Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Год кино 2016Крути! Снято!
Как Степан Разин княжну утопил, или С чего пошёл российский кинематограф? Для истории как науки вопрос «Кто был первым?» достаточно прост. Кто первый успел увековечить своё имя применительно к событию - тот и первый. А для истории как шоу этот вопрос зависит от многих субъективных причин... Хотя историки знают, что первый фильм (продолжительностью две с половиной секунды) был сделан Луи Лепренсом в 1888 году, а Томас Эдисон активно продавал свои фильмы и кинетоскоп до декабря 1895 года, днём рождения кинематографа считают 28 декабря 1895 года. Тот день, когда братья Люмьер организовали первый коллективный киносеанс с показом коротких фильмов - просмотр проецируемых на экран движущихся изображений, образующих связные сюжеты. Этот принцип кинопоказа, несмотря на технические изменения, сохранился в неприкосновенности до сегодняшнего дня, и по этой причине 28 декабря закономерно считают днём рождения кино. Но если с мировым кино всё более-менее ясно, то в отношении кино российского все весьма запутанно... Почти мистическое совпадение До сих пор День российского кино отмечается 27 августа. Это происходит по инерции с того времени, когда в эту же дату, определённую моментом подписания Декрета о национализации кинематографической промышленности, праздновали День советского кино. Но в какой день мы могли бы отмечать рождение российского кинематографа? Попробуем разобраться. Что греха таить, с 6 мая 1896 года (со дня первого киносеанса люмьеровских фильмов в Петербурге) почти 12 лет российский зритель видел исключительно иностранную кинопродукцию. Даже когда крайне редко на экране в хронике возникали родимые реалии - они были сняты зарубежными кинооператорами. О российском игровом кино и говорить не приходилось, его просто не существовало. Однако... В 1908 году ярославский предприниматель Либкин впервые додумался не покупать фильмы, а брать их «взаймы». Так в России (впервые в мире!) появился кино- прокат. И - началось!.. В Москве отставной есаул Александр Ханжонков сначала объявил себя представителем фирмы «Итала-фильм», а вскоре и собственное дело начал. В Санкт- Петербурге другой Александр - фотограф Дранков, используя монаршее благоволение, начал активно продвигать снятую им хронику на международную арену, устроив показ в Гамбурге на I Международной синематографической промышленной выставке. Именно Дранков 27 августа («бывают странные сближенья...») стал первым российским (да и вообще - первым!) «киношником», запечатлевшим Льва Толстого. Так может, принять это событие за начало российского кино? Сюжеты из песни и романса Но нет, не подходит. Хоть и велика личность Толстого, да вот к кинематографу он относился далеко не благожелательно, так что и съёмки-то делались чуть ли не тайком от него... Надо искать дальше. И Дранков - в столице и Ханжонков - в Златоглавой, узнав о появлении у французов фильма «Убийство герцога Де Гиза», грандиозной (по тем временам) 20-минутной картины с историческим сюжетом, поняли, что пришло время снимать «первый российский бытовой фильм» (слова Ханжонкова). Но сказать - легко, а вот сделать... В то время, когда во Франции, Италии и США уже существовали люди, которых с полным правом можно было назвать режиссёрами кино (Поттер, Зекка, Ги, Нонге), в России главным в кино оставался человек, умевший крутить ручку киноаппарата и худо- бедно снимать хроникальные сюжеты так, чтобы потом было понятно, что происходило. Но до того момента, когда кто- то скажет оператору «Крути!» (команда «Мотор!», как и сам мотор в киноаппарате, появилась позднее на полтора десятка лет), надо было придумать, что снимать, то есть создать «сценариус»... Как сговорившись, оба Александра выбрали для киновоплощения истории мрачные, с убийством. Внимание Александра Ханжонкова привлёк цыганский табор в окрестностях Москвы: живописная, шумная разновозрастная толпа, молодая красавица-цыганка и красавец-цыган с демоническим лицом. В сценарии, где наличествовала «любовь беззаветная, страсть к азарту неудержимая и месть кровавая и танцы» (А. Ханжонков), угадывались следы пушкинского «Алеко» и горьковского «Макара Чудры», но куда больше было от рокового цыганского романса. Из русской песни «Из-за острова на стрежень...» (без которой не обходилось ни одно застолье) взял сюжет своего фильма Александр Дранков. Следует сказать, что для кино её приспособил человек, уже имевший с ней дело: бывший железнодорожник Василий Гончаров. На его визитной карточке значилось: «член Общества литераторов и учёных в России, член Общества музыкантов и композиторов». Незадолго до описываемых событий он превратил песню в пьесу «Понизовая вольница». Сочинение сие до нас не дошло, но, судя по газетным отзывам, это и к лучшему... История о том, как полевой командир Степан Разин погубил молодую персиянку, в интерпретации Гончарова обросла неправдоподобными, но эффектными деталями - заговором соратников Разина против княжны и фальшивым письмом персиянки к своему персидскому возлюбленному (писано письмо, правда, было по-русски), вызвавшим бешеную ревность Степана. Как и в песне, так и в сценарии дело кончалось киданием княжны в Волгу... Первые русские киноактёры В отличие от Ханжонкова, Дранков не стал надеяться на эффектных непрофессионалов, и предложил участвовать в съёмках актёрам- любителям, которые хоть немного, но понимали в природе сценического действа. На роль же Степана Разина Дранков залучил настоящего трагика - Евгения Петрова-Краевского, представителя старой школы, игравшего Отелло и Лира «с рычанием и потрясанием руками». Лето кончалось, ехать на Волгу для съёмок «разгула» было нерентабельно. Поэтому Дранков выбрал для съёмки «волжских сцен» небольшое озеро под Петербургом с поэтичным названием Разлив. Никто и предположить не мог, что это озерцо войдёт в историю совсем по другой причине... В то время, когда под Петербургом команда Дранкова ладила из арендованных лодок «Стеньки Разина челны», под Москвой группа Ханжонкова, во главе с оператором и изобретателем Владимиром Сиверсеном, начала работу над «Драмой в таборе подмосковных цыган». Главный герой - молодой цыган должен был в азарте карточной игры проиграть все деньги, коня и поставить на кон молодую жену. Затрещал мотор, и цыгане, до того момента раскованные и страстные, с выражением смертельного ужаса на лицах замерли и стали коситься на аппарат. Ни уговоры, ни крики Сиверсена не помогали. Тут уж не до танцев, дай бог сюжет до конца довести... Что вышло из соревнования двух Александров и в какой день за российское кино должно поднимать тост, читатели «Вечёрки» обязательно узнают в 13-м выпуске газеты, который увидит свет 29 марта... Владимир Холмогорский Газета "Вечерняя Рязань" 15 марта 2016 г.
|
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятияРязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |