Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Настоящее и будущее скопинской керамики

В начале октября в Санкт-Петербурге, в Российском этнографическом музее, состоялась выставка народных промыслов Рязани, на которой экспонировалась и скопинская керамика. Своими впечатлениями мы попросили поделиться главного художника ЗАО "Скопинская художественная керамика" Т.К. Голованову.

— Татьяна Константиновна, керамика - это главный бренд нашего города, поэтому скопинцы с заинтересованным вниманием следят за тем, как принимают изделия наших мастеров в других городах России. Как прошли выставка в Санкт-Петербурге?

– Она называлась "Скопинская керамика. Михайловское кружево" и проводилась в рамках международной стажировки работников музеев, домов народного творчества и людей, интересующихся народной культурой. Наша экспозиция состояла из лучших работ промысла за последние годы. Были представлены изделия мастеров, не только работающих на предприятии, но и надомников. Основной идеей выставки было проведение мастер-классов. Заслуженный художник России, ведущий художник Михайловской "Труженицы" Ирина Николаевна Копытина показывала, как плести кружево, а моей задачей было познакомить с древней технологией изготовления скопинской керамики. Вот на фотографии у меня в руках символ будущего года - дракончик, и я показываю, как его делать.

Интерес к выставке был очень большой не только со стороны участников стажировки, но и со стороны студентов педагогического университета имени Герцена, где есть отделение декоративно-прикладного искусства. Выставку посетили и учащиеся Высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной. Это училище-музей сейчас в России одно из лучших, с сильным преподавательским составом, Мы побывали там на экскурсии, и нам показали прекрасно оборудованные мастерские, где есть даже печи на отделении керамики, И в этом училище изъявили желание, чтобы скопинокие мастера провели мастер-классы дли учащихся Хотят, чтобы студенты познакомились с исторической основой промысла и посмотрели на изготовление традиционной скопинской керамики.

- Чем вызван такой интерес к нашему промыслу?

- В первую очередь это объясняется тем, что сегодня он практически единственный в России, где сохранена технология изготовления изделий еще XIX века. Мы не отступаем от нее ни на шаг. Как и в XIX веке» у нас остались гончарная основа изделий, первичный обжиг, вторичный обжиг, декор по сырой глине, который уже практически нигде не делается, традиционные сосуды фигурного плана. В то время, как на остальных промыслах, в основном, все изготавливается на промышленной основе и практически нет ручной работы, у нас сохранилось и живет это рукотворное начало - участок ручной работы.

Другое дало - промышленное производство, там у нас тоже применяется литье. Но на выставки мы представляем изделия, к, которым придраться невозможно - сделанные по технологии, унаследованной из глубины веков. Иногда это может быть преломлением традиций на современном этапе как видение автора. Это мы тоже приветствуем, потому что промысел - не какая-то застывшая инстанция, он постоянно развивается, но это не противоречит традициям.

Такое мнение высказывается и в недавно вышедшей книге "Гончарные промыслы России", где скопинскому промыслу уделяется особое место. Если прежде первое место в российском гончарном промысле занимал Гжель, а второе - Скопин, то сегодня первенство Гжели уже оспаривается и преимущество отдается Скопину.

- И проведение международным фестивалей гончаров в нашем городе только закрепляет статус Скопина как центра российского гончарства?

- Да, эти фестивали имеют очень большое значение, потому что дают толчок для развития и популяризации гончарных промыслов. Приезжая к нам на фестиваль, люди получают опыт и потом проводят уже свои аналогичные мероприятия. К примеру, организаторы прошедшего в этом году в Липецке первого фестиваля "Играй, игрушка-романушка" до этого четыре года приезжали к нам, а потом провели свой фестиваль. То есть идет своеобразная цепная реакция в развитии гончарных промыслов по всей Руси великой, и скопинский промысел здесь играет роль кузницы кадров.

- Каковы итоги выставки в музее этнографии?

- Дирекция этнографического музея выразила благодарность за организацию выставки "Художественные промыслы Рязани" и проведение на высоком профессиональном уровне мастер-классов главному художнику ЗАО "Скопинская художественная керамика" Татьяне Константиновне Головановой. И был еще один положительный момент этой поездки. Надо сказать, что заведующая отделом народного искусства России Наталья Моисеевна Калашникова - человек, увлеченный своим делом и активно способствующий развитию народных промыслов. Она очень любит наш промысел, Когда она посмотрела работы из Скопина и Михайлова и оценила их уровень, у нее возникла мысль устроить в музее этнографии всероссийскую выставку народного искусства. Директору музея эта идея понравилась, и он ее поддержал. Конечно же, предстоит очень большая работа и нужна серьезная подготовка, но мы уверены, что сможем очень достойно представить российский промысел.

В заключение к нашей беседе присоединился директор фабрики Валентин Дмитриевич Телышев. Естественно, что как хозяйственник и руководитель предприятий он перевел беседу о победах и достижениях на разговор о текущих проблемах, которые требуют своего разрешения как раз в связи с тем, что промысел развивается, возрастает его роль, и не только на региональном уровне.

В 2013 году запланировано проведение V Международного фестиваля гончаров, на который с каждым новым фестивалем приезжает все больше и больше участников. Постоянно растет количество экскурсионных групп, прибывающих из Москвы, Тулы, других городов. Крупные туристические фирмы организуют туры выходного дня для разных категорий граждан, от школьников до пенсионеров. Интерес к промыслу очень большой, люди потянулись к своему, подлинному, народному искусству. Их привлекает не только экскурсия, но и проведение мастер-классов с участием самого экскурсанта, когда каждый получает возможность лепить.

И это нельзя не поддерживать, но организовать бывает очень сложно. Наплыв посетителей большой, в день бывает по две-три экскурсии, случаются накладки, иногда приходится отказывать. Нужна своя гостиница - Дом туриста - для приема гостей: либо построить такое здание площадью 250-*300 кв. м на территории предприятия, либо использовать для этой цели пустующие помещения в Музее гончарства. С этим предложением руководство фабрики вышло к муниципальным властям.

О необходимости дополнительных условий для осуществления перспектив развития ЗАО "Скопинская художественная керамика" на 2012-2015 годы руководство фабрики сообщило и в областной центр. Здесь главный упор делается на создание в Рязани регионального Центра народных художественных промыслов России. Много лет он является недостижимой мечтой всех промысловиков Рязани, не имеющих возможности арендовать помещения в областном центре, чтобы реализовывать свои изделия, проводить там мастер-классы, выставки-продажи. Теперь в этом деле появились какие-то подвижки, нашлись инвесторы, готовые вложить средства в строительство. Необходимо только выделить подходящее место для центра.

Пожелаем руководству ЗАО "Скопинская художественная керамика" исполнения задуманного как на областном, так и на муниципальном уровне! Ведь что хорошо для промысла, хорошо и для скопинцев.

О. Неволина

Газета «Скопинский вестник»

28 октября 2011 г.


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области