Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Современная старина

В регионе работает около двух тысяч ремесленников, изделия которых относятся к народным промыслам, – резчики по дереву, ткачи, вышивальщицы, мастера лозоплетения, представители других видов традиционной для Рязанщины деятельности. С другой стороны, в регионе возводятся гигантские туристические кластеры и отдельные суперсовременные гостиницы в Рязани и районах, планируются все новые и новые экскурсионные маршруты.

В министерстве промышленности и торговли страны образовали группу экспертов и приступают к созданию единого информационного ресурса по всем народным промыслам России, призванного, в частности, вобрать в себя исчерпывающие данные о действующих предприятиях, теснее связать их с индустрией туризма.

Задача сохранения народных промыслов решается в разных регионах неодинаково успешно. Наша область – в числе благополучных. Связано это, например, с тем, что региональная власть активно участвует в софинансировании федеральных программ. По данным минэкономразвития области, в последние годы мы стабильно – в тройке регионов, получающих для народных промыслов наибольшие средства в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. А в 2008-м и в 2010 годах наш показатель – второй в России. Средства эти, вместе с деньгами из регионального бюджета, направляются по статье «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел и народных художественных промыслов». Причем направляются – со знанием дела. Почти десять лет существует Рязанский областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Защищены у нас ремесленники и Законом «О народных художественных промыслах Рязанской области».

– Меры государственной поддержки в последние годы не только позволили сохранить в регионе имеющиеся предприятия ЗАО «Скопинская художественная керамика», ЗАО «Труженица», ПК »Кадомский вениз», ИП Гаврилов «Шилово-Лоза», но даже способствовали образованию новых, в частности ООО «Художественно-творческая мастерская «Михайловское кружево», – рассказывает Елена Шаповская, директор областного научно-методического центра народного творчества. Иными словами, сегодня можно говорить об уверенном положении пяти видов таких ремесел. А ведь «Рязанские ведомости» уже отмечали, что область 50-60 лет назад славилась 15-ю их видами! Потери, как видим, есть. К тому же и экономическое положение действующих предприятий не всегда завидное: чаще всего они находятся на стадии выживания – как, впрочем, и знаменитые мастера других регионов, палехские, гжельские, например.

Об этом, в частности, совсем недавно шла речь на всероссийском совещании по вопросу законодательного регулирования сохранения и развития народных художественных промыслов. А ранее эта тема обсуждалась на слушаниях в Совете Федерации, депутатами Госдумы РФ, представителями других высших органов власти страны. По словам замглавы Минпромторга России Георгия Каламанова, существующие механизмы поддержки не отвечают современным реалиям. Так, несмотря на пятикратное увеличение объемов выделяемых народным промыслам субсидий, объемы выпускаемой продукции в реальном выражении снижаются. В рынок входят эти предприятия по-прежнему с трудом. К тому же такой емкий рынок, как, скажем, сувенирный, заполнен чужеземной продукцией низкого художественного уровня и подделками. Система сбыта в отрасли сводится в основном к самостоятельному продвижению товара производителями.

– В сложившихся условиях Минпромторг России начал работу по решению системных проблем в сфере народных художественных промыслов. При этом мы стремимся к диалогу непосредственно с предприятиями. Обращаю внимание, что данная работа проводится параллельно с реализацией действующих мер поддержки, – подчеркнул Георгий Каламанов.

Важным шагом в решении накопившихся проблем является разработка Стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 года. Предполагается сделать это в три этапа. На первом этапе – Минпромторг образовал рабочую группу из экспертов в этой сфере. Сейчас начинается второй этап, заключающийся в создании единого информационного ресурса по всем народным художественным промыслам России. Венчать работу будет третий этап – формирование конкретного плана действий с понятными мероприятиями, ответственными исполнителями и сроками. Иначе говоря, создание Стратегии направлено не только на конкретные действия, но и на проведение комплексного исследования сложившейся ситуации в народных художественных промыслах.

Нынешний, второй, этап – не менее важный, чем остальные два.

– Единый ресурс будет включать в себя исчерпывающую информацию о действующих предприятиях промыслов, он направлен на продвижение и популяризацию народных художественных промыслов, – добавил заместитель министра Каламанов. – Наша основная задача – сделать этот ресурс максимально содержательным и интерактивным. Поэтому в основу мы закладываем механизмы его наполнения всеми участниками индустрии.

По словам директора областного научно-методического центра народного творчества Елены Шаповской, системный мониторинг отрасли просто необходим.

– Сейчас требуется слаженное взаимодействие художников, мастеров, бизнеса, специалистов, готовых представлять и продвигать рязанскую культуру, – говорит она.

Для рязанцев важно активно участвовать в этом федеральном проекте. От этого зависит, в частности, увеличение федеральной поддержки для региона. Но не менее важна и другая прагматичная вещь: народным промыслам нужно правильно организовывать не только производство, но и сбыт продукции. Об этом много говорилось и на недавнем всероссийском совещании по вопросу законодательного регулирования сохранения и развития народных художественных промыслов, и на слушаниях в Совете Федерации. Отмечалось, что наиболее эффективно двухканальное финансирование отрасли народных художественных промыслов, то есть, помимо государственной поддержки, значительный приток финансовых ресурсов должен обеспечиваться за счет взаимодействия с туристской отраслью, прежде всего, от продажи сувениров. Многие выступавшие говорили прямо: необходимо модернизировать сбыт – преимущественно для обеспечения потребностей туриндустрии.

В эту индустрию в нашей области вкладываются уже миллиарды рублей – строится кластер в Рязанском районе, намечается его строительство в Рыбновском, фешенебельные отели возводятся в Рязани, других местах. Но к наплыву туристов надо готовиться заранее, в том числе и представителям народных промыслов. Вот как об этой подготовке сказано в аналитической записке Федерального агентства по туризму: «Приобретая изделие художественных промыслов, турист оставляет его у себя как напоминание о самобытной культуре тех мест, которые он посетил. В дальнейшем этот предмет народного художественного творчества становится самостоятельным объектом показа, символизирующим культуру целого народа. Турист через показ своего памятного сувенира в своей повседневной жизни использует его как музейный экспонат для показа своим друзьям и знакомым и рассказа об интересных фактах, связанных с посещением того или иного региона, о его культурных особенностях».

Проще говоря, в нашем регионе скопинская керамика, михайловское кружево, кадомский вениз и прочие изделия рязанских мастеров будут продаваться и около аквапарка, и рядом с другими суперсовременными сооружениями в Рязанском районе, и в «звездочных» отелях, и даже общественном транспорте. Именно так – как неотъемлемая часть регионального бренда, как составляющая нашего имиджа. Не для того же турист проедет сотни, а то и тысячи километров, чтобы купить под Рязанью китайскую или турецкую «попсу», дешевый ширпотреб, которого у него и рядом с домом навалом. Именно при вхождении в сувенирный рынок народные промыслы обретают уникальную силу, огромные конкурент-ные преимущества, становятся прикладной отраслью – частью туриндустрии. А для того чтобы объединять усилия в регионах, московские эксперты рекомендуют формировать при государственной поддержке систему производственно-сбытовой кооперации, изготавливать доступные по цене для туристов эконом-класса изделия.

Все это, разумеется, только дополнит те формы продвижения продукции народных промыслов, которые в регионе уже есть: фестивали гончаров и кузнецов, «Окские сезоны», помощь ремесленникам в участии в выставках и ярмарках, многое другое. Как сказал Владимир Путин: «Вы знаете, я никого не хочу обидеть: «попса» и так выживет, а народное творчество, народная культура и народные промыслы нуждаются в государственной поддержке».

Юрий Евстифеев

Газета "Рязанские ведомости"

11 сентября 2013 г.


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области