обратно и заряжать уже следующую. И так пока не закончится фильм. Тогда в залах обычно стояло по два киноаппарата и поэтому времени сидеть вообще не было. А совмещать концы «десятиминуток» требовал особого чутья и тренировки. Все это освоила Ирина. 19 лет проработала в кинотеатре и школу среднюю окончила. Не променял на мотоцикл - Когда к нам устроился на работу Слава, я даже не обратила на него внимания, - честно признается Ирина, - у меня были другие заботы: подрастал двухлетний сын, все свободное время я отдавала ему. Да и не забылось неудачное замужество - на мужчин даже не смотрела. Но шло время, сын пошел в первый класс, справилась Ирина и со стрессом после развода, посветлел взгляд, и сердце вновь готово было любить. Тем более Слава не оставлял ее ни на минутку - всегда был внимателен и предупредителен. Однажды Ирина поняла, что влюбилась без оглядки и не без ответа. Решили они пожениться. Но не тут-то было - родня ополчилась. Родители, бабушка его - ни в какую! Мол, ты моложе ее на два года, а у нее есть ребенок, найдешь и получше, без «хвоста». Бабушка поставила внуку ультиматум: не женишься - куплю самый крутой по тем временам мотоцикл с коляской «Урал». - Но мой Слава не променял меня на мотоцикл, - гордо рассмеялась Ирина. - Таких мужчин, как он, надо поискать. Он единственный. Любимый муж, любимый папа и любимый дедушка. Он и сына моего Сережку принял как своего, они друг в друге души не чаяли - мои мужчины всегда были вместе. Я счастлива, что тридцать лет в радости и согласии прожила с мужем, настоящим защитником, советчиком и помощником. Потом у нас родились дочки-двойняшки. То была божья награда за нашу любовь. «Кина не будет!» В 1995 году в районе закрылись все сельские кинозалы, действовал только районный кинотеатр. Ирину назначили главным бухгалтером. - Только считать уже было нечего, - делится Ирина, - на фильмы никто не ходил, везде работали пиратские видеосалоны, в домах крутили видеомагнитофоны, а мы сидели без зарплаты по полгода. В 1996 году киносеть ликвидировали. С грустинкой в глазах Ирина продолжила рассказ: - Жаль, что из нашей жизни ушло кино. Мы часто проводили в кинотеатре видеоуроки для школьников об истории Советского государства, о Великой Отечественной войне. Помню, у нас смотрели школьники жуткий фильм об ужасах фашизма «Иди и смотри». Организовывали специальные сеансы «Клуб выходного дня» и «Всей семьей в кино» по дешевым абонементам. Для детей в фойе тогда работал буфет с пирожными, лимонадом и мороженым. Даже популярные артисты кино приезжали к нам перед демонстрацией фильмов. Если не выполняли план, то Александр Петрович Гонцов ездил даже в Рязань, чтобы достать самый современный фильм, чтобы привлечь зрителей. Народу приходило много. Шло по три сеанса в день: детский - в 17.30, взрослые - в 19.30 и 21.30 по субботам и воскресеньям. Цена детского билета -10 копеек, а взрослого - от 20 до 35 копеек. И хотя зал был рассчитан на 200 человек, он всегда был переполнен. Даже в проходе сидели люди на дополнительных скамейках и стульях. Обычно фильмы шли два-три дня, но всем хотелось первым посмотреть фильм - ведь завтра все его будут обсуждать на работе, а ты его не видел... - Раньше интереснее было жить, - делает вывод Ирина, - село - словно огромная семья, где горести и радости делились пополам, а герои фильмов становились родными людьми. Знаю, что моя работа несла людям радость. Конечно, были всякие зрители. В основном баловались подростки - на задних рядах и драки устраивали, и курили, и спиртное распивали. Но сильно расшалившихся быстро усмиряли, благо, что милиция рядом находилась. Люди приходили отдыхать, так зачем им портить настроение? А я и сейчас бы с удовольствием пошла работать в кинотеатр... Мария САДОВНИКОВА Газета "Александро-Невские вести" 22 апреля 2016 г. Другие материалы
|
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятияПерсональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |