Мастера Рязанщины
Общий взгляд на мир
Анна Степашкина и ее 9-летняя дочь Мария - непрофессиональные художники. Необычность их творчества в том, что они творят в совершенно новом направлении живописи, который называется контемплативизм. Недавно в Рязани прошла первая выставка семейного тандема.
- Этот стиль относительно нов. Сам термин происходит от латинского «contemplativo» - созерцать, - рассказывает Анна СТЕПАШКИНА. - В контемплативизме первичен цвет, где он выступает как живой организм.
Новые горизонты
Анна выросла в семье, в которой любили рисовать. Правда, профессионально этим занимался только ее двоюродный дедушка - Степан Степашкин, занимавший продолжительное время должность директора Рязанского художественного музея. Остальные рисовали на любительском уровне, но сам процесс, по словам Анны, способствовал ее художественному и личностному развитию.
- Хотелось стать профессиональным художником, но по личным причинам образование я получила педагогическое. Правда, пошла на тот факультет, где мне могли дать начальные знания по рисованию, - факультет начальных классов.
Как признается Анна, она научилась хорошо копировать чужие картины, но в итоге поняла - надо двигаться дальше. Однажды семейные обстоятельства привели ее в один из детских садов, где она познакомилась с творчеством Анастасии Ворониной, которая развивает в России направление контемплативизма.
- Так я открыла для себя новые горизонты рисования, -делится Анна. - И мне надо было этим с кем-то поделиться. Естественно, я выбрала того, кто находится рядом, - своего ребенка.
Анне удалось настолько увлечь дочь, что теперь они в основном рисуют вместе. При том, что Марии всего 9 лет, ее уже трудно назвать начинающим художником.
На уровень выше
- Почему нам с Марией понравился этот стиль? Потому что начиная рисовать картину, никогда не знаешь, что получится в итоге, - рассуждает Анна. - Приведу пример - мы решили нарисовать лебедя на сером фоне. Ставим перед собой задачу - изобразить не красивого лебедя, а показать его духовную сторону. И отталкиваясь от этого, начали придавать ему форму. Изначально в планах у нас было изобразить пару лебедей, но меня захватила водная стихия - на улице как раз шел дождь, поэтому мне показалось гармоничнее показать одного лебедя, олицетворяющего силы воздуха и воды. Надеюсь, у меня это получилось. Мария же нарисовала пару лебедей - она хотела показать силу любви, визуально изобразив своеобразное сердечко из склоненных голов.
Получившиеся картины Анна и Мария стараются снабдить цитатами из поэтического наследия Д.Р.Р. Толкиена - автора знаменитого «Властелина колец». По их мнению, его творчество идеально отображает смысловое значение получившихс визуальных образов. Например, для картины Марии, на котором изображено дерево с каплями, которые светятся в темноте, они выбрали свою, любимую строфу из Толкиена - «Но дерево не дерево, покуда никто не увидал его как чудо и не сумел как дерево наречь». - Мы надеемся, что Мария будет рисовать лучше меня, потому что, как мне кажется, дети должны превосходить родителей, - считает Анна. - Я всячески поддерживаю ее начинания. Но с профессией она еще, разумеется, не определилась.
Талантливый человек талантлив во всем, поэтому Мария, помимо того, что всерьез увлекается живописью, пробует себя и в музыке - играет на скрипке, гитаре, занимается танцами. Недавно была издана книга ее стихотворений.
- Надеюсь, что у нее все получится, - говорит мама. - Постараемся вместе с ней профессионально расти.
Андрей ТЕРЕХОВ
Газета «АиФ — Рязань»
18 апреля 2012 г.