Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Год кино 2016

Крути! Снято!

Как Степан Разин княжну утопил, или С чего пошёл российский кинематограф?

Для истории как науки вопрос «Кто был первым?» достаточно прост. Кто первый успел увековечить своё имя применительно к событию - тот и первый. А для истории как шоу этот вопрос зависит от многих субъективных причин...

Хотя историки знают, что первый фильм (продолжи­тельностью две с половиной секунды) был сделан Луи Лепренсом в 1888 году, а Томас Эдисон активно продавал свои фильмы и кинетоскоп до дека­бря 1895 года, днём рождения кинематографа считают 28 де­кабря 1895 года. Тот день, когда братья Люмьер организовали первый коллективный киносе­анс с показом коротких филь­мов - просмотр проецируемых на экран движущихся изобра­жений, образующих связные сюжеты. Этот принцип кино­показа, несмотря на техниче­ские изменения, сохранился в неприкосновенности до сегод­няшнего дня, и по этой при­чине 28 декабря закономерно считают днём рождения кино.

Но если с мировым кино всё более-менее ясно, то в отношении кино российского все весьма запутанно...

Почти мистическое совпадение

До сих пор День российско­го кино отмечается 27 августа. Это происходит по инерции с того времени, когда в эту же дату, определённую моментом подписания Декрета о нацио­нализации кинематографиче­ской промышленности, празд­новали День советского кино.

Но в какой день мы могли бы отмечать рождение рос­сийского кинематографа? По­пробуем разобраться.

Что греха таить, с 6 мая 1896 года (со дня первого киносеанса люмьеровских фильмов в Петербурге) поч­ти 12 лет российский зритель видел исключительно ино­странную кинопродукцию. Даже когда крайне редко на экране в хронике возника­ли родимые реалии - они бы­ли сняты зарубежными кино­операторами.

О российском игровом ки­но и говорить не приходилось, его просто не существовало.

Однако... В 1908 году ярос­лавский предприниматель Либкин впервые додумался не покупать фильмы, а брать их «взаймы». Так в России (впер­вые в мире!) появился кино- прокат.

И - началось!.. В Москве от­ставной есаул Александр Ханжонков снача­ла объявил се­бя представи­телем фирмы «Итала-фильм», а вскоре и соб­ственное дело начал. В Санкт- Петербурге дру­гой Александр - фотограф Дран­ков, используя монаршее бла­говоление, на­чал активно продвигать сня­тую им хронику на междуна­родную арену, устроив показ в Гамбурге на I Международной синематографической про­мышленной выставке.

Именно Дранков 27 авгу­ста («бывают странные сбли­женья...») стал первым россий­ским (да и вообще - первым!) «киношником», запечатлев­шим Льва Толстого. Так может, принять это событие за нача­ло российского кино?

Сюжеты из песни и романса

Но нет, не подходит. Хоть и велика личность Толстого, да вот к кинематографу он от­носился далеко не благожела­тельно, так что и съёмки-то делались чуть ли не тайком от него... Надо искать дальше.

И Дранков - в столице и Ханжонков - в Златоглавой, узнав о появлении у францу­зов фильма «Убийство герцога Де Гиза», грандиозной (по тем временам) 20-минутной кар­тины с историческим сюже­том, поняли, что пришло вре­мя снимать «первый россий­ский бытовой фильм» (слова Ханжонкова). Но сказать - лег­ко, а вот сделать...

В то время, когда во Фран­ции, Италии и США уже суще­ствовали люди, которых с пол­ным правом можно было на­звать режиссёрами кино (Пот­тер, Зекка, Ги, Нонге), в Рос­сии главным в кино оставал­ся человек, умевший крутить ручку киноаппарата и худо- бедно снимать хроникальные сюжеты так, чтобы потом бы­ло понятно, что происходило. Но до того момента, когда кто- то скажет оператору «Крути!» (команда «Мотор!», как и сам мотор в киноаппарате, появи­лась позднее на полтора де­сятка лет), надо было приду­мать, что снимать, то есть соз­дать «сценариус»...

Как сговорившись, оба Александра выбрали для ки­новоплощения истории мрач­ные, с убийством.

Внимание Александра Ханжонкова привлёк цыган­ский табор в окрестностях Москвы: живописная, шум­ная разновозрастная толпа, молодая красавица-цыганка и красавец-цыган с демониче­ским лицом. В сценарии, где наличествовала «любовь без­заветная, страсть к азарту не­удержимая и месть кровавая и танцы» (А. Ханжонков), уга­дывались следы пушкинского «Алеко» и горьковского «Ма­кара Чудры», но куда больше было от рокового цыганского романса.

Из русской песни «Из-за острова на стрежень...» (без которой не обходилось ни од­но застолье) взял сюжет своего фильма Александр Дранков.

Следует сказать, что для кино её приспособил человек, уже имевший с ней дело: быв­ший железнодорожник Васи­лий Гончаров. На его визитной карточке значилось: «член Об­щества литераторов и учёных в России, член Общества музы­кантов и композиторов». Не­задолго до описываемых событий он превратил песню в пьесу «Понизовая вольница». Сочинение сие до нас не до­шло, но, судя по газетным от­зывам, это и к лучшему... Исто­рия о том, как полевой коман­дир Степан Разин погубил мо­лодую персиянку, в интерпре­тации Гончарова обросла не­правдоподобными, но эффект­ными деталями - заговором со­ратников Разина против княж­ны и фальшивым письмом пер­сиянки к своему персидскому возлюбленному (писано пись­мо, правда, было по-русски), вызвавшим бешеную ревность Степана. Как и в песне, так и в сценарии дело кончалось ки­данием княжны в Волгу...

Первые русские киноактёры

В отличие от Ханжонко­ва, Дранков не стал надеять­ся на эффектных непрофес­сионалов, и предложил уча­ствовать в съёмках актёрам- любителям, которые хоть не­много, но понимали в природе сценического действа. На роль же Степана Разина Дранков за­лучил настоящего трагика - Евгения Петрова-Краевского, представителя старой школы, игравшего Отелло и Лира «с рычанием и потрясанием ру­ками».

Лето кончалось, ехать на Волгу для съёмок «разгула» было нерентабельно. Поэто­му Дранков выбрал для съём­ки «волжских сцен» небольшое озеро под Петербургом с поэтичным названием Разлив. Ни­кто и предположить не мог, что это озерцо войдёт в историю совсем по другой причине...

В то время, когда под Петер­бургом команда Дранкова ла­дила из арендованных лодок «Стеньки Разина челны», под Москвой груп­па Ханжонкова, во главе с опера­тором и изобре­тателем Влади­миром Сиверсеном, начала работу над «Дра­мой в таборе подмосковных цыган». Главный герой - моло­дой цыган должен был в азарте карточной игры проиграть все деньги, коня и поставить на кон молодую жену. Затрещал мо­тор, и цыгане, до того момента раскованные и страстные, с вы­ражением смертельного ужа­са на лицах замерли и стали ко­ситься на аппарат. Ни уговоры, ни крики Сиверсена не помога­ли. Тут уж не до танцев, дай бог сюжет до конца довести...

Что вышло из соревнова­ния двух Александров и в ка­кой день за российское кино должно поднимать тост, чи­татели «Вечёрки» обязатель­но узнают в 13-м выпуске га­зеты, который увидит свет 29 марта...

Владимир Холмогорский

Газета "Вечерняя Рязань"

15 марта 2016 г.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области