Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Бесценные ценности Александра Мерясева

Уникальный музей под открытым небом создал новомичуринец Александр Мерясев. Многочисленные самовары, чайники, чугунки, прочие предметы былого деревенского быта нашли свой приют на яблонях и грушах в дачном саду любителя старины глубокой...

Всего, что собрано им с 2003 года, хранитель древностей Александр сегодня уже и перечислить не может. С великодушной улыбкой, в которой едва уловишь добрую хитрецу, пропустит тебя вперед, а сам неслышно идет рядом: восхищайтесь! Возгласы неподдельного изумления, всполох любопытства в глазах - дело для него, конечно, привычное, но ведь каждый удивляется по-своему, а видеть это - и есть высшее наслаждение, больше ничего от вас хозяину и не надо... «Самое трогательное, - рассказывает мой собеседник, - когда приходит старушка рамку для фотографии заказать (я и это умею), и вдруг видит вот это все. У нее слезы на глазах - рассматривает вещи, гладит их рукой... Детство, молодость вспоминает...» Кто-то наверняка вспомнит: вот таким утюгом, раскаленным углями из печки, гладила белье мама, а кто-то непременно отметит и тонкий вкус, с которым расположены на импровизированных стеллажах ставшие экспонатами чайники, блюдечки и топоры. Мерясев протоптал тропку к местному вторчерметовскому пункту: среди ставшего ненужным в деревенском дворе и сданного на вес «металлолома» порою находишь такие штучки, которым, по мнению нашего «директора музея», просто цены нет. «Я выкупаю их за двойную цену ...» - Спасаете историю? - «Называйте это как хотите...»

Ухваты, печные вьюшки, старинные вилки и ложки, безмены (пружинные весы), монеты. В «денежной» коллекции Александра - монеты и бумажные банкноты времен царской России. Гость в дом - и Александр, для полноты ощущений, включает патефон, наполняющий комнату голосом Клавдии Шульженко. «Мечтаю о пластинке Утесова, да вот что-то попадается», - глаза Мерясева вновь вспыхивают мечтой. С каждой минутой общения с ним понимаешь: он - вселенная, загадочная и непостижимая. Мы сидим на кухне, где золотыми руками хозяина (об этом чуть позже) создано, кажется, все: стол и стулья, хлебница, полки, шкафчики... Все резное, сделанное умело и с любовью. К стене пришпилен пожелтевший номер газеты «Советская Мордовия». «Семидесятые годы, - комментирует хозяин. - У родителей в доме нашел...» Креативщик Мерясев демонстрирует кинокамеру «Киев», стеклянные «четвертины» - бутыли с очень длинными горлышками, видавшие виды музыкальные инструменты - все это им когда-то спасено и не только может, но и используется хозяином по назначению. «В доме никто не пьет, - на всякий случай уточняет он. -Когда приезжают друзья, мы играем на гармошке и балалайке, поем песни, и знаете, не все верят, что обходится без спиртного...»

От печки, от прялки...

Прабабушкина прялка стала первым экспонатом в домашнем музее тогда еще энергетика, машиниста-обходчика котлотурбинного цеха № 2 Рязанской ГРЭС Александра Мерясева.

Он привез ее из Мордовии. Тамара, супруга, поначалу ничего против не имела: кто ж думал, что увлечение приобретет сегодняшние масштабы, перешагнет порог их новомичуринской «хру-щевки»! Приобрело. Перешагнуло. Особую гордость увлеченный стариной Александр испытывает, рассказывая о принадлежащем теперь ему пушечном ядре времен атамана Пургаса. Не слышали о таком? «Охальничал на берегах Цны и Мокши во времена Екатерины Второй, - просвещает меня Мерясев, - а после нашли они вроде бы с русской царицей общий язык... Черных искателей, знаю, его золото по сей день интересует...»

Не менее ценный экспонат - продольная пила. Что, и о таком чуде не слышали? Когда еще ни пилорам не было, ни электричества, мастеровые люди пользовались таким вот столярным приспособлением. А посмотрите коллекцию топоров -их не менее двух десятков, все с топорищами, все в рабочем состоянии. И, несмотря на свою многовековую историю, каждый способен творить чудеса - в умелых-то золотых руках...

«Пронская девственница»

Сегодня Александр живет и работает в своем загородном деревенском доме. Здесь у него и мастерская, и цех, и сушилка - все, что сегодня кормит столяра-самородка и его семью. С работы на престижном предприятии недавно ушел. В городскую квартиру, признается 48-летний далеко еще не пенсионер, и не тянет. Пять котов и кошек; две ласковые, но строгие к чужим собаки; дух свободы и творчества, что так сладок и приятен... Вместо ворот у крыльца - деревянные скульптуры: не очень гостеприимный дракон с зубами из мореного многовекового дуба, найденного на дне Мокши, и серьезная идолоподобная «Пронская девственница». Ее как свою авторскую работу прончанин Мерясев представлял на фестивале «Рязань косопузая» в Путятине этим летом. Работа не имела названия, но когда члены жюри спросили, почему скульптура, в отличие от произведений других мастеров, не покрашена лаком, Александр отшутился: «Не покрыл, вот такая она у меня девственная». Так и пошло: «Пронская девственница»... С фестиваля он привез резной диплом - понятное дело, не простой, а деревянный - ни пять ни взять произведение искусства. Кстати, кто не знает косопугюй Рязань стала благодаря своим столярам. Так прозвали тех, кого «косопузил» неизменный топор за поясом, верный друг и кормилец. На рубахе-то складки, зато руки золотые! Как у Александра и его друзей.

Друзья

Любители песен под гармошку и балалайку Роман Шашкин и Евгений Широчкин, о которых чуть ранее говорил мне Александр, - коллеги по увлечению, мастера декоративно-прикладного искусства, признанные комитетом по культуре и туризму Рязанской области и областным научно-методическим центром народного творчества. А Роман - еще и один из организаторов вышеупомянутого фестиваля. А что в родном отечестве? Признан ли на пронской, ставшей родной, земле?
- Признан, - улыбается великодушный Меря-сев. - В выставках Пронского музея постоянно , принимаю участие. После одной из них приехал за своей работой - зеркалом в раме в виде трех переплетенных кошек - не отдают. Директор музея говорит: «Пусть еще у нас постоит, не забирай...» Что ж, Анна Грузинцева в экспонатах толк знает. Нет, пожалуй, в Пронске и его окрестностях человека, более преданного своему детищу - краеведческому музею. Интересно, что сказала бы она, побывав в сказочном музее участника выставок Александра Мерясева? Наверное, ахнула бы, узнав, что и днюют и зимуют экспонаты прямо под открытым небом, однако что правда, то правда: никаких официальных залов не хватило бы вот этим сотням тысяч «экспозиционных единиц»...

Уроки любви к Родине

В сегодняшней школьной программе наверняка есть часы, отведенные воспитанию добрых чувств к земле, на которой мы живем. Музей Александра Мерясева, его отношение к миру, жизни, истории вполне могут быть примером для «юношей, обдумывающих житье.

Ну конечно, школьников на экскурсии к нему в сад не водят, разве только соседи да знакомые знают о существовании на соседней улице этакого чуда. И очень жаль...

Лариса АНДРИЕВСКАЯ
"Пронская газета"
14 декабря 2012 г.


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области