Мастера Рязанщины
К 75-летию Юрия Васильевича Бучнева
Юрий Васильевич Бучнев родился в 1934 году в семье пограничника в городе Гудаута Сухумского района Абхазской АССР. Детство и обучение в начальной школе прошло в разных районах Грузии и ее Черноморского побережья. Наверное, море на всю жизнь заняло воображение будущего художника и впоследствии неоднократно воплощалось в рисунках и первых картинах.
По окончании Великой Отечественной войны семья несколько лет прожила в Западной Украине и в 1948 году навсегда поселилась в городе Михайлове, родных местах матери. Первым большим и добрым другом на всю жизнь для школьника Бучнева стал учитель и наставник Сытов Алексей Николаевич, который много сделал, чтобы заинтересовать его изобразительным искусством.
После окончания средней школы неожиданно проснулась тяга к морю и была попытка поступить в Военно-морское училище, однако по состоянию здоровья не хватило 2-3 баллов, чтобы надеть заветную тельняшку.
Но этих недостающих для морского флота нескольких баллов оказалось вполне достаточно, чтобы обучаться в Егорьевском авиационно-техническом училище гражданского Воздушного флота.
Годы учебы были наполнены самыми интересными событиями: художественная самодеятельность и игра на гитаре в училищной джаз-банде, участие в оформлении стенных газет, различных стендов и наглядных пособий для учебных кабинетов. Затем несколько лет работы в Краснокутском училище летчиков гражданской авиации.
В 1959 году, после увольнения из Аэрофлота, пришел работать в школу учителем черчения и основ изобразительного искусства: вначале в школах № 1 и № 2, затем на многие годы - в Михайловской школе-интернате.
В целях повышения педагогической квалификации заочно окончил художественно-графический факультет Московского педагогического института.
Годы работы в школах, учеба в столичном институте много дали для творческого развития Юрия Васильевича: кружковая работа, организация различных студий и мастерских было обычным, даже обязательным, явлением в течение его почти 25-летней педагогической деятельности.
Многолетняя работа в Михайловской школе-интернате и увлеченность таким видом изобразительного искусства, как создание макетов и моделей с использованием прежде всего хороших навыков чтения чертежей, схем позволили не только создать кружок художественного моделирования, но и серьезно увлечь большую группу воспитанников, начиная с 5-го по 8-й классы. Ребята с интересом нашли себя, работа в кружке заметно повлияла на их общее нравственное состояние (многие из них, несмотря на талант и светлую голову, были педагогически запущены и требовали особого подхода).
Вместе со своим руководителем кружковцы создали прекрасные макеты для школьной Ленинской комнаты:
«Шалаш В.И. Ленина в Разливе», «Дом семьи Ульяновых в Симбирске», «Мавзолей В.И. Ленина в Москве», модели знаменитого броневика, с башни которого выступил вождь пролетариата на Финляндском вокзале в 1917 году, «Атомоход «Ленин» и другие.
Приступив к работе в Михайловском музее, Ю.В. Бучнев использовал такое макетирование при оформлении музейных экспозиций: «Остатки города Михайлова на Голубой Горе. 1238-40-е годы», общий вид традиционной древней церкви на посадах крепости города Михайлова, «Соборная церковь Архангела Михаила в городе Михайлове» и другие.
Был в биографии Ю.В. Бучнева еще один неожиданный, но интересный поворот в жизни. В дни обострения международной обстановки, во время так называемого Карибского кризиса, его как офицера запаса в 1960 году срочно мобилизовали в кадры Советской Армии, и ему около двух лет суждено было нести непростую службу в ракетных войсках стратегического назначения. Несмотря на боевое дежурство, которое продолжалось с небольшими перерывами, все эти два года художник не оставлял любимого занятия: много рисовал, активно занимался оформительским делом. Множество рисунков и набросков с натуры сослуживцев, солдат и командиров достаточно полно характеризуют этот период.
После возврата к мирной жизни - вновь работа в школах, переход на должность директора Михайловского исторического музея. Нужно сказать, что многие годы, работая в школах, Бучнев не оставлял надежды открыть в городе музей. Это стало возможным только в декабре 1981 года.
Музей не сразу освоил под экспозиции помещения, которые ему принадлежали, что с успехом было использовано для выставочной деятельности образовавшегося в 1984 году районного клуба художников.
Нужно сказать, что и тогда, когда в созданных музейных экспозициях не оставалось места, все же в стесненных залах и во временных экспозициях образовывались «окна», которые немедленно занимали члены клуба со своими выставками. Ухитрялись организовывать и персональные, приуроченные к юбилейным датам.
Двоим из них - Гусарову А.М. два года назад и вот сегодня Бучневу Ю.В. - «стукнуло» семьдесят пять. Много ли это? Как считать... Можно ведь и так сказать: «Я еще молод и полон сил: мне всего-то три раза по 25!»
Данная персональная выставка - пятая во всей творческой биографии художника Ю.В. Бучнева отражает различные этапы его становления и профессионального роста: от первых, еще по-юношески наивных и непосредственных, работ до произведений, которые явились результатом размышлений и серьезных творческих поисков. Излюбленным жанром художника является портрет. Их здесь много, часть их удачно решена в психологической плоскости.
Так, темы тревожных судеб ветеранов войны в портретах Сытова А.Н., Аманова В.И., Зайцева М.А. и инвалида Накапкина В.И. с женой зритель найдет многое для размышления и осмысления: это и боль за судьбу Отечества, самопожертвование во имя Великой Победы; это чувство горечи и утраты наших прекрасных ребят в боевых действиях в Афганистане. Портрет воина-интернационалиста Зарубина Ю.В. написан психологически тонко и говорит сам за себя, еще раз напоминая нам, что человеку легко оказаться игрушкой, когда в такие игры играют недальновидные политики и государственные деятели.
Реалистически выполнены портреты дочерей, жены и несколько автопортретов.
Как и большинству художников-любителей, творчеству Бучнева не чужды пейзаж и натюрморт. Однако видение этого пейзажа особенное (здесь и любовь к родным полям и уголкам города, и дань памяти к прошлому, к историческим памятникам), смешанное с чувством неподдельной боли и горечи за гибель прекрасных и уникальных памятников архитектуры города и района.
И, пожалуй, главной темой в работах художника была и остается тема Великой Отечественной войны. Она отражена в каждой третьей работе. Художник много работает над различными вариантами воплощения великого мужества и героизма советского воина. Так, к образу освободителей города от немецко-фашистских захватчиков Ю.В. Бучнев приступал много раз. Результатом многолетних усилий стала картина «За нашу Советскую Родину!», портреты Маршала Советского Союза Голикова Ф.И., легендарного майора Воеводина А.П., героически погибшего в бою за наш город, полотно «Михайлов - декабрь 1941-й», на котором изображена первая встреча героев Московской битвы: генерала Голикова Ф.И, командующего 10-й Армией и писателя-фронтовика, военного корреспондента Симонова К.М. в только что освобожденном Михайлове.
Верность этой теме ярко выразилась в работе совместно с районным архитектором Ладохиным И.Т. по проектированию и созданию стелы «Воинам 10-й Армии, освободившим город Михайлов с 6 на 7 декабря 1941 года» на площади Освобождения, торжественно открытой 6 декабря 1966 года в день 25-летия этих исторических событий в жизни города.
Одной из значимых работ из цикла о войне стал стилизованный под картину-икону портрет легендарного героя Великой Отечественной войны Маршала Советского Союза Жукова Г.К. - Георгия Победоносца на белом коне.
Михайловское цветное кружево - законная гордость земли Михайловской - также нашло свое отражение в произведениях Ю.В. Бучнева. Вот некоторые из них: большое полотно «Мастерицы», «России щедрая душа», «Казачка Лида» - портрет жены, потомственной казачки из Щетининской слободы, несколько натюрмортов, декором которых стали фрагменты кружев.
Когда стало известно, что военный дирижер и композитор Агапкин В.И. родом из деревни Шанчерово Михайловского района, художник сумел к его 120-летию написать картину «Красная площадь. 7 ноября 1941 года» и его портрет - трубача 7-го Тамбовского кавалерийского полка, когда им в 1912 году был написан всемирно известный марш «Прощание славянки». Вскоре эта тема еще раз прозвучала в триптихе «Прощание славянки» (трогательные моменты проводов на защиту Отечества воинов и на Куликово поле, и на Бородинское поле, и на огромное поле Великой Отечественной войны).
Графику считают школой и основой изобразительного искусства. В собрании художника десятки зарисовок, акварельных этюдов, эскизов и композиционных постановок, рисунков пером и пастелью.
В 90-е, когда повсеместно стали возрождаться храмы, художник не остался в стороне от этого всенародного дела. Им в разные годы было написано несколько икон для церкви Рождества Богородицы в Михайлове, церкви Рождества Христова в Прудской, церкви Преображения в селе Голдино и храма Рождества Богородицы в селе Виленка.
Бучнев постоянный участник всех районных, областных и республиканских выставок, в частности, зональной - в Костроме в июле 1989 года, а также I, II и III туров Всероссийской - «Славные сыны Отечества» в Москве. В собственности художника находится 40 творческих работ, столько же находится в районной и городской администрациях, в присутственных местах различных городских и районных организаций, в частных коллекциях в Михайлове, Рязани, Москве, Самаре, Ярославле, Минске, Тирасполе и американском городе Сан-Франциско.
Большую часть картин и портретов Ю.В. Бучнев передал в фонды будущей народной художественной галереи с надеждой, что она в каком-то обозримом будущем будет открыта в Михайлове, с глубокой уверенностью в то, что воспитание Искусством станет таким же необходимым и востребованным, как и воспитание Историей.
Захарова Е.В., Шарова К.В., г. Михайлов.
Август 2009 года