Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Год кино 2016

Не променял невесту на мотоцикл

Супруги Вячеслав и Ирина Таратины из поселка Александро-Невский всю жизнь трудились в районной киносети. А ещё кино сыграло в их судьбе особую роль - подарило любовь на всю жизнь.

За баранкой

Вячеслав Владимирович Та- ратин в 80-е годы работал во­дителем районной киносети - доставлял фильмы в деревни. Родился он в селе Ново-Сергиевка. После получения аттеста­та о среднем образовании в Александро-Невской школе окончил курсы водителей в ме­стном училище и отправился на службу в армию на два года - в Германию. Получил направле­ние в автомобильный батальон материального обеспечения.

После службы вернулся до­мой, устроился работать води­телем районной киносети. Ра­бота, скажем, не из легких. Вот как писала о нем районная га­зета «Восход» 26 февраля 1991 года: «Какая благодарная рабо­та у Вячеслава Владимирови­ча Таратина - может позавидо­вать каждый. Трудится он в ки­носети, развозит по деревням и селам кинофильмы, ведет их обмен. Поэтому его приезду очень радуются сельские жите­ли, особенно молодежь.

Ежедневно водитель бывает в 10-12 населенных пунктах района, делая при этом по 200-300 километров. Однооб­разие маршрутов несколько утомляет. Но сознание того, что твоя работа доставляет удо­вольствие людям, придают но­вые силы, энергию».

- Загружал фильмы в будку своего старенького «ГАЗ-53» и отправлялся в путь, - рассказывает Вячеслав, - завозил в Ольховку два фильма, напри­мер на понедельник и вторник, а в среду их забирал и вез в Благие, затем - Студёнки, Пав­ловка, Просечье, Спешнево, Боровок, совхоз «Александро-Невский», И так по кругу...

- А сам любил смотреть фильмы?

- А как же! - звонко рассме­ялся Таратин, - очень даже любил. Раньше фильмы были какие-то душевные, немного наивные, но такие добрые, юмор настоящий. Смотришь «Любовь и голуби» или «Белые Росы» - хохочет весь зал, и ты невольно закатываешься.

В многодетной семье Таратиных пять ртов остались на попечении бабушки, когда 26 июня 1941 года дедушку призвали на фронт. Домой он больше не вернулся. Вспоми­ная об этом, Вячеслав Таратин низко опускает голову: «Сколь­ко бы времени ни прошло, а больно вспоминать об ушед­ших навсегда...»

Может, поэтому он с особым почтением говорит об участни­ках войны, своих бывших коллегах-фронтовиках: киномеха­никах Иване Федоровиче Мас­лове и Александре Ермошине, художнике Дмитрие Рыскалине.

Встреча с судьбой

Вячеслав аккуратно достал из альбома фотографию, сде­ланную по случаю профессио­нального праздника в 1985 году на День кино. Я внима­тельно ее рассматриваю.

- На снимке много женщин. Профессия киномеханика была женской?

- Да, скорее женской. Да и зарплата была маленькой, при­мерно 50-70 рублей в зависи­мости от сбора за билеты. Но главное - людям было куда сходить. А если шел индийский фильм, то в клуб ни пройти, ни протолкнуться - все места за­няты. Люди с собой приносили табуретки, многие стояли, а ма­лышня устраивалась прямо на полу перед сценой. Если при­возили нормальный фильм, то в кинозалах всегда было стол­потворение - люди любили хо­дить в кино. Жили веселей, встречались в клубах, обмени­вались новостями. Для моло­дежи после фильмов обяза­тельно проводили дискотеки под пластинки, магнитофоны. А сейчас в большинстве все сидят по домам у телевизоров, компьютеров...

- По-моему, кино сыграло особую роль и в твоей жизни?

- Ясное дело! Здесь судьбу свою нашел. Будущую жену я сразу заприметил - красивая, скромная, добрая. Короче, как говорят, глаз положил - это точно. Но как огнем обожгло, когда узнал, что она замужем. Но у Ирины замужняя жизнь не складывалась. Не хочу об этом говорить. Я стал бороться за свою любимую. Много нам вме­сте пришлось пережить, но любовь все побеждает. Я так скажу: сейчас все можно ку­пить за деньги. К сожалению, даже люди продаются... Пе­чально всё это. А вот любовь ни за какие деньги не купишь. Я счастливый человек: иду до­мой и знаю, что меня ждут жена, дети, внучка Милана. Они все - моя жизнь, мое глав­ное богатство. И большего ни­чего не нужно.

Вячеслав обожает своих дочек Юлию и Евгению. И они от­носятся к папуле так же - меж­ду ними царит взаимопонима­ние, дружба. Помогают друг другу во всем. И в горе, и в ра­дости семья всегда вместе.

- Мы никогда не бросали друг друга в беде, никогда. Так и будет, - уверенно заключает хозяин семейства.

Киномеханик Ирина

Недавно семью Таратиных постигло горе - умер старший сын Сергей. Поэтому идти к ним в дом было как-то нелов­ко. Но Ирина Николаевна, из- далека увидев меня, приветли­во замахала рукой из окна. Вскоре она вышла из дому и пояснила: «Уложила внучку спать, теперь можно и погово­рить».

Ирине Таратиной (в девиче­стве Шкурлатовой) было всего 17 лет, когда она собралась за­муж. Ребенка она не ждала, но первая девичья влюбленность сыграла с ней злую шутку - она была ослеплена любовью. Главное - за ней ухаживал взрослый самостоятельный мужчина, говорил ласковые и трогательные слова, звал за­муж... Разрешение на брак они получили в поссовете. Понадо­билось два года, чтобы моло­дая женщина прозрела. Но подрастал сынишка, а как его растить без отца? Страшно было остаться одной. Таких в народе называли брошенками. Но Ирина решилась оконча­тельно расстаться с мужем.

- Моя мама, Мария Андре­евна Шкурлатова, в то время работала контролером в кино­театре. Думаю, она и замолви­ла нашему директору киносе­ти Александру Петровичу Гонцову за меня словечко. Он уди­вительно добрый человек, - рассказывает Ирина. - Тогда не было свободных единиц ки­номеханика, так он оформил меня истопником, а сам при­ставил к опытным киномехани­кам Анне Васильевне Поликар­повой и Валентине Гореловой (отчество, к сожалению, забы­ла). Они меня и учили. «Тебе, девушка, надо приобретать профессию», - напутствовал меня директор. Всю жизнь ему за то благодарна.

Так она осваивала профес­сию киномеханика, а еще хо­дила в вечернюю школу. Рабо­тать в кинобудке было не так просто. В советские времена пленка приходила частями в коробках по 10 минут. И кино­механику постоянно приходи­лось перезаряжать ее при на­чале новой «десятиминутки» фильма. Одна часть прошла, надо запускать другой аппарат с новой бобиной, старую боби­ну в это время надо было пе­рематывать обратно и заряжать уже следующую. И так пока не закончится фильм.

Тогда в залах обычно стояло по два киноаппарата и поэто­му времени сидеть вообще не было. А совмещать концы «десятиминуток» требовал особо­го чутья и тренировки. Все это освоила Ирина. 19 лет проработала в кинотеатре и школу среднюю окончила.

Не променял на мотоцикл

- Когда к нам устроился на ра­боту Слава, я даже не обратила на него внимания, - честно при­знается Ирина, - у меня были другие заботы: подрастал двух­летний сын, все свободное вре­мя я отдавала ему. Да и не за­былось неудачное замужество - на мужчин даже не смотрела.

Но шло время, сын пошел в первый класс, справилась Ири­на и со стрессом после разво­да, посветлел взгляд, и сердце вновь готово было любить. Тем более Слава не оставлял ее ни на минутку - всегда был внима­телен и предупредителен. Од­нажды Ирина поняла, что влю­билась без оглядки и не без от­вета. Решили они пожениться.

Но не тут-то было - родня ополчилась. Родители, бабуш­ка его - ни в какую! Мол, ты моложе ее на два года, а у нее есть ребенок, найдешь и получ­ше, без «хвоста». Бабушка по­ставила внуку ультиматум: не женишься - куплю самый кру­той по тем временам мотоцикл с коляской «Урал».

- Но мой Слава не променял меня на мотоцикл, - гордо рас­смеялась Ирина. - Таких муж­чин, как он, надо поискать. Он единственный. Любимый муж, любимый папа и любимый де­душка. Он и сына моего Сереж­ку принял как своего, они друг в друге души не чаяли - мои мужчины всегда были вместе.

Я счастлива, что тридцать лет в радости и согласии про­жила с мужем, настоящим за­щитником, советчиком и помощником. Потом у нас роди­лись дочки-двойняшки. То была божья награда за нашу любовь.

«Кина не будет!»

В 1995 году в районе закры­лись все сельские кинозалы, действовал только районный кинотеатр. Ирину назначили главным бухгалтером.

- Только считать уже было нечего, - делится Ирина, - на фильмы никто не ходил, везде работали пиратские видеоса­лоны, в домах крутили видео­магнитофоны, а мы сидели без зарплаты по полгода. В 1996 году киносеть ликвидировали.

С грустинкой в глазах Ирина продолжила рассказ:

- Жаль, что из нашей жизни ушло кино. Мы часто проводи­ли в кинотеатре видеоуроки для школьников об истории Советского государства, о Ве­ликой Отечественной войне. Помню, у нас смотрели школьники жуткий фильм об ужасах фашизма «Иди и смотри». Организовывали специальные сеансы «Клуб выходного дня» и «Всей семьей в кино» по деше­вым абонементам.

Для детей в фойе тогда ра­ботал буфет с пирожными, ли­монадом и мороженым. Даже популярные артисты кино при­езжали к нам перед демонст­рацией фильмов.

Если не выполняли план, то Александр Петрович Гонцов ездил даже в Рязань, чтобы достать самый современный фильм, чтобы привлечь зрите­лей. Народу приходило много. Шло по три сеанса в день: дет­ский - в 17.30, взрослые - в 19.30 и 21.30 по субботам и воскресеньям. Цена детского билета -10 копеек, а взросло­го - от 20 до 35 копеек.

И хотя зал был рассчитан на 200 человек, он всегда был пе­реполнен. Даже в проходе си­дели люди на дополнительных скамейках и стульях. Обычно фильмы шли два-три дня, но всем хотелось первым посмот­реть фильм - ведь завтра все его будут обсуждать на работе, а ты его не видел...

- Раньше интереснее было жить, - делает вывод Ирина, - село - словно огромная семья, где горести и радости делились пополам, а герои фильмов ста­новились родными людьми. Знаю, что моя работа несла людям радость.

Конечно, были всякие зрите­ли. В основном баловались подростки - на задних рядах и драки устраивали, и курили, и спиртное распивали. Но силь­но расшалившихся быстро ус­миряли, благо, что милиция ря­дом находилась. Люди прихо­дили отдыхать, так зачем им портить настроение? А я и сей­час бы с удовольствием пошла работать в кинотеатр...

Мария САДОВНИКОВА

Газета "Александро-Невские вести"

22 апреля 2016 г.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области