Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Традиционные игры Михайловского района Рязанской области

1. Название объекта: Традиционные игры Михайловского района Рязанской области

2. Категория объекта: Народное исполнительство/ Игровые формы

3. Этническая принадлежность: русские

4. Язык: русский

5. Конфессиональная принадлежность: православие

В НАБОР.

  Старинная посиделочная игра. Записана в середине XIX в.  в Михайловском уезде. Играющие разделялись  на  парней и девушек.  Девушки оставались в избе,  парни же выходили наружу.  Каждая из девушек садилась на лавку, оставляя справа от себя свободное место и назначая вслух, кого из парней она желала бы видеть сидящим рядом с собой.  Парни входили в  избу по  одному и каждый садился на то место,  какое считал предназначенным именно ему.  Если парень угадал свое место,  то оставался сидеть. Если не угадал, то все девушки громко хлопали в ладоши, и парень должен был уйти обратно на улицу. Игра продолжалась до тех пор, пока все парни не находили свое место.

В СОСЕДА (В СУСЕДА).

Игра записана в Михайловском уезде в середине XIX в.Старинная посиделочная игра.  Девушки и парни садились парами на лавки,  парень рядом с девушкой.  Тот, кому пары не оказалось,  становился водящим. Водящий ходил между сидящими и спрашивал  у  кого-либо из них:  “Люб ли сосед?” Если он получал ответ,  что люб,  то говорил:  “Повидайся с ним”, после чего пара целовалась. Если водящий получал ответ,  что не люб,  то спрашивал:  “Кого тебе нужно?” Спрашиваемый быстро называл имя и быстро перебегал к названному им,  водящий стремился ударить его в момент перебежки ремнем.  Если это ему удавалось, то перебегавший становился водящим.

В ФАНТЫ.

Игра записана  в  середине  XIX  в.  в  Михайловском  уезде. Посиделочная игра. Парни и девушки садились по кругу лицом вовнутрь и старались незаметно передавать друг  другу  спиной  какой-либо предмет - кольцо, платок и т.п. Водящий, которого выбирали по считалке,  стоял в центре круга и должен был угадать, у кого в названный момент находится этот предмет.  Если он угадывал,  то играющий,  у которого был предмет,  отдавал фант - исполнял задание водящего. После этого они менялись местами.

ЗОЛОТО СХОРОНИТЬ.

Старинная посиделочная игра. Записана в середине XIX в. в Михайловском уезде. Играли большей частью девушки,  которые  рассаживались  рядом  на лавке и выставляли вперед ладони,  сложенные лодочкой. Одна из девушек снимала с руки колечко и прятала его между ладоней. Затем она проходила вдоль ряда сидящих и делала вид, что кладет в их ладони кольцо. При этом кому именно она положила кольцо остается тайной.  Девушки  в  это время пели:

Я золото хороню, хороню,

Чисто серебро хороню, хороню.

Я у батюшки в терему, в терему,

Я у матушки в высоком, в высоком,

Гадай, гадай, девица,

В коей руке шилица,

Змеиная крылица,

Я бы рада гадала,

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком первываючи,

Златом пересыпаючи,

Вы подружки,

Вы голубушки,

Вы скажите, не утаите,

Меня (неразборчиво) хочет бити,

По три утра,

По три кнута,

По четыре золотые.

Другая девушка  с некоторой задержкой шла вслед за первой и пыталась угадать,  кому она положила кольцо.  Если ей удалось это,  то они меняются местами.  В противном случае песня поется до тех пор,  пока в конце концов не угадает.

КТО УСПЕЕТ СХВАТИТЬ МЯЧ.

Играли в конце 1950-х гг. в с.Бычки Михайловского района. Название игры условное,  информатор его не помнит. Играли дети, подростки и молодежь. Нередко игра проходила в избе на посиделках. Количество игравших - 10-15 человек. Посредине площадки в лунке (или посредине избы) клали мячик.  Игравшие вставали паровозиком и бегали вокруг него по кругу, размеры которого определялись количеством играющих.  Каждый  стремился  схватить мячик. Кто схватил - выходит из игры. Играющих становилось все меньше, круг сужался, мячик схватить становилось все легче, бегать все труднее, многие падали. Играли до тех пор, пока не оставалось трое играющих.

ЛУНКИ.

Играют подростки и во дворе или на улице.  Выкапывают  небольшие лунки по числу играющих. Водящему, которого выбирают, лунка не положена.  Водящий с условленного расстояния катит по  земле  мячик  в направлении лунок. Игрок, в чью лунку попадет мяч, хватает его и пытается осалить остальных игроков, которые разбегаются. Игрок с мячом гонится за ними,  а они возвращаются к своим лункам, потому что для каждого его лунка является “домом”,  в котором салить нельзя. Для игрока, который катил мяч,  “домом” становится лунка того, кто сейчас с мячом.  Если последний никого не осалил,  он становится водящим:  катит мяч  в следующем коне. Если осалил - мяч катит осаленный.

В г.Михайлове в начале XX в.  эта игра носила название “салки”  - салками  назывались лунки.  В ней мячик по салкам катил не водящий,  а все игроки по очереди.  “Если играющий промахнется (“пропуделяет”), он должен водиться,  т.е. встать в 12 шагах от “салок”. Водящему, по этим правилам,  дальше всех бежать до лунки - “салки”, если в ней остановится мяч.  Игрок  с  мячом гонялся за другими по всему игровому полю,  т.к.  салки не служили в этой игре “домом”.

ЦАРЬКИ (КЛАССИКИ, СИНОДИКИ, СИНОД).

 Игра известна повсеместно под названием “классики”.  Существует множество вариантов как названий игры, так и чертежей классиков и названий отдельных клеток.

Играли, как правило,  девочки.  На земле или на асфальте  чертили рисунок классиков.  По считалке устанавливали очередность игры. В игре использовался плоский камушек или черепок от разбитой посуды. В настоящее время играют плоской металлической баночкой.
Как правило, задачей играющих было пройти все клеточки, прыгая на одной ноге и подбивая ею же черепок. При этом нельзя было наступать на черту,  разделявшую клеточки, и на сам черепок. Таким образом играли в начале XX в. в Пронске, Шилове, Рязани и так же играют там в настоящее время.  В г.Михайлове в начале XX в.  играли так:  “Первый из играющих бросал камешек в определенную клетку (сначала в первую, потом во вторую и т.д.) и должен был достать его и принести,  прыгая на одной ножке, нигде не останавливаясь, на другую не становясь и на черту не становясь”.  В следующий раз нужно было нести  камешек,  положив  его  на пальцы поджатой ноги, третий раз - положив на голову.

Тот, кто правильно попрыгал круг, начиная с первой клетки, прыгает, начиная со второй и т.д. Как правило, был разрешен отдых в середине круга (на четвертой клетке в “чиже”,  на шестой клетке в “синоде” и т.д.).
Если играющий не выполнял правильно задание данного круга (кона), то право на игру переходит и следующему по очереди игроку.  Когда первый играющий снова дождется своей очереди, он начинает с того кона, на котором он ошибся.

Интересно, что название игры производится от  названия  последней клетки  в  рисунке - в г.Михайлове последняя клетка называлась “синод” (и игра так же),  в г.Пронске полукруглая часть чертежа напоминала корону и называлась “царь” (и игра тоже). Хотя информатору известно слово “классики”,  он считает,  что оно появилось после 1930-х гг.,  а до этого игра называлась “цари”. В с.Ижевском Спасского района играли палочкой,  похожей на “чижик” и вся игра также называлась “чиж”.

ЯЙЦА КАТАТЬ.

На Пасху, на Красную горку по всей Руси, в том числе в Рязанском крае,  катали яйца. Информатор из д.Студенец Михайловского района отмечал широкое бытование этой игры.  Яйца катали по  наклонной плоскости, в качестве которой использовали доску, лоток, донцы - доски от прялки.  Целью игры было попасть в расставленные  полукругом  яйца.  Каждый  из игроков выставлял на кон по яйцу,  и чье яйцо бывало сбито, тот отдавал его  (Михайловский,  Спасский,  Сапожковский,  Егорьевский уезды).  В  дер.Бармино  Егорьевского уезда в конце XIX - начале XX в.  девушки вместе с парнями таким же образом катали яйца на день св.Николая (9 мая ст.ст.).

БАБКИ (ШАШКИ, ЛОДЫЖКИ, КАЗАНКИ)

Игра распространена повсеместно в России  и имеет много вариантов. В сельской местности в бабки играли от мала до велика - и мальчишки, и взрослые мужчины.

Для игры использовались надкопытные кости коровы или лошади, реже овечьи или свиные кости,  которые и называются “бабки” и  т.д.  Играли летом и весной во дворе,  на улице,  зимой - на льду. Игра была характерным элементом весенне-летних,  реже зимних календарных  праздников восточных славян.

Игра протекала очень азартно.  Каждый хотел показать перед  односельчанами ловкость, меткость, смекалку - именно эти качества требовала от игрока игра в бабки.

По договоренности,  в ряде случаев выбитые бабки победитель забирал насовсем.  В других случаях после окончания игры все выбитые бабки возвращались их владельцам,  а проигравший был обязан расставить бабки для новой игры.  По терминологии, принятой в начале ХХ века в г.Рязани  и в г.Михайлове,  эти два варианта назывались “взуправду” и “взнарошку”.  “У кого не хватало бабок, тот мог ставить и деньги, если игра была “взуправду”.  Обычно это было одна,  две, три копейки. Делалось это,  по описанию А.А.Мансурова,  так:  “Отставляют в бок от кона одну пару, и игра идет своими чередом. Тот, кто сшибает “копейку”, получает с отставившего “на копейку” деньги и  дает  ему  сдачи  столько пар, сколько идет на копейку, но удерживает себе в первый кои одну пару,  во второй кон две пары, в третий - три. Если на копейку продается три пары, то на третий кон копейка объявляется чистой и сбивший ее получает от отставившего копейку безвозмездно”.  “Лодыжки редко  считали по одной.  Большей частью их считали парами.  Но слово “пара” не употребляли,  существовал другой термин “гнездо”. 3-4 гнезда лодыжек имели определенную цену - 1 копейка.  Но бывали среди ребят своего рода ростовщики,  которые во время игры в лодыжки,  особенно во время  больших праздников,  например, во время Пасхи, когда в играх принимало участие много взрослых и даже женатых,  продавали по два гнезда за одну копейку”. В с.Сушки Спасского района в 1920-е гг. между играющими такие существовали денежные счеты:  за проигранную чужую (взятую в долг) бабку надо было платить одну копейку или получить 2-3 щелкана в лоб”.
Способ определения очередности в игре обыкновенно  был  связан  с положением, которое занимала бабка при канании. “Эти кости, -  сообщал информатор,  - по бокам имеют поверхность разную.  Передняя называется “тофом”; один бок “ плоский - называется “бокам”; другой бок “ изогнутый - “синой”. ...Хозяева швыряли по одной лодыжке. Лодыжка, легшая на бок,  считалась первой,  “тоф”- второй,  “сина”- третьей” (г.Михайлов, начало ХХ в.).  “Сначала бьют те, у кого легло “бложце”. Если их легло несколько,  то бьет тот,  чья лежит дальше всех. После бложц бьют “жоги”, а затем с левой руки “тыки” (“ники”) (г.Рязань, Козловский вокзал и северо-восточная часть Троицкой слободы). В с.Свинчус Шиловского района в 1910 г.  канались аналогичным образом: все играющие отдавали по одной своей шашке одному из участников игры.  Он брал шашки в две пригоршни и бросал их на землю.  Чьи шашки встанут стоя,  те игроки будут первыми в последующей игре. Бросив оставшиеся шашки несколько раз, определяли очередность.
“Иногда метание составляло специальную игру.  Взяв в руки от другого играющего его лодыжку, подбрасывали ее кверху. Выигрывал тот, чья лодыжка дала “бок”.  “Тоф” выигрывал,  если две лодыжки давали “сину”, “боку” он проигрывал” (г.Михайлов, начало ХХ в.).
Для игры,  кроме того, нужна была бита. Часто в качестве биты использовали более крупную и увесистую кость (бабку). “Некоторые лодыжки по бокам красоты ради подтесывались. Такие лодыжки назывались “стесками” и употреблялись как битки, т.е. ими было хорошо швырять: они в лету были более устойчивы.  Просверливая снизу лодыжки, их заливали оловом и получали “биток”.  Делали форму и заливали ее  чугуном,  получая чугунную лодыжку (“чугунку”), или свинцом, получая “свинчатку”. “Свинчатками” называли и лодыжки, залитые свинцом” (г.Михайлов, нач.XX в.).  В  с.Свинчус  Шиловского района игроки катили по земле в сторону линии бабок деревянный или тряпичный шар или мяч  и  таким  образом  сбивали бабки  (1910-е гг.).  Зимой на льду вместо биты использовали “чугунные пластинки,  например,  от сковороды,  и катки,  например,  гирю часов” (г.Михайлов) или металлическое кольцо,  пущенное по льду горизонтально (д.Сушки Спасского района,  1920-е гг.). В с.Ижевском Спасского района в 1910-е гг.  в бабки играли,  ставя в земли на ребро монеты и били по ним чухами - чугунными плитками.

Согласно описаниям этнологического архива Общества исследователей Рязанского края, сделанным А. А. Мансуровым, бытовало несколько вариантов игры в бабки.

Основным вариантом являлась игра под названием “в кон за кон”.  В г.Михайлове  в начале ХХ в.  играли так.  Бабки расставляли гнездами в одну линию.  Расстояние между гнездами на кону равнялось ширине гнезда (две бабки). Линия, с которой наносился удар, располагалась параллельно линии кона на расстоянии 30-40 шагов.  Каждый играющий  кидал  свой “биток”  с этой линии стремясь выбить одну или несколько бабок,  расставленных на кону.  За коном битки располагались на разном расстоянии, поэтому с другой стороны кона били не по очереди,  а начиная с дальней битки,  ближний же к кону биток бил последним”. Выбитые бабки забирали себе.  Бытовали  особые  термины,  обозначавшие  способы метания бабок (г.Михайлов, начало ХХ в.). В игре “в кон за кон” из-за кона можно было бросать биту по-разному. “А били из-за кона “шибо”, т.е. с размаха, как обычно швыряют или бросают что-либо,  когда рука отводится вверх и в сторону. Или “като”, когда рука принимает то положение, какое бывает при желании дать катящееся движение предмету, т.е. рука отводится вниз и назад.  Во время бросания битка нельзя было смущать,  или развлекать бившего,  говорили “не подговаривать”.  ...Был еще удар “в голова”  Им пользовались  те,  чей биток расположен около кона.  Удар заключался в том,  что били сверху,  направляя биток в промежуток между  гнездами”.  “Если  от гнезда выбивается одна бабка,  выбивший забирает все гнездо.  Если выбитыми бабками выбиваются другие  бабки,  то  они  ставятся  на прежнее место и игрок ничего не получает (это называется “через”)”.

“В кон” играли так же,  но из-за кона не били,  а забирали  биты, возвращаясь в исходное положение, и кидали снова, соблюдая установленную ранее очередность.

“В гусек” играли так же, как “в кон за кон” или “в кон”, но линия расстановки бабок была перпендикулярна линии,  на которой стояли игроки. Гнезда бабок стояли “в затылок” друг другу.

“В выставку” играли так же,  как и “в гусек”,  но выбивать  бабки надо было с дальнего конца линии гнезд. “Если выбивал кто-нибудь в середине или в конце,  ближнем к игроку,  то все выбитое становилось  на место, а неправильно выбивший доставлял столько гнезд, сколько выбил”.

ИГРОВЫЕ СЧИТАЛКИ

1.Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо града.

Кто его поднял?

Я его поднял. Стук, гром, стеклышко.

Выйди вон.

2.Я хочу узнать,

Кто из вас дурак –

Раз, два, три,

Это, верно, ты!

 

3. Энтер, бентер, козу гнал,

Нашу курицу украл,

Поздоровался с лоханкой,

У порога тут упал.

Тут хват, перехват,

Кочерга пошла плясать.

 

4. Таня, баня, что под вами,

Под железными столбами?

Стоит шпунтик, сам король,

Шишел, вышел, вон пошел,

Надел шапочку и ушел.

 

5.Чики, чики, чикалочки,Едет Ваня на палочке,

А Маня в тележке

Щелкает орешки.

 

6. Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять,

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет,

Пиф-паф, ой-ой-ой,

Умирает зайчик мой.

 

7. Доры, доры, помидоры,

Мы в саду поймали вора,

Стали думать и гадать,

Как нам вора наказать,

Мы связали руки-ноги

И пустили по дороге,

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружево, ботинки,

Что угодно для души.

 

8. Перводан, другодан,

Пивчик, станок,

Сам корольчик,

Шишел, вышел, вон пошел.

 

9. Катилось яблочко вкруг огорода,

Кто его поднимет, тот воевода,

Воеводский сын,

Шишел, вышел, вон пошел.

 

10. Раз, две, три, четыре,

Меня грамоте учили,

Не читать, не писать,

Только по полу смекать.

Я скакала, я скакала,

Себе ноженьку сломала,

Вышел папа, поругал

И за доктором послал.

Доктор едет на свинье

С балалайкой на спине,

 Если доктор лечит даром,

Нос намажет скипидаром,

А потом, потом, потом

Отрубите топором.

 

11. Дождик, дождик, перестань,

Я поеду во Рязань.

 

12. Ехал Ваня из Рязани,

Полтораста рублей сани,

Девяносто два дуга,

Уходить тебе веля (или - целовать тебе веля).

 

13. Кован, кован,  чем подкован?

Златом, путом, подполитом,

Кто там пишет? Ванька,  ямщик, квок.

 

Считалки №№1-13 взяты из рукописи Бабкина М.В.  Детские игры наших мест (РИАМЗ, научный архив, дело III/520, N 305, 1927 г., г.Михайлов).

 

Литература и источники:

1. Горбунов Б. В., Ефимов А. В., Ефимова Е. А. Традиционные народные игры и забавы Рязанского края : Этногр. очерки / Горбунов Б.В., Ефимов А.В., Ефимова Е.А. - Рязань : Ряз. обл. центр нар. творчества, 1994. - 142 с. : ил. ; 29 см. - (Рязанский этнографический сборник / Гл.ред. В.Коростылев). - Библиогр.: с.139-141

2. Мансуров А. А. Описание рукописей этнологического архива общества исследователей Рязанского края. - Вып.1-5. - Рязань, 1928-1933.
Архив Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника:

1.Фонд III. Д. 520. № 305. Бабкин М. В. Детские игры наших мест.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области