Мастера Рязанщины
Бесценные ценности Александра Мерясева
Уникальный музей под открытым небом создал новомичуринец Александр Мерясев. Многочисленные самовары, чайники, чугунки, прочие предметы былого деревенского быта нашли свой приют на яблонях и грушах в дачном саду любителя старины глубокой...
Всего, что собрано им с 2003 года, хранитель древностей Александр сегодня уже и перечислить не может. С великодушной улыбкой, в которой едва уловишь добрую хитрецу, пропустит тебя вперед, а сам неслышно идет рядом: восхищайтесь! Возгласы неподдельного изумления, всполох любопытства в глазах - дело для него, конечно, привычное, но ведь каждый удивляется по-своему, а видеть это - и есть высшее наслаждение, больше ничего от вас хозяину и не надо... «Самое трогательное, - рассказывает мой собеседник, - когда приходит старушка рамку для фотографии заказать (я и это умею), и вдруг видит вот это все. У нее слезы на глазах - рассматривает вещи, гладит их рукой... Детство, молодость вспоминает...» Кто-то наверняка вспомнит: вот таким утюгом, раскаленным углями из печки, гладила белье мама, а кто-то непременно отметит и тонкий вкус, с которым расположены на импровизированных стеллажах ставшие экспонатами чайники, блюдечки и топоры. Мерясев протоптал тропку к местному вторчерметовскому пункту: среди ставшего ненужным в деревенском дворе и сданного на вес «металлолома» порою находишь такие штучки, которым, по мнению нашего «директора музея», просто цены нет. «Я выкупаю их за двойную цену ...» - Спасаете историю? - «Называйте это как хотите...»
Ухваты, печные вьюшки, старинные вилки и ложки, безмены (пружинные весы), монеты. В «денежной» коллекции Александра - монеты и бумажные банкноты времен царской России. Гость в дом - и Александр, для полноты ощущений, включает патефон, наполняющий комнату голосом Клавдии Шульженко. «Мечтаю о пластинке Утесова, да вот что-то попадается», - глаза Мерясева вновь вспыхивают мечтой. С каждой минутой общения с ним понимаешь: он - вселенная, загадочная и непостижимая. Мы сидим на кухне, где золотыми руками хозяина (об этом чуть позже) создано, кажется, все: стол и стулья, хлебница, полки, шкафчики... Все резное, сделанное умело и с любовью. К стене пришпилен пожелтевший номер газеты «Советская Мордовия». «Семидесятые годы, - комментирует хозяин. - У родителей в доме нашел...» Креативщик Мерясев демонстрирует кинокамеру «Киев», стеклянные «четвертины» - бутыли с очень длинными горлышками, видавшие виды музыкальные инструменты - все это им когда-то спасено и не только может, но и используется хозяином по назначению. «В доме никто не пьет, - на всякий случай уточняет он. -Когда приезжают друзья, мы играем на гармошке и балалайке, поем песни, и знаете, не все верят, что обходится без спиртного...»
От печки, от прялки...
Прабабушкина прялка стала первым экспонатом в домашнем музее тогда еще энергетика, машиниста-обходчика котлотурбинного цеха № 2 Рязанской ГРЭС Александра Мерясева.
Он привез ее из Мордовии. Тамара, супруга, поначалу ничего против не имела: кто ж думал, что увлечение приобретет сегодняшние масштабы, перешагнет порог их новомичуринской «хру-щевки»! Приобрело. Перешагнуло. Особую гордость увлеченный стариной Александр испытывает, рассказывая о принадлежащем теперь ему пушечном ядре времен атамана Пургаса. Не слышали о таком? «Охальничал на берегах Цны и Мокши во времена Екатерины Второй, - просвещает меня Мерясев, - а после нашли они вроде бы с русской царицей общий язык... Черных искателей, знаю, его золото по сей день интересует...»
Не менее ценный экспонат - продольная пила. Что, и о таком чуде не слышали? Когда еще ни пилорам не было, ни электричества, мастеровые люди пользовались таким вот столярным приспособлением. А посмотрите коллекцию топоров -их не менее двух десятков, все с топорищами, все в рабочем состоянии. И, несмотря на свою многовековую историю, каждый способен творить чудеса - в умелых-то золотых руках...
«Пронская девственница»
Сегодня Александр живет и работает в своем загородном деревенском доме. Здесь у него и мастерская, и цех, и сушилка - все, что сегодня кормит столяра-самородка и его семью. С работы на престижном предприятии недавно ушел. В городскую квартиру, признается 48-летний далеко еще не пенсионер, и не тянет. Пять котов и кошек; две ласковые, но строгие к чужим собаки; дух свободы и творчества, что так сладок и приятен... Вместо ворот у крыльца - деревянные скульптуры: не очень гостеприимный дракон с зубами из мореного многовекового дуба, найденного на дне Мокши, и серьезная идолоподобная «Пронская девственница». Ее как свою авторскую работу прончанин Мерясев представлял на фестивале «Рязань косопузая» в Путятине этим летом. Работа не имела названия, но когда члены жюри спросили, почему скульптура, в отличие от произведений других мастеров, не покрашена лаком, Александр отшутился: «Не покрыл, вот такая она у меня девственная». Так и пошло: «Пронская девственница»... С фестиваля он привез резной диплом - понятное дело, не простой, а деревянный - ни пять ни взять произведение искусства. Кстати, кто не знает косопугюй Рязань стала благодаря своим столярам. Так прозвали тех, кого «косопузил» неизменный топор за поясом, верный друг и кормилец. На рубахе-то складки, зато руки золотые! Как у Александра и его друзей.
Друзья
Любители песен под гармошку и балалайку Роман Шашкин и Евгений Широчкин, о которых чуть ранее говорил мне Александр, - коллеги по увлечению, мастера декоративно-прикладного искусства, признанные комитетом по культуре и туризму Рязанской области и областным научно-методическим центром народного творчества. А Роман - еще и один из организаторов вышеупомянутого фестиваля. А что в родном отечестве? Признан ли на пронской, ставшей родной, земле?
- Признан, - улыбается великодушный Меря-сев. - В выставках Пронского музея постоянно , принимаю участие. После одной из них приехал за своей работой - зеркалом в раме в виде трех переплетенных кошек - не отдают. Директор музея говорит: «Пусть еще у нас постоит, не забирай...» Что ж, Анна Грузинцева в экспонатах толк знает. Нет, пожалуй, в Пронске и его окрестностях человека, более преданного своему детищу - краеведческому музею. Интересно, что сказала бы она, побывав в сказочном музее участника выставок Александра Мерясева? Наверное, ахнула бы, узнав, что и днюют и зимуют экспонаты прямо под открытым небом, однако что правда, то правда: никаких официальных залов не хватило бы вот этим сотням тысяч «экспозиционных единиц»...
Уроки любви к Родине
В сегодняшней школьной программе наверняка есть часы, отведенные воспитанию добрых чувств к земле, на которой мы живем. Музей Александра Мерясева, его отношение к миру, жизни, истории вполне могут быть примером для «юношей, обдумывающих житье.
Ну конечно, школьников на экскурсии к нему в сад не водят, разве только соседи да знакомые знают о существовании на соседней улице этакого чуда. И очень жаль...
Лариса АНДРИЕВСКАЯ
"Пронская газета"
14 декабря 2012 г.