Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Новости

В поисках своего героя

В летнем лагере юные кинематографисты снимают фильмы о вечных ценностях.

В первые в области этим ле­том на базе клепиковской турбазы «Мещера» рабо­тал детско-юношеский кинола­герь. Современным подросткам можно только позавидовать. Еще лет 30 назад мечты обыч­ного ребенка не простирались дальше того, чтобы стать геро­ем какого-нибудь приключен­ческого кино. Но чтобы снять его от начала до конца соб­ственными силами, а потом от­править на фестиваль - такое и в голову не приходило.

И вдруг фантастика стала явью. В лагере, созданном руково­дителем киномастерской «Лучкино» Павлом Морозовым, подрост­ки умудряются менее чем за две недели сделать короткометраж­ную художественную картину или даже две. Мы посетили вторую смену лагеря как раз в тот момент, когда ребята приступили к съем­кам фильма «Пропалкот».

О киномастерской «Лучкино» мы рассказывали нашим читате­лям весной этого года. Сценарист и режиссер, выпускник Высших режиссерских курсов и киношко­лы Александра Митты Павел Мо­розов приехал в Клепиковский район и организовал творческую студию для молодежи, интересую­щейся кинематографом. Занятия проходят в Клепиках и Рязани, но в лагерь приехали не только отту­да, но и из Москвы, Екатеринбур­га, были даже из Черногории.

Известно, что педагогов сей­час ориентируют на результат. Хочешь - не хочешь, а представь проект в законченном виде. Не­удивительно, что у некоторых учителей возникает соблазн взва­лить самую сложную часть ра­боты на себя, чтобы не ударить в грязь лицом. В кинолагере все по-честному. Павел Анатольевич не бегает с камерами и штатива­ми, не пишет сценарий и сам ни­чего не придумывает. На то есть юные сценаристы, операторы, продюсеры, актеры, звукорежис­серы, осветители. Словом, налицо полный набор кинематографиче­ских профессий. Павел Морозов осуществляет общее руководство, отчасти он редактор, отчасти ре­жиссер. Но все, кто видел корот­кометражные фильмы студентов, удивляются их качеству и совсем не детскому подходу к делу.

-Да! Не верят! Кто-то думает, что за детей снимаем мы, взрос­лые, но вы сегодня на площадке и видите весь процесс своими глаза­ми, - говорит Павел.

Кроме Морозова, в наставни­ках у ребят еще профессиональ­ный видеооператор Роман Балуев. Он знакомит с техникой съемоч­ного процесса.

- В чем сложность съемок с уча­стием детей? - предвосхищает мой вопрос оператор из Москвы. - Дети не могут долго «держать» сцену, на четвертом, пятом дубле уже вы­дыхаются, теряют непосредствен­ность в кадре. А у оператора, на­оборот, первый дубль самый слож­ный, он редко выходит безупреч­ным. Проблема решается только по мере накопления опыта.

Через десять минут выезд на место съемок. Актеры лихорадоч­но заучивают роли, их наставни­ки проверяют аппаратуру. Время от времени раздается голос Павла Анатольевича: «Где кот? Следите за котом. Если он убежит, съемки можно заканчивать».

Дети бросаются за главным ге­роем и перехватывают его у самой двери. Судя по испугу в глазах, усатый явно равнодушен к актер­ским лаврам и во ВГИК поступать не собирается.

- «Пропалкот» - это история о мальчике, который потерял кота и расклеил объявления о пропа­же, - рассказывают ребята. - Под видом пропавшего кота ему пред­лагают другого, и мальчик согла­шается на замену. А почему это происходит и кто вынуждает его сделать этот шаг - ответ содер­жится в финале.

- Павел, а бывает так, что мо­раль, заключенная в сценарии, на выходе картины оказывается дру­гой, тоньше или глубже?

- Конечно. Иногда только в процессе работы приходит пони­мание - вот про что, оказывается, мы снимаем. Но такие неожидан­ности нередки и у мастеров боль­шого кино. Иногда актер задает свою, особую интонацию, и все акценты смещаются.

Киностудии присущ свой ав­торский почерк. В каждом филь­ме - неторопливое повествование, щемящая нота в конце и откры­тый финал. А еще в них есть не­обходимый воздух, который так трудно создавать в любых художе­ственных произведениях.

- Я ничего не навязываю, но стараюсь передать своим учени­кам то, чему учили меня. Мне близка эстетика фильмов Кесь­левского, Бергмана, отсюда, на­верное, и какая-то схожесть в темпоритме.

Мы много сейчас вздыхаем по поводу отсутствия детского кино. Самое печальное, что под вопро­сом оказался маленький зритель. В обществе потребления воспита­ние направлено на то, чтобы ма­лыши сразу превращались в моло­дых людей с высокими запросами, перескочив стадию детства с его культом бескорыстной дружбы, обостренным чувством справедли­вости. Но, может быть, свое слово скажет молодое поколение кине­матографистов, воспитанию кото­рого стараются быть причастными и такие лагеря, как «Лучкино»?

- То кино, которое было в на­шем детстве, исчезло. Продикто­вано это прежде всего коммерческими соображениями. Сейчас са­мое главное - сколько денег при­несет картина в первые дни про­ката. Такое кино снимается для всех, без ориентира на возраст ау­дитории. Для бизнеса это хорошо, для кино - плохо. Потому что как только мы начинаем создавать универсальный продукт, сразу возникает море компромиссов, - размышляет режиссер. - И все- таки нерентабельность детского кино - это не причина, чтобы его не снимать. У нас много чего не приносит дохода. Одно время по­всеместно отменяли электрички в виду их нерентабельности. Потом спохватились - как же без них? То же будет, уверен, и с детским ки­нематографом.

Даша Крылова из Рязани в ки­нолагере проводит вторую смену, ее идея легла в основу сценария фильма «Отец» (короткометраж­ку можно посмотреть на сайте газеты «Рязанские ведомости» в разделе «Кинозал»). В этой смене девочка хочет попробовать себя в роли продюсера. «Мне это нуж­но, чтобы развивать уверенность в себе. Я слишком мягкая по ха­рактеру. После школы постараюсь поступить во ВГИК на сценарный факультет».

Даше понадобилось все ее са­мообладание, чтобы удержать дисциплину на съемочной пло­щадке. Сцена снималась в подъезде одного из домов. День оказался особенно богат на всякого рода накладки. То актеры были неубе­дительны, то свет гас на лестнич­ной площадке. В разгар съемок в кадр влез пьяный мужчина, ре­шивший предложить себя на за­главную роль. В конце концов ис­терика случилась у кота, наотрез отказавшегося изображать покор­ное животное, после чего режис­сер объявил перерыв.

- Павел Анатольевич, как вы думаете, в возрождении детского кино кто должен играть сегодня ключевую роль? Режиссер? Про­дюсер? А может быть, министр культуры?

- Наверное, основной фигурой должен стать герой, которому хо­телось бы подражать, как мы это делали во времена нашего дет­ства с выходом на экран хороших фильмов. Но постепенно герой стал терять очертания, раство­ряться и совсем исчез. И это прои­зошло не только в кинематографе. Другие сферы искусства постигла та же участь. Наше время не для героя. И сама действительность, мне кажется, мало способствует его появлению. Я надеюсь, что за­рождение будущего героя начнет­ся в том числе и в таких любитель­ских киностудиях, как наша.

Как говорил персонаж одно­го из фильмов, для веселья наша планета мало оборудована, зна­чит, единственным оправданием собственного существования мо­жет быть желание сделать жизнь других людей чуточку легче, что­бы им не так грустно было на этом свете.

Фильмы, выходящие из студии «Лучкино», как раз и воспитывают в людях это сострадание. А еще - ответственность за тех, кого при­ручил. Пусть их герой пока не об­рел законченные черты, но ведь и само настроение фильма мо­жет воздействовать на зрителя не меньше убедительного героя.

Димитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

26 августа 2016 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области